Дело Тимошенко: на сцену вышел майор Мельниченко
Бывший сотрудник Госохраны Украины Николай Мельниченко продолжает эпатировать украинскую публику заявлениями об очередной порции скандальных аудиовизуальных материалов. В минувшую субботу он на своей странице в Facebook написал, что обладает сведениями по делу убийства депутата Верховной Рады Евгения Щербаня в 1996 году.
По его утверждению, заказчиком убийства выступил экс-премьер Павел Лазаренко, а оплату за убийство осуществили Петр Кириченко и экс-премьер Юлия Тимошенко. Мельниченко также сообщил, что ему стало известно об обстоятельствах расследования убийства из разговоров, которые он слышал в кабинете президента Леонида Кучмы. "Разговоры происходили между Кучмой и генеральным прокурором Украины Потебенько, Кучмой и Обиходом и другими. У меня есть записи этих разговоров", - заявил он.
Еще одним доказательством, по мнению майора, является тот факт, что в июле этого года муж Юлии Тимошенко обратился к нему с предложением сфальсифицировать данные записи и обвинить в убийстве президента Виктора Януковича.
"Сложив воедино все известные мне факты преступной деятельности кампании Лазаренко-Тимошенко и их криминального окружения, я принял решение отказаться от предложения Тимошенко и дать правдивые показания и сделать это заявление", - заявил Мельниченко.
В рядах соратников Юлии Тимошенко это решение вызвало нечто среднее между негодованием и скептической ухмылкой. Глава избирательного штаба объединенной оппозиции Батькивщина, первый заместитель главы партии Александр Турчинов назвал заявление Мельниченко фарсом.
По его словам, в начале лета у Мельниченко была совершенно другая позиция - он вышел на родственников Тимошенко и передал письмо о желании сотрудничать. "Для большей аргументации он передал, не объясняя как они попали к нему, документы, которые передала Генеральная прокуратуры Украины в департамент юстиции США относительно запроса о помощи в расследовании дела, возбужденного против Лазаренко по фактам организации умышленного убийства народного депутата Украины Евгения Щербаня", - отметил Турчинов.
"Экс-майор просил финансовую поддержку, просил включить его в список Батькивщины, говорил, что у него есть материалы, которые четко подтверждают заказной характер расследования убийства Щербаня", - рассказал он.
Турчинов также заявил, что Мельниченко сотрудничает с Генпрокураторой (что, по мнению оппозиционера, свидетельствует не в пользу столь уважаемого ведомства) и подчеркнул, что этот поступок стоит расценивать как лишнее подтверждение того, что все дела против Тимошенко фабриковались в кабинете президента.
В свою очередь нунсовец Владимир Арьев отметил, что в этом поступке майора нет ничего, кроме предвыборного бизнеса. По словам нардепа, тот неоднократно пытался предлагать пленки всем, подыскивая более выгодное предложение. "Ничего кроме бизнеса в этих заявлениях нет. Это сделано перед выборами, чтобы очернить оппозицию", - заявил он.
Бютовец Роман Забзалюк вообще обвинил экс-охранника Кучмы в "латентном шантаже".
Сам Мельниченко категорически отрицает все подобные обвинения в свой адрес, продолжая отстаивать собственную честность и правоту.
В некоторой мере это подтверждается и словами второго президента Украины Леонида Кучмы, который заявил, что факт перечисления денег со счетов Тимошенко на счета экс-премьера Лазаренко и последующее перечисление средств убийцам Щербаня был известен давно.
Однако, по его словам, расследованию помешала оранжевая революция. "Всем было известно, не только мне, что со счетов Юлии оплачено. Прокуратура занималась, но потом вышли вы на улицы и сказали, что Юлия - святая", - сказал Кучма.
В любом случае, вопросы к экс-премьеру относительно убийства Щербаня имеются и ей придется на них отвечать. Мельниченко с его пленками тут особой роли уже не играет. Тем более, что, по словам адвоката одного из осужденных за убийство Щербаня, эти записи нельзя использовать в качестве доказательства в деле об убийстве.
Гораздо большее значение, как утверждает генпрокурор Украины Виктор Пшонка, имеет другое. Во-первых, сам факт убийства есть. Во-вторых, наказаны были только исполнители. В-третьих, заказчики до сих пор не найдены.
А поскольку в апреле сын Щербаня, депутат Донецкого облсовета Руслан Щербань заявил, что передал Генпрокуратуре документы о возможной причастности экс-премьеров Тимошенко и Лазаренко к убийству его отца, то лидеру Батькивщины от следствия по делу не отвязаться.
"Почему ее имя вспоминают причастные к тем или иным обстоятельствам? Истина должна быть установлена: виновна - значит, предстанет перед судом, не будет доказательств - не предстанет перед судом", - резюмировал генпрокурор.