Принятый с участием оппозиции закон о выборах открывает власти путь к контролю над будущей Радой

Оппозиция дает "добро"

Как и предсказывала ЛІГАБізнесІнформ, закон о выборах оказался принят в нужной для власти редакции. Изначально запуганная более жестким вариантом закона оппозиция проголосовала за как бы компромиссный вариант. Принятые 366 голосами правила игры - попытка консервации нынешнего, удобного для Администрации президента парламента.

Когда летом на Банковой окончательно решали вопрос о том, в каком формате пройдут следующие выборы народных депутатов, главным аргументом сторонников смешанной системы (группы Сергея Левочкина) было отсутствие в нынешнем законодательстве императивного мандата. Весной 2010 года отменой этой нормы в законе о регламенте Верховной Рады Банковая добилась развала демократического большинства. Именно тогда чей-то острый язык и родил термин "тушка". Следовательно, если императивного мандата нет, значит, партийная избирательная система не сможет обезопасить власть от парламентского бунта в случае бунта народного. И значит нужно компенсировать пикирующий рейтинг Партии регионов прямой квотой Банковой в мажоритарных округах.

На самом деле принятый вчера под громкие декларации о политическом компромиссе закон о выборах - это полная и безоговорочная тактическая победа Администрации президента. За год до выборов он решил несколько явных и не вполне очевидных задач.

Задачи явные и скрытые

К явным можно отнести саму, комфортную для Банковой, систему проведения плебисцита. Например, в законе была оставлена принципиальная норма о том, что мажоритарщики могут одновременно баллотироваться по списку партии. Это было крайне важно в условиях недовольства старых донецких регионалов отсутствием гарантий их попадания в Раду.

Теперь о задачах и последствиях неявных, но не менее важных. Во-первых, голосование за закон большей частью депутатов от Батькивщины заранее легитимизировало следующие выборы, даже в случае недопуска к ним посаженной в тюрьму Юлии Тимошенко.

Во-вторых, коллективная поддержка закона (властью и оппозицией) сводит на нет претензии к нему со стороны Венецианской комиссии. Как вчера в ходе разговора с корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ признался депутат-нунсовец Тарас Стецькив, сотрудничеством с властью оппозиция сама загнала себя в угол, поскольку увидев процесс поиска компромисса, сами представители комиссии начали выступать за принятие закона. Хотя ранее Венецианская комиссия принципиально выступала с критикой смешанной системы выборов, отстаивая введение открытых списков. После поддержки законопроекта оппозицией (формальным его автором выступил, кстати, оппозиционер-нунсовец Руслан Князевич) Европа лишается значительной базы аргументов для критики предстоящих выборов. Хотя эта критика в ходе избирательной кампании и особенно по ее окончании самой украинской оппозиции очень даже может понадобиться.

В-третьих, поддержка закона со стороны нунсовцев - членов Фронта змін Арсения Яценюка, Николая Мартыненко и примкнувшего к ним Давида Жвании показало, что все заявления молодого и активного вице-лидера оппозиции о неучастии в выборах при недопуске к ним Тимошенко - всего лишь игра на публику, сочувствующую Тимошенко. Как говориться, дружба дружбой, а табачок врозь.

Новая-старая конфигурация

В целом по итогам голосования становится понятно, что глобальный замысел Банковой - консервация нынешнего, крайне удобного для нее парламента еще на один срок. И в этом, как видно, заинтересована как власть, так и непримиримая в борьбе с ней оппозиция.

Пятипроцентный барьер формирует примечательную структуру следующей Рады. Доминирующая сила - фракция ПР, усиленная региональными же мажоритарщиками. Далее - наводненная очередной партией тушек Батькивщина (не так давно мы писали о том, что партийный список будет, скорее всего, формироваться по старому и проверенному аукционному принципу). Затем пойдет сотканный частично из нунсовцев и частично из региональных бизнесменов среднего звена Фронт змін, который за счет сомнительного кадрового состава будет страдать теми же болезнями, что и Батькивщина.

После Яценюка, с большой вероятностью, в парламент проходит полезная для Банковой фракция коммунистов (эдакий сообщающийся сосуд для перетекающего от ПР электората). При этом мажоритарщикам от КПУ зеленый свет, скорее всего, не дадут. Лояльные к власти члены Народной партии Владимира Литвина будут либо интегрированы Левочкиным в список ПР, либо проведены им же по мажоритарке.

При принятом довольно высоком барьере под вопросом остается судьба Свободы. Хотя отдельные депутаты-мажоритарщики Свободы (включая Олега Тягнибока) в Раду все же зайдут.

Сейчас по расчетам самой Банковой, скажем так, немоделированными остаются около 20 мест в парламенте. Небольшая спонтанная фракция может быть сформирована из представителей крупной бизнес-элиты, известных в прошлом политиков и случайно вынесенных по мажоритарке людей. Это формирование если и будет мутить воду, то погоду все равно не сделает. Словом, главная цель Банковой - простое большинство - вполне может быть достигнута.

Таким образом, Администрация президента заблаговременно позаботилась о том, чтобы выиграть выборы еще до их начала. Как признаются сами депутаты от оппозиции, контроль над следующим парламентом президент Виктор Янукович, скорее всего, получит. Во многом благодаря компрадорским настроениям самой оппозиции. Переломить неугодный контроль над Радой и в целом ухудшающуюся ситуацию в стране сможет только одно - массовый протест населения, под который в целях самосохранения будет вынуждена подстроиться и сама Рада. Фактически, сейчас народ остается единственной надеждой оппозиции и единственной не вычисленной неизвестной в уравнении, решаемом властью.

Сергей ВЫСОЦКИЙ