Главное в референдуме - правильный закон для нужного вопроса
Леонида Кучмы. Под прикрытием "воли народа" она сможет принимать и отменять законы, определять друзей и врагов Украины и усиливать собственные позиции перед президентскими выборами-2015. Если они вообще понадобятся. Эксперты озабочены: по их словам, о рисках референдума нужно активно и громко говорить сейчас, потому что во время плебисцита будет поздно - просто запрещено.

Пробный шар

Проект закона о всеукраинском референдуме попал в парламент еще в 2010 году. Тогда он рассматривался как один из вариантов отмены политической реформы 2004 года. Достаточно было правильно сформулировать вопрос, вынести его на референдум, и новый президент Виктор Янукович получил бы полномочия времен Кучмы. Однако в итоге власть отменила политреформу через Конституционный суд (так оказалось намного быстрей и удобней), а законопроект отложила на потом.

В ноябре прошлого года с проекта о референдуме смахнули пыль и, пользуясь политическим моментом - по стране как раз расходилась волна послевыборных скандалов, всего за десять минут, без лишнего обсуждения проголосовали (265 карточек "за"). По словам представителей коалиции общественных организаций "За честный референдум", в которую вошли пять авторитетных экспертных центров, до сих пор мало кто понимает до конца, что скрывает в себе принятый под шумок закон о референдуме, а власть уже готовится его опробовать.

"Говорят, что обсуждается вариант проведения референдума уже этим летом. Они боятся держать это оружие неиспытанным - им важно легитимизировать закон о референдуме и испробовать все законодательные инструменты", - считает глава Центра политико-правовых реформ, член конституционной ассамблеи Игорь Колиушко.

Эксперт уверен, что будет пробный запуск, и тема окончательно еще не определена: возможен референдум по вопросу вступления в Таможенный союз или Евросоюз, по любому чувствительному для людей социальному вопросу, наконец, по статусу русского языка.

О том, что закон будет опробован в ближайшее время, косвенно свидетельствует и нормативная подготовка, которая развернулась в Кабмине и Центризбиркоме. В частности, ЦИК в рамках реализации закона принял уже семь постановлений, правительство определило порядок финансирования и внесло в Раду документ о приведении нормативно-правовых актов в соответствие с законом. В числе прочих, поданы изменения в скандальный языковый закон: вместо того, чтобы печатать бюллетени на двух языках - государственном и региональном, как требовалось раньше, предлагается печатать бюллетени только на государственном языке.

"Регионалы прикинули, что печатать бюллетени еще и на региональном языке дорого", - прокомментировала эксперт Центра политико-правовых реформ по конституционному праву Юлия Кириченко.

"У нас никогда ни на что нет финансирования. А под этот закон оно уже готовится", - отметил один из инициаторов проекта Честно, экс-глава Администрации президента Олег Рыбачук.

Угрозы референдума

О рисках закона о референдуме редакция ЛІГАБізнесІнформ уже писала: фактически он дает президенту законную возможность менять Конституцию в обход Верховной Рады и КСУ. При этом у политических сил и общественных организаций нет никакой возможности повлиять на исход референдума или инициировать свой, так что звучавшие предложения через референдум отобрать у Януковича Межигорье или освободить Юлию Тимошенко - не более чем фантазия. Для проведения референдума нужно, чтобы инициативная группа провела сборы двух тысяч сторонников, собрала три миллиона подписей за сорок дней, президент одобрил предложенную тему и признал ее конституционной (кроме него, этого не может сделать никто, даже Конституционный суд). Избирательные комиссии формируются властью, нижняя планка явки не предусмотрена, голосовать можно дома без подтверждающих документов, наблюдателей от партий не будет, протоколов с участков никто не увидит. При этом решение референдума вступает в силу сразу после подсчета голосов и обжалованию не подлежит.

"Коварство ситуации в том, что обычные украинцы думают: референдум - классная идея. Это ведь мы придем, проголосуем, и наше решение выполнят. Но немногие знают, почему это опасно. А представителей власти неведение людей устраивает", - говорит Рыбачук.

Свобода слова - только за деньги

Если информационный вакуум вокруг референдума не будет разорван сейчас, то потом - на этапе его проведения - будет уже поздно: новый закон запрещает журналистам свободно писать на эту тему. Попытки что-то пояснить, высказать критическое мнение попадут под определение агитации и будут жестко пресекаться, вплоть до приостановки работы СМИ.

Согласно закону, агитация - это осуществление какой-либо деятельности, которая побуждает участников всеукраинского референдума голосовать в поддержку или против вопроса референдума и даже просто привлекать к нему внимание людей, формировать в сознании граждан положительное или отрицательное отношение. Если дело дойдет до суда, и суд подтвердит факт "агитации", то СМИ ожидает приостановка действия лицензии или временный запрет на выпуск печатного издания - до окончания референдума.

"Если я как эксперт захочу прийти на телеканал и сказать, что я думаю о проекте Конституции, вынесенном на референдум, то канал не пустит меня в эфир. Агитация возможна только на платной основе", - сказал Колиушко.

Комментировать референдум в средствах массовой информации смогут только инициаторы референдума или представители инициативной группы (которая, как уже говорилось, будет представлять интересы власти), и только после заключения договора со СМИ . Что это за договор, на каких условиях он подписывается и сколько будет стоить такая "свобода слова" - в законе не говорится.

"Заложенный в законе инструмент - манипулятивный, он будет работать только в том случае, если им захочет воспользоваться власть. Других вариантов нет. Если будет объявлен референдум, то СМИ не смогут делать материалы о нем, иначе это будет агитацией. Если читать закон буквально, то СМИ смогут использовать в своих сюжетах и статьях только представителей инициативной группы на основании договора", - говорит Кириченко.

Нажми на тормоза

"Власть все время делает замер, дадут ей по морде или не дадут. Запускают какой-то механизм и смотрят на реакцию публики", - отметил Рыбачук. По его словам, сейчас общество вообще ничего не знает о референдуме, а оппозиция слишком занята своими делами, ей не до угроз нового закона. "Но наш опыт говорит, что если до обычных украинцев, до международных партнеров дойдет информация об этих угрозах, если журналисты и представители посольств начнут задавать конкретным чиновникам конкретные вопросы, то власть притормозит", - надеется Рыбачук.

Именно резкая реакция общества и журналистов, напомнил эксперт, в свое время не позволила протащить через парламент недемократичные законы о клевете и запрете на мирные собрания.

В Партии регионов утверждают, что конкретных планов по проведению референдума пока нет. "Я не слышал о таких планах. Но, поскольку законодательная база позволяет, не исключаю такой возможности, если появится инициатива. Другой вопрос, что проведение референдума требует определенного количества денег, а они в бюджете текущего года на эти цели не заложены", - сказал в комментарии ЛІГАБізнесІнформ народный депутат от Партии регионов Иван Попеску.

Читайте также: План Б. Зачем власти новый закон о референдуме