Присяга с запахом пороха. Как Украина получила нового омбудсмена
Присягу омбудсмена Валерия Лутковская приняла на внеочередном заседании парламента в пятницу, 27 апреля. Хотя ключевым поводом провластное большинство обозначило обсуждение взрывов в Днепропетровске, в результате которых пострадало три десятка человек.
Лутковскую (эксзамминистра юстиции и представителя украинского правительства в Европейском суде по правам человека) избрали уполномоченным Верховной Рады по правам человека в минувший вторник тайным голосованием. Принять присягу сразу она не смогла. Депутаты от оппозиции заблокировали парламентскую трибуну и ложу президиума, узнав о том, что к лидеру Батькивщины Юлии Тимошенко в Качановской колонии была применена грубая сила. Блокада продолжалась всю неделю.
В среду тогда еще действующий омбудсмен Нина Карпачева преподнесла бывшим коллегам по Партии регионов неприятный сюрприз - заявила о том, что ее представитель посетил Тимошенко и зафиксировал на теле заключенной несколько гематом. А потом и вовсе добила: сказала, что увидела телесные повреждения лично. Депутаты от провластного большинства нервничали. В кулуарах прошел слух, что им строго-настрого запретили разлетаться на майские праздники в дальние края до тех пор, пока новый уполномоченный по правам человека не примет присягу и не вступит в законные права.
В четверг утром парламентские журналисты не смогли попасть на рабочие места. Ложу прессы закрыли по просьбе лидеров фракций большинства - Александра Ефремова, Петра Симоненко, Игоря Шарова и Игоря Рыбакова. Мол, прессе на балконе есть чем заняться во время пленарных заседаний, но поскольку трибуна заблокирована, то и просиживать штаны нечего.
Журналисты довольно быстро отвоевали право освещать блокаду Рады, набросившись на исполнителя странной просьбы - спикера Владимира Литвина. Сами инициаторы запрета перед репортерами и камерами показаться так и не решились. Оппозиционеры заявили, что смысл этой затеи заключался в том, чтобы в отсутствие представителей СМИ разблокировать работу Рады силовым путем. Благо, такой опыт у большинства уже имеется.
По словам тех же оппозиционеров, в последний момент от такого сценария отказались. Возможно, у кого-то не самого глупого, сложилась в голове картинка: власть препятствует журналистской деятельности, чтобы без лишних свидетелей зачистить от оппозиции парламентскую трибуну и привести к присяге нового омбудсмана. А это - крупный скандал.
В пятницу часть депутатов от БЮТ и НУНС планировала отправиться в Харьков на очередной суд по делу Тимошенко. Штыки у парламентской трибуны должны были поредеть. В кулуарах и курилках парламента заговорили о внеочередном заседании в субботу.
Регионалы настаивали на том, что присяга омбудсмена - вопрос не первоочередной. Например, Ярослав Сухой уверял, что парламенту крайне необходимо ратифицировать международные соглашения, по которым у Украины могут быть финансовые обязательства. А Михаил Чечетов заявил, что если парламент не разблокировать, ветераны и малообеспеченные останутся без социальных выплат к майским праздникам.
Покривили душой оба. Соглашение с Японией, которое Рада таки ратифицировала на внеочередном заседании, никаких финансовых обязательств за собой не влечет. А изменения в бюджет, связанные с социальными выплатами, уже были приняты депутатами на прошлой пленарной неделе.
Всех интересовало: зачем власти понадобилось экстренное заседание. Приведение к присяге Лутковской - как-то мелковато. Склонялись к варианту: введение чрезвычайного положения и отвлечение внимания от ситуации с побоями Тимошенко. В 15.00 стало известно, что депутаты собираются на внеочередную сессию. Первый и главный вопрос - взрывы в Днепропетровске.
Оппозиционер Арсений Яценюк сообщил журналистам, что депутаты от меньшинства даже готовы разблокировать трибуну по такому случаю. Но только после того, как правоохранительные органы изучат ситуацию и придут в парламент с серьезными докладами и предложениями.
Все оказалось гораздо проще. Спикер Литвин срочно исчез "по делу". Заседание, как и всегда в подобных скользких случаях, принялся вести его первый заместитель Адам Мартынюк. Президиум и трибуну большинство зачищать не стало. Просто организовали Мартынюку рабочее место в ложе под балконом прессы, в секторе Партии регионов.
Перед депутатами выступили первый замглавы СБУ Владимир Рокитский, замминистра внутренних дел Виктор Ратушняк, замгенпрокурора Евгений Блаживский и глава МЧС Виктор Балога. Они пересказали депутатам новости из интернета и ответили на несколько вопросов. Уложились в 40 минут.
Затем оперативно ратифицировали соглашение с Японией о послеаварийном реагировании на чрезвычайные ситуации на атомных станциях. Провалили оппозиционный проект постановления о недоверии генеральному прокурору Виктору Пшонке. Пристроили на работу в комитеты новых нардепов. И менее чем через час после начала внеочередного заседания, созванного по поводу трагедии в Днепропетровске, перешли к присяге омбудсмена.
Обычно присягу в парламенте принимают на трибуне. Кстати, силовиков, которые информировали о взрывах, оппозиция туда пускала. Но когда Мартынюк дошел до последнего вопроса повестки дня - вступления Лутковской в должность, трибуна снова оказалась занята оппозиционерами.
Обошлось без драки. Новый омбудсмен на трибуну не претендовала. Прочитала присягу в сессионном зале - прямо у входных дверей, под скандирование оппозиции "Ганьба!". Затем депутаты от большинства уволили и поблагодарили за работу Карпачеву и под крики коллег из меньшинства "Банду - геть!" разошлись по домам.
Страна пока не знает и, может быть, никогда не узнает, кто виновен в серии терактов в Днепропетровске. Но очевидно, что парламентское большинство цинично использовало чрезвычайную ситуацию, чтобы привести к присяге нового омбудсмена. Карпачева, в конце каденции усердно заинтересовавшаяся судьбой Тимошенко, для власти стала лишней. Насколько заинтересуют Лутковскую права арестованных оппозиционеров - большой вопрос. До сих пор в интервью ЛІГАБізнесІнформ и в телеэфирах она обещала никого не разделять на своих и чужих. Пока что это - только слова.