0259e1e86ac7e081fb6a33f984237145.jpg

Украинское руководство после недолгих колебаний признало необходимость конструктивного диалога с Москвой, что само по себе предполагает начало уступок. Всего за несколько месяцев тон киевских начальников с угроз разорвать газовый контракт в одностороннем порядке сменился на согласие выслушать аргументы российских коллег. По крайней мере, о том, что Украина готова спокойно и без истерик обсудить сложившуюся между двумя странами газовую ситуацию, заявил глава украинского правительства Николай Азаров. Сколько бы ни говорила разноцветная власть в Украине о приоритетности "европейского вектора интеграции", но когда дело доходит до российского газа, вся внешнеполитическая стратегия снова превращается в "многовекторность" времен Леонида Кучмы.

Еще недавно украинские эксперты отмечали эффективность проводимой украинским правительством и лично Азаровым переговорной политики с Газпромом и Россией. Премьера хвалили за твердую самостоятельную позицию. После того как 10 августа Азаров заявил, что даже с учетом предусмотренной харьковскими соглашениями цена на российский газ для Украины не является рыночной, появилась иллюзия, что с Кремлем можно говорить на равных и нынешнему руководителю Кабмина это почти удается. "Никто не ожидал от Азарова такого мужественного заявления. Это неплохая форма воздействия на, так сказать, слишком обнаглевший Газпром. Это форма такого давления со стороны нашего премьера. И, в принципе, это впервые за несколько лет украинские власти огрызаются на откровенно хамскую позицию России", - отметил тогда директор Социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.

По словам Небоженко, это был верный ход. "Самостоятельная позиция и своеобразный шантаж со стороны Киева - очень правильный ход перед газовыми переговорами с Россией, которые затянулись", - отметил политолог.

Озвучивая на встрече с журналистами перспективы украинско-российского сотрудничества, Азаров излучал оптимизм даже тогда, когда с более узкой темы поставок энергоресурсов перешел к объемному и не менее проблемному вопросу Таможенного союза.

"Сделанные наработки наш президент будет обсуждать с президентом России (11 августа президенты Украины и России встретились в Сочи, – ред.). Формула "3+1", я думаю, вполне может быть наполнена абсолютно реальным содержанием ", - сказал премьер. Таким образом, он во всеуслышание заявил, что его не только не устраивает цена на российский газ, которая вполне устраивает Россию, но и к Таможенному союзу Украина если и присоединиться, то исключительно на своих условиях. На условиях, которые были придуманы в Украине и для Украины, потому что ни о каких "3+1" ни Белоруссия, ни Казахстан – сегодняшние члены ТС - не слышали.

Смело? Да. Потому что спор с Россией всегда выглядит смело. Красиво? Еще как. Ведь руководитель правительства, говорящий с партнерами языком ультиматума, – это всегда выглядит эффектно и сулит спикеру политические дивиденды. Вот только в диалоге принимают участие две стороны. И для того, чтобы подводить итоги дискуссии, необходимо, чтобы высказались обе.

Россия ответила истинно в имперском духе: предоставив возможность выговорится своим оппонентам, выждав паузу, президент Дмитрий Медведев аккурат в День Независимости Украины сказал, что если Киев будет отказываться от стандартных условий работы в ТС, то и разговаривать с ним будут "по-другому". "Мы не можем согласиться на подключение Украины по каким-то там формулам типа "3 + 1" - "мы 20 документов подпишем, а 30 не будем". Нет! Или пусть вступает целиком полностью, или это уже другой путь, что создаст соответствующую обстановку", - предупредил президент РФ.

Далее, говоря о цене на газ, которая по мнению украинского премьера не рыночная, российское руководство ответило не менее однозначно – все существующие договора должны выполняться, и точка.

"Действует соглашение, которое должно исполняться", - подчеркнул президент России. Главе российского государства вторит и аппарат премьер-министра Владимира Путина: в вопросе Украины тандем остается тандемом.

"Российская сторона исходит из того, что между соответствующими организациями РФ и Украины есть действующие соглашения, обязательства по которым выполняются Россией в полном объеме. Разумеется, мы рассчитываем в этом вопросе на принцип взаимности", - сказал пресс-секретарь премьера РФ Дмитрий Песков.

Итак, обе претензии Украины - как по цене на газ, так и по вопросу сотрудничества с ТС - были жестко парированы северными соседями. Какова же реакция украинского руководства?

26 августа в Донецке президент страны, которая еще недавно официально заявляла, что не видит других способов сотрудничества с Россией в рамках Таможенного союза, кроме формулы "3+1", заявил "о необходимости поиска компромисса".

30 августа премьер-министр страны, которая еще две недели назад была готова разорвать "кабальные" газовые договора с Россией, также стал более сговорчив. "Украина настроена на нормальный переговорный процесс по изменению газовых контрактов с Россией. Разные гипотетические возможности существуют, но я все-таки сторонник нормального переговорного процесса на условиях равноправия, на условиях уважения", - сказал Николай Азаров.

Время уходит, договариваться просто необходимо, поскольку отсутствие договоренностей "увеличивает нагрузку на экономику и на наших людей", резюмировал премьер. Правда, при этом все же снова огрызнулся: заявил, что в ближайшие годы Украина в три раза сократит потребление российского газа, заменив его собственным углем. Учитывая крайне высокую аварийность угольной отрасли и неэкологичность добываемого ею вида топлива, реалистичность и целесообразность этой идеи выглядит небезукоризненно. Но это уже другая история.