Уже имея срок за предыдущее дело, Юрий Луценко на последнем заседании суда не стеснялся в выражениях и оценках

Вчера, 23 апреля, в Печерском райсуде Киева состоялось предварительное заседание по новому уголовному делу против экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. Напомним, теперь поводом для разбирательства стала слежка за водителем экс-замглавы СБУ в рамках дела об отравлении Виктора Ющенко.

Заседание состоялось со второй попытки. Первый раз, 2 апреля, слушание перенесли, поскольку из-за процедурной волокиты в суд не был доставлен подсудимый. Вчера же Луценко и его защита успели заявить четыре ходатайства. Все они закончились отказом. Мотивировка решений судьи Анны Медушевской удивительным образом повторяла позицию прокуроров: для отвода судьи нет оснований, коллегиальное рассмотрение - не обязательно, закрытие дела - преждевременно.

Судебное заседание выдалось для судьи Медушевской нелегким. Для нее были не новы ни обвинители, ни подсудимый, она была одной из трех судей, рассматривавших уголовное дело по предыдущим обвинениям Луценко. Но раньше все потоки критики Луценко были направлены на председательствующего судью Сергея Вовка, реже - на его коллегу Оксану Царевич. Медушевская как самая молодая (и, по-видимому, чье мнение было наименее значимым в этой тройке) практически всегда оставалась без внимания Луценко.

Каждый может надеть черную мантию и выступать от имени Украины. Я хочу узнать, кто именно и на основании каких документов сейчас находится передо мной
Теперь же ситуация изменилась. Согласно протоколу, судья попросила подсудимого представиться. Формальная, казалось бы, процедура растянулась на целых 15 минут и превратилась в настоящую перепалку:

- Подсудимый, устанавливаются ваши данные, представьтесь, пожалуйста.

- Для начала вы скажите, кто вы, чтобы я знал, кому я даю свои данные.

- Вы их даете председательствующему по делу судье.

- Вот прошу предоставить об этом соответствующие документы. Каждый может надеть черную мантию, сесть за стол и выступать от имени Украины. Я хочу узнать, кто именно и на основании каких документов сейчас находится передо мной.

Медушевская осеклась, но пыталась не терять невозмутимости:

- Юрий Витальевич, сейчас мы будем согласно процессу устанавливать вашу личность. Вы отказываетесь от этого?

- Нет, не отказываюсь. Но я желаю давать ответы судье, поэтому прошу предоставить документы о том, что вы: а) судья; б) законно назначены на этот процесс. Наверняка есть распоряжение председателя суда, есть протокол компьютерного отбора, предоставьте их мне. С кем я имею дело? Кто передо мной?

Луценко не унимался, видя, что это несколько выбивает судью из колеи. Но Медушевская сумела не потерять самообладания. Она разъяснила подсудимому, что все его просьбы будут рассмотрены на стадии ходатайств.

- Тогда я даю ответ не представившемуся лицу, что я Луценко Юрий Витальевич.

Последующие ответы были в этом же духе:

- Удовлетворяя интерес лица, представившегося судьей, отвечаю, что я родился 14 декабря 1954 года, в роддоме номер один города Ровно. Отвечая на вопрос не представившегося лица, докладываю, что я украинец. Лицу, которое надело мантию, и только поэтому хочет, чтобы его считали судьей, отвечаю: да, я женат.

Необходимость давать давно всем известные ответы раздражала Луценко.

- Где вы работаете и кем?

- Госпожа, которая не представилась, должна бы знать, что сейчас я работаю в СИЗО города Киева в качестве подопытного тех, кто называет себя медиками.

- Есть ли у вас государственные награды?

- Да, гражданка, которая задает мне такие интересные вопросы, ответы на которые знает, по крайней мере, год, у меня есть государственные награды.

В Лукьяновском СИЗО сегодня карта моей регистрации. Из еврохаты 136 меня доставили конвоем сюда - в эту евроклетку
- Где вы зарегистрированы?

- В Лукьяновском СИЗО.

- Согласно вашей регистрации…

- Я говорю, в Лукьяновском СИЗО сегодня карта моей регистрации. Из еврохаты 136 (номер камеры Луценко, - ред.) меня доставили конвоем сюда - в эту евроклетку.

- Где вы проживаете?

Медушевская меняла формулировку вопросов, но у нее так и не получалось добиться нужного ответа.

