Результат обстрела дома в Донбассе
На международной арене есть четыре суда, где слушаются дела по вооруженной агрессии России против Украины. Государство подало против РФ во все инстанции, которые могут наказать агрессора. В международной практике существует возможность подавать два вида исков - против страны-агрессора, так и персонально против руководителей.

Главная проблема состоит в том, что суды скрупулезно изучают факты предоставленные сторонами конфликта и независимыми правозащитными организациями. Поэтому такие дела идут медленно, и некоторых решений придется ждать 10 лет.

Какие доказательства собраны против агрессора и сулят ли они перспективу наказать Россию в международных судах - читайте в материале LIGA.net

Инструменты против России

Три года понадобилось украинскому руководству, чтобы подать иск в Международный суд ООН против России. Суд уполномоченный разрешать территориальные споры между государствами и целесообразность применения силы между ними.

В январе прошлого года Украина обвинила РФ в нарушениях конвенции о запрете финансирования терроризма и в нарушении конвенции по предотвращению дискриминации нацменьшинств в Крыму. В рамках иска рассматривается сбитие самолета рейса МН17, обстрелы жилых кварталов в Мариуполе и Краматорске и другие теракты.


В апреле 2017 года суд вынес промежуточное решение, частично удовлетворив иск. Он обязал РФ восстановить преподавание украинского языка в Севастополе и разрешить Меджлис крымских татар. По мнению суда, Украина не предоставила достаточно доказательств, чтобы обосновать финансовую поддержку ДНР и ЛНР из России. Москва признает юрисдикцию суда, но не исполнила обязательств.

Важно, что суд признал юрисдикцию для рассмотрения иска Украины. Он должен со временем вынести окончательное решение (judgment - ред). Для разрешения вопроса правомерности бомбардировок силами НАТО Косово, этому суду понадобилось 5 лет.

Месяц назад Украина подала меморандум в Международный арбитраж о нарушении Россией Конвенции ООН по морскому праву. 

В нем Украина хочет подтвердить права на шельфы Черного и Азовского морей и судоходство в Керченском проливе. И получить компенсацию за ущерб после аннексии Крыма.  У российской стороны три месяца, чтобы подготовить возражения на украинский меморандум.

Юрист-международник Дмитрий Коваль объясняет, что Россия вероятно не признает юрисдикцию этого меморандума (у нее есть такое право - ред) и попытается убедить арбитраж, что здесь не идет речь о пользовании ресурсами, а о суверенитете Крыма, который, с точки зрения оккупационной власти, не подлежит пересмотру.

Институт межгосударственных жалоб в рамках Европейского суда по правам человека рассматривает пять межгосударственных жалоб Украины против РФ. Первая из них подали еще в феврале 2014 года.  Правительство готовит подать шестую. Все жалобы связаны с нарушением прав человека в Крыму и в Донбассе.

Кроме того, в ЕСПЧ поданы 4226 жалоб граждан Украины и ЕС по той же тематике. Из них только 257 против РФ. 908 - одновременно против Украины и РФ, а только против Украины - 3 тысячи жалоб.

"В основном их внесли украинские добровольцы, попавшие в плен во время Иловайской трагедии", - говорят в Минюсте.

Четыре дела против Украины подали родственники погибших в рейсе МН17 в июле 2014 года. Заявители живут в Германии, которые связаны с российскими компаниями. Украину обвиняют в том, что трагедия произошла из-за того, что якобы она позволила гражданским самолетам пролетать над своей территорией.

Только Международный уголовный суд ООН (МУС) имеет право уголовно преследовать и арестовывать конкретных лиц из руководства государства.  

Делегация МУС уже приезжала в Украину несколько раз. В Киеве у них нет офиса. Открытие "полевого офиса" прокурора - следующий этап работы МУС над делом. Так происходит, когда принимается решение о расследовании. Грузия ждала 8 лет, чтобы представительство МУС появилось в Тбилиси после военной агрессии России в 2008 году.

Война в Донбассе -  третий эпизод для Международного уголовного суда. Есть еще  ситуация на Майдане, и отдельно прокурор проанализирует аннексию Крыма, чтобы определиться о начале полноценного расследования. 

Прокурор на первом и на самом емком этапе предварительного рассмотрения свидетельств о российской агрессии в Украине.

Представители волонтерской организации Truth Hounds, которые собирают информацию о военных преступлениях в Донбассе рассказывают почему, суд долго рассматривает дела:"Мы возили наш отчет об эпизодах российской агрессии против Украины в этот суд, в Гаагу. В департаменте военных преступлений, на весь мир работает - 5 человек. Поэтому, этот механизм медленный", - объясняет член организации Роман Авраменко LIGA.net.

Стоить отметить, что Ощадбанк судится с Россией за потерянные активы в Крыму на 1 млрд. долларов США в Международном трибунале во Франции. Постоянный арбитражный суд в Гааге рассматривает иск Приватбанка также за потери бизнеса на полуострове. Россия не признает юрисдикции двух последних судов.

