e76801fca149511964326f6c55402880.jpg

5 июля Апелляционный суд Киева освободил из-под стражи проходящих по громкому газовому делу экс-главу Гостаможслужбы Анатолия Макаренко(на фото) и экс-начальника отдела Киевской региональной таможни Тараса Шепитько. Бывший зампредседателя НАК Нефтегаз УкраиныИгорь Диденко остается в СИЗО. Чем или кем продиктовано такое решение, если абстрагироваться от официальной мотивации суда: положительные характеристики, ходатайства уважаемых лиц, плохое состояние здоровья Макаренко и наличие несовершеннолетних детей у Шепитько? Как известно по делу экс-министра Юрия Луценко, плохое здоровье – не гарантия освобождения. А экс-замминистра юстиции Евгения Корнийчука вообще арестовали в день, когда у него родилась дочь.

Экс-премьер Юлия Тимошенко поспешила назвать решение суда об освобождении экс-таможенников, которых обвиняют в неправомерном таможенном оформлении природного газа в рамках уголовного дела о нанесении ущерба Украине по результатам рассмотрения иска компании Росукрэнерго к Нефтегазу в Стокгольмском арбитраже, большой победой над нынешней властью. "Первая победа над режимом – удалось добиться освобождения политзаключенных Макаренко и Шепитько, над которыми год издевалась мафия в законе. Поздравляю!", - написала Тимошенко в своем Twitter. Несмотря на то, что Тимошенко так однозначно восторженно преподнесла решение Апелляционного суда, существует версия о том, что своим возвращением из камеры СИЗО по домам фигуранты газового дела обязаны своей готовности сотрудничать со следствием и с властью в целом. Сотрудничать в делах против других оппозиционеров, и, возможно, даже против самой Тимошенко.

Так, директор Международного института демократий, политолог Сергей Таран утверждает, что в современной Украине судебные дела, открытые против оппозиционеров, имеют сугубо политический подтекст. "Ни у кого нет сомнений касательно зависимости украинских судов и судей от нынешней власти. Поэтому ни у кого также нет сомнений, что эти дела (Макаренко и Шепитько в частности, - ред.) лишены политической мотивации. Мне кажется, что действия этих двух людей могут быть использованы в других делах против оппозиции, возможно, и против самой Тимошенко", - заявил эксперт в комментарии ЛІГАБізнесІнформ .

Что касается Twitter-реакции Тимошенко на решение суда об изменении меры пресечения для экс-таможенников с ареста на подписку о невыезде, которое может в итоге обернуться против нее самой, то Таран называет такую реакцию прогнозируемой. "Приветствовать публично это нужно, но вот реальные причины освобождения, я думаю, станут видны очень быстро - возможно, недели через две мы увидим, как их свидетельства будут использовать против вчерашних коллег. Но очень хотелось бы ошибаться", - говорит политолог.

Действительно ли есть основания полагать, что Шепитько и, в первую очередь, Макаренко, освобождены в обмен на дачу показаний против Тимошенко? Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский не столь категоричен в суждениях, однако допускает, что решение об освобождении фигурантов газового дела - это решение не только судебной системы. "Дела, связанные с газом, с бывшими высокими руководителями, приобрели политический оттенок давно, поэтому и сейчас исключать политический подтекст нельзя", - прокомментировал ситуацию для ЛІГАБізнесІнформ эксперт. По мнению Погребинского, суд, принимая решение об освобождении из СИЗО, отдавал себе отчет в том, что в ответ на такую милость не последует гневная реакция высшего руководства, поэтому чувствовал себя свободнее. "Люди у нас привыкли, в том числе и в судебной системе, предугадывать, как отреагирует на их решение власть. Судьи понимали, что у них не будет проблем с властью в результате принятого решения. Они понимали, что освобождение Макаренко и Шепитько не вызовет гнева начальства", - говорит политолог.

В целом же Погребинский расценивает решение об освобождении Макаренко и Шепитько позитивно. "Его следует воспринимать во всех смыслах как событие позитивное. Чисто судебная сторона тут тоже понятна - люди допрошены, они общественной опасности не представляют, и их освобождают. Конечно, надо было это сделать раньше, как по мне, но, так или иначе, решение принято. И я считаю, что это решение не только судебной системы", - сказал он.

Освобождение бывшего главы Гостаможслужбы и его подчиненного может быть вызвано также и тем, что власть, кроме того что нашла способ склонить фигурантов дела к сотрудничеству, старается показать всем, в том числе и зарубежным партнерам, что судебная система в Украине свободна, что не все решения принимаются карательным путем. К этому мнению склоняется глава центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Причем особое внимание эксперт уделяет именно фигуре Макаренко, считая Шепитько менее значимым персонажем в этом процессе.

"Возможно, в прокуратуре и в суде решили прислушаться к многочисленным просьбам, в том числе из-за рубежа, освободить Макаренко. Тем более что учитывая особенности газового дела, роль Макаренко была скорее ролью исполнителя, и степень его даже формальной вины намного меньше, чем у других фигурантов. Вероятно, речь идет о показательной демонстрации гибкости и гуманности правоохранительной системы", - сказал Фесенко в комментарии ЛІГАБізнесІнформ.

Вместе с тем политолог не исключает и варианта, что Макаренко пойдет или уже пошел на дачу показаний против Тимошенко и именно этим заслужил выход из СИЗО. "Макаренко мог начать сотрудничество со следствием, это тоже может быть причиной изменения ему меры пресечения. Такой прием часто применяется. Эта версия пока может считаться ведущей, когда мы говорим о мотивах освобождения этих людей", - говорит Фесенко.

Словом, возможно, все сложилось так, как сказал суд: у Макаренко плохо со здоровьем, а Шепитько должен получить возможность заниматься своими несовершеннолетними детьми. Однако Тимошенко, сама проходящая в суде по громкому газовому делу, должна быть готова к тому, что ее бывшие подчиненные, которых она называет героями, законно вернувшими стране миллиарды кубометров украденного олигархом Фирташем газа, могут стать оружием власти против нее самой.