- В еврохате номер 136. После того как европейские делегации начали посещать политических заключенных Лукьяновского СИЗО, меня перевели из царской норы в европейскую камеру, там я и ночевал сегодня.

- То есть вы не можете назвать место своей регистрации?

- Кто не может? Вы ко мне сейчас обращаетесь, или с кем вы разговариваете?

- Я у вас спрашиваю согласно паспортным данным, где вы зарегистрированы?

- Ах, согласно паспортным данным? По паспортным данным, я зарегистрирован в Киеве по улице… Дмитриевской, - название улицы Луценко подсказала супруга Ирина по документам, лежавшим у нее на столе. На заседаниях по предыдущему делу Луценко объяснял, что в связи с угрозами в свой адрес, он был зарегистрирован по адресу своего водителя, где не проживал.

- Дом 69, квартира 30? - уточнила судья.

- Вы знаете лучше меня, оказывается…

- Вы ранее судимы?

- Вашими стараниями да.

На этом стадия "интересных" вопросов закончилась.

- Теперь я хотел бы воспользоваться своим правом на ходатайство, - начал было подсудимый, но судья его остановила, в очередной раз заверив, что такая возможность будет предусмотрена на соответствующей стадии.

- А что вам мешает принять мое ходатайство, как предусмотрено законом, в любое время?

- Я хочу объявить состав суда, - тихим, ледяным голосом сказала судья.

- Прошу, - с напускным великодушием ответил Луценко.

Медушевская продолжила. Когда она представляла прокуроров Евгения Зинченко и Дмитрия Лобаня, Луценко театрально зааплодировал. "Да здравствуют самые тупые прокуроры в мире!" - поприветствовал он. Зинченко и Лобань никак не отреагировали на это оскорбление.

Когда и эта процедура завершилась, Медушевская спросила, есть ли ей отводы. Но Луценко вновь напомнил о своем ходатайстве.

- Я прошу предоставить мне документы, чтобы я мог к вам обращаться "Ваша честь".

- Это можно считать вашим заявлением об отводе? - поинтересовалась судья.

- Нет, это заявление о знакомстве. Как я могу отвести человека, не зная, кто он. Я хочу у вас узнать, кто вы, уважаемая госпожа.

Судья сдалась. Она поставила просьбу Луценко на обсуждение. Но вряд ли это можно было считать боем, выигранным Луценко. Как только стороны выразили свои мнения по этому вопросу, судья отказала в удовлетворении.

И это сразу же стало поводом для заявления ей отвода.

- Я абсолютно, на 100%, уверен, что выиграю дело в Европейском суде относительно моего незаконного задержания. И с того момента вы будете признаны человеком, нарушавшим мои права. Я считаю, что вы в ближайшее время должны быть отстранены от должности судьи. В связи с этим, у меня есть все основания считать вас необъективной, - мотивировал свою позицию Луценко. И тут же припомнил упрямое нежелание суда принимать решение о его лечении.

Поездка в Страсбург за бюджетные деньги двух балбесов из прокуратуры ничему не научила. Кажется, только уголовное дело может их исправить
Прокуроры ожидаемо возразили.

- Мы против удовлетворения ходатайства, - начал Лобань.

- Кто б сомневался, - хмыкнул Луценко.

- В судебном заседании не было предоставлено достаточно оснований для отвода судьи, - продолжил прокурор.

- Как видно, поездка в Страсбург за бюджетные деньги двух балбесов из прокуратуры ничему не научила. Кажется, только уголовное дело может их исправить, - съязвил Луценко, намекнув на рассмотрение своего дела в Европейском суде по правам человека, на заседании которого присутствовали прокуроры.

Компенсацией прокурорам за такие издевки можно считать решения судьи, она каждый раз становилась на сторону обвинения. Вот и сейчас из совещательной комнаты Медушевская вернулась с отказом Луценко.

- По моему мнению, вы не рассмотрели объективно предоставленные вам доказательства, - сказал Луценко и повторно заявил отвод. - Более того, чтобы это ходатайство не показалось вам повтором, я прошу, чтобы меня судили коллегиально.

Впрочем, и в этой просьбе Луценко было отказано. Как пояснила Медушевская, коллегиальное рассмотрение дела предусмотрено, когда подсудимому грозит больше 10 лет тюрьмы. Тут Луценко не повезло - по его статье санкция меньше.

