098e8da08d90b801929bfcbee74842a2.jpg

Местные выборы в Украине практически завершены. И хотя избирательные комиссии еще устанавливают последние результаты, в ряде городов возможны судебные споры, а в Мариуполе и Красноармейске на 29 ноября назначено отдельное голосование, можно подводить промежуточные итоги. Значимость этих выборов заключается не только в том, что в некоторых регионах удалось обновить местную власть, но и в том, что они стали последней репетицией перед возможными досрочными парламентскими выборами, в которых заинтересованы реваншисты и многие внепарламентские проекты.

Редакция ЛІГА.net поинтересовалась у экспертов: каковы главные тренды местных выборов-2015?

"Хоть БПП и заявляет о победе, голосуют за него все меньше. При этом основные силы, которые ему оппонируют, - ОппоблокСвободаБатькивщина, недавно появившийся Укроп, - набирают. Происходит постепенная потеря власти. Даже в Киевской области, где, казалось бы, у БПП высокие результаты, коалиция в облсовете создана без них, но на базе проукраинских оппозиционных партий", - комментирует  показатели партии Порошенко ЛІГА.net политтехнолог Сергей Гайдай.

БПП Солидарность, по данным Комитета избирателей Украины, на этих местных выборах выдвинула наибольшее количество кандидатов - 27854. Но по КПД этих выдвиженцев президентская сила оказалась на втором месте после проекта Видродження: она смогла провести в местные советы 29,7% кандидатов. При этом на пятки БПП наступает Батькивщина, которая получила примерно на 700 депутатских кресел меньше. Наиболее неутешительная ситуация с мэрами от БПП в областных центрах. Фактически уверенную победу получил только Виталий Кличко в Киеве. Удалось во втором туре вырвать мэрство Николаю Романюку в Луцке. В Житомире, Чернигове и Кировограде официальные результаты ЦИК еще не объявил.

Карта результатов местных выборов: мэры, облсоветы и горсоветы

"Это была попытка создания партии власти, но она провалилась, - комментирует результат БПП ЛІГА.net профессор НаУКМА Михаил Минаков. - БПП не смог установить контроль над всеми или хотя бы 90% областей и районов, как это сделал в 2010 году Янукович. Они старались, выдвинули самое большое количество кандидатов, потратили массу ресурсов, использовали админресурс, 14 губернаторов шли в списках - и не смогли. Это говорит о здоровье украинского общества. И о нездоровых старых инстинктах власти".

Политолог Петр Олещук считает, что результаты местных выборов - серьезный звонок для президентской партии, которой стоит серьезно пересмотреть свою политику и подумать над причинами протестных настроений. "Выборы продемонстрировали пагубность попыток власти договариваться с Оппозиционным блоком и делить сферы влияния. Эта попытка мало где сработала. В большинстве случаев последствия были довольно непрогнозируемыми. Судя по кампании и кандидатам в том же Днепропетровске, президентская сила если не сдала, то довольно лояльно относилась к перспективе избрания Вилкула. Это сыграло против них и обеспечило поддержку Филатова", - сказал он ЛІГА.net.

Агитационная карта образца 2004 года, которая делит Украину по Днепру на оранжевый и бело-синий секторы, больше неактуальна. В течение десяти лет страну строго делили на регионально-электоральные зоны: юго-восток за Партию регионов, запад и центр за проукраинские силы. "На этих выборах произошла  диффузия: проукраинские партии значительно глубже проникли на юго-восток. Монополия бывшей ПР, соорентированной на российский вектор, разбита", - уверен Гайдай.

Кандидаты от Самопомощи и Демальянса сумели попасть в несколько местных советов освобожденного Донбасса. В Днепропетровске представитель Оппоблока Вилкул проиграл укроповцу Борису Филатову. В Николаеве кандидат от Самопомощи Александр Сенкевич отбил кресло мэра у Игоря Дятлова от Оппоблока. Павлоград, голосовавший за Партию регионов иногда активнее Донецка, вывел во второй тур 26-летнего добровольца АТО Евгения Терехова против представителя Оппоблока Анатолия Вершины. В Кривом Роге кандидат-волонтер Юрий Милобог финишировал нос к носу с регионалом, многолетним хозяином города Юрием Вилкулом (подробнее: Что происходит в Кривом Роге. Интервью с Юрием Милобогом).

