7b3acd95e627b1315dfe01f3092976ca.jpg

4 октября 2010-го в Украине перестала существовать парламентская коалиция. Вместо большинства коалиционного в Верховной Раде сформировалось большинство количественное, но от того не менее правомочное. Соглашение о смене вывески в понедельник подписали лидеры парламентских фракций Партии регионов, КПУ и Блока Литвина. Исчезновение из парламентского лексикона термина "коалиция", а также отмена императивного мандата влекут за собой возврат хорошо знакомых для нардепов со стажем условий существования. Время коалициад в Украине завершено.

Чем качественно отличается новое большинство от старой коалиции? Во-первых, потерей возможности влиять на формирование правительства. Напомним, что согласно отмененным КСУ нормам Конституции 2004 года парламентская коалиция формировала правительство, внося на утверждение Президенту кандидатуру Премьер-министра. С отменой политреформы-2004 парламентарии лишились важных рычагов влияния на государственную кадровую политику. Во-вторых, нынешнее большинство, в отличие от старой коалиции, - весьма гибкое образование. У народных депутатов вновь появилась возможность переходить из одной фракции в другую, тем самым, оперативно реагируя на изменчивую политическую конъюнктуру. В-третьих, в условиях отмены императивного мандата в парламенте, да и в стране в целом, нивелируется роль партийного лидера-вождя, что несколько ограничивает возможность появления в Украине нового сильного лидера, способного конкурировать с нынешним Президентом в будущем.

Парадоксально, но факт: в стремлении удержать в узде парламент, власть, опираясь на решение Конституционного Суда, дала народным депутатам больше свободы.

Чего можно ждать от нардепов, в одночасье превратившихся из заложников фракционной дисциплины в свободных политиков? Не достигнет ли парламентское большинство, по результатам "открытия шлюзов", 300 и больше человек уже завтра? Если верить председателю ВР Владимиру Литвину, то уже очень скоро стоит ожидать массового перехода отдельных депутатов во фракцию регионалов, а значит - в состав большинства. "Я не исключаю, что самая большая фракция (Партии регионов, - ред.) будет увеличиваться численно. Исходя из того, что будут разные мотивации - побыть на стороне сильнейшего", - сказал Литвин.

О ком говорил спикер? Очевидно, что речь шла о крупных бизнесменах с депутатским мандатом, для которых пребывание в оппозиции к власти чревато финансовыми потерями, а также о так называемых группах того или иного влиятельного политика, перешедшего на сторону власти. Стоит вспомнить, как скоро после перехода Андрея Портнова на работу в Администрацию Виктора Януковича стали голосовать в диссонанс с коллегами по БЮТ депутаты Святослав Олийнык, Валерий Писаренко и иже с ними. Кроме того, принимая во внимание последнее голосование в парламенте, члены все той же "бело-сердечной" фракции - влиятельные бизнесмены Александр Буряк, Тариэл Васадзе и Сергей Осыка - также могут пополнить ряды большинства. Да и заверение лидера депутатской группы "Право выбора" Давида Жвании в готовности работать на благо "прогрессивных реформ в Украине" можно расценивать как прогноз увеличения большинства еще на 12 человек.

Но группы Жвании, Портнова, "бизнес-крыло БЮТ" - это влиятельные игроки, переход которых рассматривается как усиление электорального и финансового ресурса власти. А на что могут рассчитывать своим приходом в большинство депутаты калибром поменьше, которых в народе принято называть "кнопкодавами"? И могут ли они на что-то рассчитывать вообще? Вот что думает по этому поводу Литвин. "Когда депутаты хотят со мной посоветоваться по этому поводу (переходить или не переходить в большинство, - ред.), я говорю: это ваше дело. А, вместе с тем, учитываете ли вы то обстоятельство, что скажем, у Партии регионов большая скамейка запасных? И если у вас есть непреодолимое желание на следующих выборах снова искать счастья у общества, чтобы быть представителем народа, то есть, принимать участие в выборах, то вы для себя должны сделать вывод: в каких рядах вы будете на тех выборах?", - говорит политик.

Слова спикера относительно рисков, связанных с такой политической миграцией заставляют вспомнить печальные финалы некоторых политиков. К примеру, ситуацию с экс-нардепом Александром Ковтуненко, который поменял фракцию БЮТ на "Антикризисную коалицию" в 2006-м году, и в итоге остался за бортом, не попав ни в один избирательный список на досрочных выборах-2007.

Уникальность создания парламентского большинства-2010 в том, что в отличие от предыдущих созывов ВР, оно формировалось не из отдельно взятых депутатов и депутатских фракций, а появилось на свет "целиком и сразу", из коалиции старого образца. Команда власти в парламенте сформирована и сегодня нуждается лишь в точечном уплотнении. И роль этого уплотнителя сыграют скорее упомянутые выше парламентские бизнес-группы, нежели все, кому угодно будет переметнуться в "большевики".

Исходя из этого, можно спрогнозировать, что сегодняшнее большинство будет расти, однако с приоритетом качества перед количеством. А это значит, что кто-то из числа остающихся в оппозиции к большинству будет играть роль оппонента, во многом, не по идейным соображениям, а из безысходности, как непринятый "в семью".

Но сценарий "точечного уплотнения" актуален лишь сегодня, в парламенте VI созыва. А что же ждет украинский парламент в будущем?

Если говорить о перспективах, то, с учетом возврата к смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной модели, алгоритм формирования большинства после следующих парламентских выборов может быть похож на аналогичный процесс III и IV созывов.

Это значит, что пропрезидентское лобби будет активно "работать" с депутатами-мажоритарщиками, и последние, с большой долей вероятности, будут пополнять ряды большинства вне зависимости от того, при поддержке какой политической силы они баллотировались в Верховную Раду.

Мажоритарщики сделали многое для того, чтобы сформировать большинство в 1998 году, оставив в меньшинстве фракцию влиятельного некогда Народного Руха. Мажоритарщики, мотивируемые Администрацией Леонида Кучмы, оставили с носом "Нашу Украину" в 2002-м, сформировав большинство вместе с "ЗаЕдУ" и СДПУ(о). Ожидается, что все те же мажоритарщики станут залогом успешного формирования пропрезидентского большинства и в парламенте следующего, VII, созыва.

Не зря же после подписания соглашения о создании парламентского большинства 4 октября этого года спикер парламента сделал акцент на том, что стабильность, предсказуемость и общая ответственность ветвей власти, которые крайне необходимы стране, сохранятся и в дальнейшем.