95a194e1753a9038648792b8a78ad84c.jpg

В день памяти Героев Небесной Сотни прокуратура отчиталась о расследовании преступлений власти. Задержаны лишь несколько беркутовцев, большинство подозреваемых, в том числе бывший президент, в бегах. Правозащитники готовы помогать следствию, но на всякий случай подают свое обращение в Международный уголовный суд. Они уверены - только наказание преступников позволит избежать повторения трагедии.

Свой сборник доказательств преступлений власти правозащитники назвали "Цена свободы". Но счет еще не закрыт, так как никто из организаторов убийств, пыток, похищений не понес наказания. Преступления бывшей украинской власти против человечности были масштабными и системными, объектом нападения мог стать любой гражданин: как участник протестных акций, так и случайный прохожий.

Авторы сообщают минимум о 114 смертях во время Евромайдана. 27 человек до сих пор числятся пропавшими без вести. Несколько сотен были незаконно арестованы. Всего пострадавших тысячи - точное количество установить невозможно, так как многие боялись обращаться в больницы и получали медпомощь неофициально.

"Эти преступления были тщательно организованы и спланированы, координировались из единого центра. Мы видели, как в тесной связке работает милиция, прокуратура, суды и титушки", - сообщила глава правления Центра гражданских свобод, координатор общественной инициативы Евромайдан-SOS Александра Матвийчук, представляя сборник.

Несколько студентов Института Карпенко-Карого были задержаны титушками. Не на Майдане, в другом районе Киева. При задержании их били. Заодно досталось случайному прохожему. После этого их затащили в машину. Сказали что повезут их топить в Днепр. Привезли в райотдел милиции. Там титушки спокойно передали студентов в руки милиционеров.

Собранные факты активисты направили в Международный уголовный суд, чтобы он начал расследование, если украинские правоохранительные органы сами не справятся с этим заданием. Прокуратура старается, - заверил правозащитников Сергей Горбатюк, начальник управления специальных расследований Генпрокуратуры. Именно это управление занимается расследованием преступлений власти против Евромайдана.

"Наше расследование проводится не только по установлению лиц, которые непосредственно совершали преступления. Расследуется также кто организовывал, кто инициировал эти незаконные действия, кто отдавал приказы на незаконное применение силы к протестующим", - сказал он.

Так, бывший президент Виктор Янукович подозревается в организации преступной группировки с целью совершения экономических преступлений. "Именно стремлением не допустить смены этой власти была вызвана такая жестокость в отношении протестующих", - подчеркнул Горбатюк.

Подозрения в связи з разгоном студенческого Евромайдана 30 ноября выдвинуты бывшему главе КГГА Александру Попову, экс-секретарю РНБОУ Андрею Клюеву, бывшему руководителю киевской милиции, руководителям киевского "Беркута".

Руководству Кабмина и двум замам министра внутренних дел выдвинуто подозрение в принятии незаконных решений об использовании спецсредств против демонстрантов. Подозреваются бывший премьер Николай Азаров, экс-министр внутренних дел Виталий Захарченко, бывший глава СБУ.

Но все они - в бегах. Как и многие подозреваемые в организации и незаконном проведении голосования за диктаторские законы 16 января. Из них мера пресечения избирается судом только в отношении бывшего лидера фракции Партии регионов Александра Ефремова и бывшего дирижера парламентских голосования Михаила Чечетова.

Скрылся отпущенный под домашний арест беркутовец Дмитрий Садовник. Его и еще двоих сотрудников "Беркута" подозревают в убийстве 39 протестующих 20 февраля на улице Институтской. Прокуратура уже занялась судьей, отпустившей Садовника. Но зло пока так и остается ненаказанным.

"Что касается убийств  22 января и 18 февраля к сожалению на данный момент не установлены конкретные лица, которые совершали эти убийства в Мариинском парке и во время штурма Майдана. Но системная работа по этому вопросу продолжается", - добавил Горбатюк.

По сути прокуратура пока может отчитаться только по делам о пытках Михаила Гаврилюка и убийстве журналиста Веремия. Слишком много драгоценного времени было упущено в 2014 году, уверен Павел Дикань представитель группы адвокатов семей Небесной Сотни.

" Все следствие которое  до ноября, велось не системно не сводились факты полученные разными следователями. Все преступления не расследовались как единый замысел", - отметил он. Еще одна проблема,  по словам адвоката, отсутствие изменений в правоохранительной системе.

Например, руководители "Беркута", руководившие разгоном Евромайдана 30 ноября, были задержаны только в январе. До того они продолжали службу и командовали тем же составом, который бил людей и гнал по Крещатику.

"Естественно, если эти командиры оставались при власти, то никакого сотрудничества со следствием в течение этого года мы не видели. У нас около 15 тысяч силовиков, из них только один дал показания. Пока мы не изменим систему МВД судов и прокуратуры нельзя будет говорить об эффективном завершении следствия", - пояснил Дикань.

Именно поэтому, по его мнению, вопрос принятия этих дел к рассмотрению Международным уголовным судом остается актуальным. Не менее актуальным остается и вопрос ратификации Украиной Римского устава, уверена глава правления Центра информации о правах человека Татьяна Печончик.

"Ратификация будет означать, что Украина становится частью Международного уголовного права и если совершаются подобные преступления, суд в Гааге не ждет обращения от Украины, не нужно никакой специальной процедуры, он может начинать самостоятельное расследование этих событий", - сказала она.

Наказание виновных и ратификация Римского устава были бы гарантией того, что подобные преступления не повторятся. Но пока новая власть не демонстрирует ни серьезных результатов в расследованиях, ни готовности полностью признать юрисдикцию Международного уголовного суда.