"Возникают первые, по-настоящему всеукраинские проекты. Ранее все партии имели центры сосредоточения. БПП и Батькивщина ближе к центру, Свобода и Самопомощь ближе к западу, Партия регионов или Оппоблок на востоке и юге. Сегодня все более равномерно распределены. "Западные" политические силы идут все дальше на восток. Это очень позитивный тренд", - добавил Гайдай.

По мнению профессора НаУКМА Михаила Минакова, это говорит о том, что происходит переформатирование украинского общества по политическим и избирательным признакам. 

Политическая диффузия в бывшей политической резервации регионалов оказалась  существенной в тех городах и районах, где проукраинские партии смогли предложить достойную альтернативу Оппозиционному блоку.

"Довольно неоднозначная ситуация в областях, которые мы еще недавно называли так называемым юго-востоком и которые Путин называет Новороссией. Выборы показали, что в принципе данные области уже фактически готовы к тому, чтобы отказаться от прошлого, связанного с Януковичем. Поддержка таких партий, как Оппозиционный блок связана с тем, что большинство продолжает голосовать ногами, поскольку не видит адекватного предложения именно для местных жителей со стороны всеукраинских политических проектов. И там, где такое предложение появляется, есть и шанс. Я думаю, что именно эти области наиболее перспективны для всех партий на будущее. Просто нужно работать, развивать свои структуры", - отметил Петр Олещук.

По данным Гражданской сети ОПОРА, на повторном голосовании нарушения закона о местных выборах не имели массового, системного или централизованного характера. Нарушения, зафиксированные на избирательных участках в день голосования, не могли повлиять на окончательное определение победителя в большинстве городов. Незначительные нарушения, которые главным образом касаются несоблюдения порядка голосования, в течение дня зафиксированы на 17% избирательных участков.

"Конечно, сохраняется негатив, который был в прошлом, связанный с подкупом избирателей и использованием административного ресурса. Но работает он не настолько однозначно. Административный ресурс сейчас диверсифицирован, и мы не можем говорить о наличии какого-то одного центра. В той же Одессе Саакашвили обвиняет Солидарность в работе на оппонентов, хотя сам ее фактически представляет. Это определенная тенденция - размытость административного ресурса", - считает Олещук.

Новация, которая обязывает проводить выборы мэров в два тура в городах с населением от 90 тысяч, дала неплохой результат, считают эксперты. В некоторых городах второй тур перевернул ситуацию с ног на голову. Например, в Кривом Роге кандидат от Самопомощи в первом туре набрал всего 10,7% голосов, и выборы чуть не выиграл с одного захода Юрий Вилкул - 45,13%. Во втором туре они финишировали параллельно: по данным ЦИК, Вилкул набрал 49,25%, Милобог 48,83%, разрыв - чуть более 700 голосов. Причем штаб Самопомощи заявляет о фальсификациях и готовит иски в суд. В Ивано-Франковске Руслан Марцинкив (Свобода) проиграл в первом туре Игорю Насалику (БПП), а во втором - выиграл выборы с разрывом более чем в 10% голосов.

"Позитивным трендом являются выборы мэра в два тура, когда выигрывает не ситуативное большинство, а все-таки сильная соревновательная позиция. Когда у избирателей есть возможность не подчиниться ситуативному большинству, когда  за Черновецкого бабушки голосовали, а переиграть ситуацию. Это шаг вперед", - уверен Гайдай.

Что касается той части закона о выборах, которая регламентирует выборы депутатов по партийным спискам, то ее эксперты называют провальной. Согласно Конституции, избирать и быть избранным может быть любой гражданин, но закон это право аннулировал. Простой человек может пойти во власть только в том случае, если партия разрешит.

По словам Сергея Гайдая, власть уже начала говорить о необходимости замены закона о выборах, но совсем по другим причинам. "Власть поняла, что провалилась по этому закону. К сожалению, она говорит об этом не потому, что он нелогичный и антиконституционный, а потому что им снова нужен закон под себя. Этот не сработал".

"Элиты, парламент прежде всего, и власти не сумели создать адекватный закон. Этот закон был глупым, сверхсложным и не обеспечивал многие нормальные процедуры. Но местные общины сумели в ряде случаев провести в местные органы власти тех представителей, которых хотели. Очевидно, что в стране давно назрела необходимость создания Избирательного кодекса. Правил, которые позволяли бы задолго до местных выборов местным элитам и местным сообществам планировать смену власти, предсказуемость процессов в стране. Этого пока нет", - считает Михаил Минаков.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.