Борьба за правду

Если для украинцев очевидно, что наша страна стала жертвой российской агрессии, в международных судах нужно доказать факты агрессии и совершение РФ военных преступлений в Украине.  Важным фактором состава преступления окажутся доказательства об убийствах боевиками мирных людей . Нанесение таких ударов нарушают "правила войны", которые прописаны в гуманитарном праве и рассматриваются Международными судами, как военные преступления.

В пресс-службе Генпрокуратуры рассказывают LIGA.net, что они наладили непосредственную связь с офисом прокурора Международного уголовного суда и передали ему 500 страниц аналитики по ведению РФ войны против Украины. И говорят, что владеют 100 тысячами единиц вещественных доказательств - российское оружие, боеприпасы и другие вещи. ГПУ передала Министерству иностранных дел Украины 46 томов документов, которые составили доказательную базу в международных судах против России.

Глава Truth Hounds Светлана Валько утверждает, что украинская сторона не безгрешна. И нарушала гуманитарное право в конфликте на востоке Украины. По ее мнению, иногда это было связано с незнанием украинским командованием правил ведения войны. Поэтому военная техника и подразделения размещались вблизи действующих гражданских учреждений или непосредственно там, подвергая смертельной опасности местных жителей, что также считается нарушением гуманитарного права.

Но несоблюдение украинской стороной этих правил и действия российских боевиков - не сопоставимые вещи. Волонтеры Truth Hounds с начала военного конфликта задокументировали в Донбассе 134 артиллерийские атаки террористов ДНР и ЛНР они направлялись по частным домам, школам и больницам.

Обстрелы ДНР и ЛНР за этот же период привели к гибели 100 жителей Донбасса. В организации нашли множество источников, которые подтверждают, что Россия обстреливала украинские погранчасти летом 2014 года со своей территории. Обстрелы сопровождались разведывательными миссиями российских военных на территорию Украины, вылетом боевых российских вертолетов Ми-24 и Ми-8 и военных беспилотников.

С целью сбора такой информации со стороны государства в структуре Военной прокуратуры с сентября 2015 года работает управление по расследованиям преступлений против "безопасности Украины, мира, безопасности человечества, международного правопорядка" под руководством генерал-майора Юрия Рудя.  Но Военная прокуратура на два года отстала от волонтеров по организации полевых миссий в зоне АТО. Поэтому их цифры меньше, чем у Truth Hounds.

Прокурорско-следственные группы, созданные из представителей СБУ и полиции начали выезжать в зону АТО с полномочиями фиксировать обстрелы населенных пунктов и объектов гражданской инфраструктуры в июне 2017 года. За это время они отчитываются о 19 убитых гражданских лиц, 100 раненых и 200 поврежденных домов и учреждений.

Чтобы такую информацию не считали пропагандой с украинской стороны в международных инстанциях, говорит Валько, организация скрупулезно проверяет: "Количество источников доходит до десяти". Она отмечает, что международное сообщество требует миссии в Донбассе объективно документировать факты нарушения гуманитарного права с обеих сторон. Этого не делает правительство, освещая конфликт однобоко. Поэтому доказательства воспринимаются, как позиция одной стороны, а не как объективное отражение военных событий.

В то же время, Валько рассказывает, что с "той стороны" представители прокремлевских общественных организаций документируют преступления "хунты" и привозят на международные конференции горы книг об этом. Однако они бездоказательно повторяют пропагандистские штампы. 

Читайте также: Война на юридическом фронте. Что даст Украине трибунал ООН     

"На этих людей смотрят теперь, как на городских сумасшедших, но все равно пропаганда делает свое дело. От европейских коллег можно услышать, что наряду с военной агрессией России, в Украине имеет место гражданский конфликт", - говорит она.

Юрист-международник Антон Кориневич говорит LIGA.net, что в мире понимают, что Россия - крупнейший нарушитель международного права со времен Второй мировой войны, но пока нет быстрых механизмов наказание агрессора.

"Из-за медленного рассмотрения дел в международных судах, мы вместе с Украинским Хельсинским союзом и европейскими правозащитниками в этому году сконцентрируемся на таком инструменте, как универсальная юрисдикция. Подозреваемых можно привлечь к ответственности в других странах", - сообщила Валько.

Но даже это не поможет наказать страну-агрессора в полной мере. Юристы  подчеркивают, что международное судопроизводство добровольно ратифицируется государствами. Римский статут признали 152 страны, это означает, что на эти страны распространяется решение Международного уголовного суда (МУС) в Гааге.  После публикации в 2016 году предварительного отчета прокурора МУС о событиях в Украине, Владимир Путин распорядился выйти РФ из соглашения о Римском статуте. Раньше таких стран было только три за историю - Гамбия, Южно-Африканская республика и Бурунди.   


Гипотетически, осужденных российских генералов, можно арестовывать только на территории других государств. МУС выдал ордер на арест нескольким десяткам бывших африканских лидеров, но большинству удается скрываться от правосудия.

Будущие судебные решения о признании РФ виновной в военных преступлениях в Украине, даст правительству дополнительные инструменты в международной политике, но не приведет к возмездию и сиюминутным денежным компенсациям. Победа над Газпромом в Стокгольмском арбитраже яркий тому пример. Как воспользуется выигрышем власть и как реализует - вопросы остаются открытыми.

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.