От всего сердца. Репортаж с дня рождения в СИЗО
Свой 51-й день рождения Юлия Тимошенко встретила 27 ноября с сокамерницами в столичном СИЗО. Ее политические соратники и тысячи обычных людей решили в этот день собраться под стенами следственного изолятора, чтобы поздравить именинницу. Празднование, несмотря на довольно грустные обстоятельства, получилось веселым. Было много цветов и пожеланий, но, как скажет в конце праздника Александр Турчинов, главного подарка, который Тимошенко хотела бы получить в этот день, ей так и не преподнесли.
К двенадцати часам на Лукьяновской площади начинают собираться люди. Кто-то здесь же становится в очередь за цветами, кто-то уже из метро выходит с букетом. Абсурдный в иных обстоятельствах вопрос "Вы не подскажете, как пройти к СИЗО?" звучал непринужденно, как будто речь действительно шла о библиотеке из советской комедии.
Первые цветы ко входу в СИЗО принесли с самого утра. К вечеру люди принесут сюда сотни букетов и бумажных сердечек. Такими сердечками сначала облепили центральный вход в СИЗО, но их оказалось намного больше, чем могло поместиться возле дверей изолятора, и наклейки с поздравлениями начали лепить на стенах соседнего дома. Образовалась своеобразная стена плача. В буквальном смысле. Некоторые поклонники экс-премьера и вправду не могли сдержать слез, когда писали и приклеивали свои поздравления.
В течение дня люди придумывали все новые способы поздравить своего лидера, они разрисовали стену СИЗО граффити, запустили в небо воздушные шары с поздравлениями, выложили большое сердце из зажженных свечей. Ничего из этого Тимошенко, конечно, увидеть не могла.
Слышала ли экс-премьер в своей новой камере хоть что-то из происходящего, люди не знали. Но скандировали много и громко. "Юлі – волю!", "Свободу політв’язням!" - эти и другие кричалки пятитысячная толпа подхватывала на ура. А скандирование "С днем рожденья, Юля" стало эмоциональной кульминацией действия.
Примечательно, что вчерашняя акция - одна из немногих, а, может и единственная за последнее время, на которой вперемешку с митингующими не бродили толпы милиционеров. Людей, свыкшихся с сотнями правоохранителей на каждой акции, даже удивляло отсутствие металлических щитов и стройных шеренг "Беркута".
Милиция, конечно, была. Несколько автобусов стояли в метрах ста от акции во дворе жилого дома, и на территории самого СИЗО, но правоохранители старались не показываться на глаза и в ход празднования не вмешивались. Наверное, бетонная стена по периметру СИЗО внушает милицейскому начальству больше доверия, чем забор под Верховной Радой, и за вип-заключенную они были спокойны.
Территория возле СИЗО явно не приспособлена для проведения подобных мероприятий и такого количества народа, места было мало. В тесноте, да не в обиде, говорили участники акции. "Мне, когда свои люди вот так жмут, даже приятно. Это под Печерским судом, когда нас "Беркут" окружал, было плохо, а сегодня хорошо", - пожилой мужчина в толпе старался зарядить единомышленников позитивным настроем.
В пик празднования площадь перед СИЗО была настолько заполнена людьми, что пробиться ко входу, чтобы положить цветы уже было практически невозможно. Букеты складывали перед сценой, она была ближе к дороге.
Улица Дегтяревская с самого утра была перекрыта, на ней вяло продолжались ремонтные работы. И это оказалось как нельзя кстати митингующим - территория празднования за счет проезжей части увеличилась в несколько раз.
"Мы хотим поблагодарить наших друзей из КГГА за такой подарок. Этим выдуманным ремонтом дороги они очень помогли нам", - иронизировал со сцены Николай Томенко.
К собравшимся со сцены обратились многие политики: Александр Турчинов, Арсений Яценюк, Иван Кириленко, Николай Томенко... Говорили о репрессиях, о скором торжестве справедливости, о единой оппозиции. Впрочем, конкретики в их выступлениях было мало. Из колонок уверенно звучало: "Мы знаем, что Юля выйдет на свободу", но не упоминалось когда и как. Все, что ни говорилось политиками, звучало довольно аморфно. У оппозиции по-прежнему нет ответа на вопрос "что делать?".
Зато были традиционные призывы к новому Майдану. К примеру, Олесь Доний окрестил вчерашний день началом революции цветов.
Певец Тарас Петриненко, вспоминая несбывшиеся ожидания оранжевой революции, обратился к людям: "Мы что, вышли один раз на Майдан и все, обиделись? А если мы посеяли зерно, а оно не взошло, так что, значит больше не нужно сеять?"
"Золотые слова ", - было видно, что выступление певца находит отклик в сердцах у многих. Но не меньше было и скептиков: "Золотые. Но это опять только слова".
Под завесу праздника, Александр Турчинов, выражая благодарность собравшимся за сопереживание, поддержку, за цветы и поздравления сказал: "Но главный подарок, который хотела бы получить Юлия Владимировна в этот день, она еще не получила. Этот подарок - чтобы все люди поднялись и смели эту власть".
Ближе к вечеру мероприятие под СИЗО начало походить на настоящие народные гуляния – с шампанским и хороводами и фейерверками. Угощали тортом, который в отсутствии именинницы разрезала ее дочь Евгения Карр. Люди танцевали и подпевали артистам.
Концерт закончился, когда стемнело. Люди расходились довольные и грустные одновременно. Они всматривались в окна камер, в которых горел свет, и пытались увидеть знакомый силуэт. Уверенности в том, что и в следующем году им не придется прийти сюда снова, ни у кого не было.
Наталия ТАРАСОВСКАЯ