- Ваша честь, учитывая ваши решения в совещательной комнате, я считаю, что ходатайствовать к вам дальше нет никакого смысла. Я собирался заявить ходатайство об отводе наших чудо-прокуроров, но потом подумал: где мы еще найдем таких тупых? Это уже готовые экземпляры, которые прошли даже европейские испытания…

Судья оборвала Луценко и попросила контролировать высказывая.

- Я контролирую! Я абсолютно убежден, что они тупые. Могу обосновать, если суд это интересует. Пусть остаются. Возможно, кому-то в Украине станет легче от того, что все интересные собраны на этом процессе. Поэтому, думаю, что не буду объявлять заявление об отводе этих двух чудесных умственно безработных граждан, и пусть они дальше продолжают выполнять поставленное Януковичем решение. Тем более что такие прекрасные козьи рожи, которые корчит сейчас Лобанов, украшают наш суд и, безусловно, добавляют ему некоего игривого весеннего настроения, - с издевкой сказал Луценко.

Лобаню и вправду с трудом удавалось сдерживать эмоции, негодование четко читалось на его лице. Он даже покраснел.

Следующее ходатайство заявил адвокат Луценко - Алексей Баганец. Он попросил суд закрыть уголовное дело в связи с отсутствием события и состава преступления.

Когда слово перешло снова к подсудимому, он обратил внимание на один момент, весьма показательный для понимания процессуальной чистоты этого процесса. Как оказалось, ни Луценко, ни его защита не получили копии обвинительного заключения по уголовному делу.

- У меня нет ни копии обвинительного заключения, ни даже повестки на это заседание. Вы должны были проверить эти обстоятельства перед тем, как начать заседание. Я не понимаю, почему вы так грубо нарушаете нормы уголовно-процессуального права. Либо по неопытности, либо по злому умыслу. Перед тем, как начать предварительное заседание, вы должны были убедиться, что я за три дня получил повестку и копию, - возмутился экс-министр.

Где гражданин Давыденко? Кто пострадал от этих беспредельщиков? Нет его. И не будет, поскольку он прекрасно знает, что нарушения его интересов не было
После того, как жалоба на подобные действия Медушевской была занесена в протокол заседания, Луценко продолжил. Больше 20 минут он подробно излагал судье основания, на которых за Валентином Давыденко, водителем бывшего заместителя главы СБУ Владимира Сацюка, велась слежка.

- Все действия в отношении гражданина Давыденко были законными, санкционированными судом и Генпрокуратурой. И они ни в каком случае не могут рассматриваться как незаконные. Прошу это дело закрыть, - сказал он, завершая свою речь.

Тем не менее, судья не нашла оснований закрыть дело. По ее мнению, такое решение суд может принять только после изучения всех доказательств и допроса свидетелей, соответственно, ходатайство - преждевременно.

Примечательно, что судья даже не вспомнила об отсутствии потерпевшего - Давыденко. На прошлом, несостоявшемся заседании неявка водителя Сацюка вместе с недоставкой Луценко была расценена как причина для переноса заседания.

В принципе, даже абстрагируясь от обстоятельств этого конкретного процесса, тот факт, что потерпевший, по заявлению которого и было возбуждено уголовное дело, на рассмотрении присутствовал один раз - в день своего допроса, на котором успел сказать, что потерпевшим себя не считает, не добавляет баллов обвинителям.

На отсутствии Давыденко акцентировал внимание только сам Луценко:

- Где гражданин Давыденко? Кто пострадал от этих беспредельщиков Луценко, Тарасенко и Павленова? Покажите мне его? Спрашивается, где он? Нет его. Больше вам скажу, и не будет, поскольку он прекрасно знает, что нарушения его интересов не было.

Определившись с последним ходатайством, Медушевская закрыла заседание, назначив следующее аж на 18 мая. Кто-то из участников процесса даже удивленно присвистнул. Никто не ожидал, что судья возьмет столь длительный интервал между заседаниями.

Защита сразу же выдвинула свою версию такой затяжной паузы. "Я это связываю с двумя моментами. Во-первых, с тем, что 15 мая будет слушаться наша апелляция на предыдущий приговор суда по Луценко. А во-вторых, к этому времени мы ожидаем вердикт Европейского суда по правам человека", - сказал журналистам Баганец.

Логика в этом предположении адвоката, несомненно, есть. Уже вторая большая пауза в процессе косвенно подтверждает тот факт, что власть таки ждет решения Европейского суда. Скорее всего, именно от него будет зависеть стратегия дальнейших действий по отношению к экс-министру и соратнику Юлии Тимошенко. В частности, по этому делу.

Досье на Юрия Луценко