Все в очередь. Как зарабатывают на пропускном режиме в зоне АТО
Пропускной режим в зоне АТО на условном кордоне с ДНР/ЛНР перешел в активную фазу.
Оформление пропусков проводится координационными группами, которые созданы при управлениях (отделах) МВД районов в городах Старобельск, Дебальцево, Великая Новоселка, Мариуполь. Первые дни показали,что пунктов выдачи мало, а срок проверки документов и выдачи пропуска - 10 дней - велик.
На Донетчине уже выдано более 13 тыс. пропусков, но очереди на пунктах приема документов измеряются тысячами. Параллельно участились обстрелы ранее мирных секторов в оккупированных городах, и многие, вконец закошмаренные жители, решили бежать. Большинство - в Россию. Одни - потому что перебираются подальше от "укропов", другие - опасаются ехать по простреливаемой трассе к ближайшему украинскому блокпосту, а потом ждать еще пару недель то ли пропуска, то ли прилета артиллерийских снарядов и мин.
Тем временем на проблеме пропусков зашевелился "туристический бизнес". Стоимость услуг по упрощению процедуры сдачи документов, или же вообще доставки пропуска на дом, колеблются в цене от 70 до 1000 гривен в зависимости от схемы и места. Это для жителей, к примеру, Донецка. Для застрявших на украинской территории людей, выехавших из "Дыры" (так местные называют сепаратистские "республики") до 1 февраля и желающих вернуться обратно, более актуальна посуточная стоимость съемного жилья. Волонтеры и власти в Великой Новоселке и Мариуполе бесплатного жилья в нужных количествах не предоставят, а отельеры и владельцы квартир пользуются ажиотажем. О ситуации в Дебальцево не стоит и говорить. Для мирных жителей там сейчас главное - просто уехать.
Очереди как в СССР
Дополнительный пункт приема/выдачи документов в Мариуполе открылся в понедельник, второго февраля. Очередь всего лишь к двум окнам, принимающим заявления и ксерокопии документов, за минуты стала исчисляться десятками, а через несколько часов - сотнями людей. Появились параллельные списки очередей, прорывы через черный ход пресекались по возможности милицией и бдительными гражданами, квест усложнялся проливным дождем. В "предбанник" Жовтневой райадминистрации Мариуполя, где расположен заветный кабинет, пускают по 4-6 человек, так что остальным приходилось ждать на улице.
Очередь в Жовтневую РГА Мариуполя
"Я такого унижения в жизни не испытывал…", "Кто-то может сказать, как заявление заполнять?", "У кого есть бланки?", "Вы здесь не стояли!", - типичные фразы, которые можно услышать в очереди.
На второй день работы в очередь записались более 1600 человек, и появилось нечто, похожее на логистику. Ксерокопия - за углом (аппарат постоянно перегревается, не выдерживает нагрузок), блокирующий двери крепкий мужчина выкрикивает фамилии списочников и пропускает внутрь по двое-трое. Побывавшие в "аквариуме" рассказывают людям снаружи, как и что заполнять, очередь постепенно рассасывается. Ведь нет смысла толпиться, если в день пункт может обслужить не более 150-160 человек. Просто рук не хватит. Тем не менее, вход обступает плотная группа из порядка 100 человек, прорваться через которых могут лишь журналисты и легальные, внесенные в списки, соискатели пропусков. "Я надеюсь, что этот накал за два-три дня спадет. Понятно, что людям объяснить сейчас, чтобы они пришли на следующий день - невозможно. Они этого и слышать не хотят. Им хочется сегодня, поэтому они стоят до конца. Но все равно такое количество мы никак не можем обработать. Мы только принимаем документы, обрабатывают их спецслужбы", - говорит замглавы Жовтневой райадминистрации Галина Игнатова, параллельно объясняя кому-то, куда вписывать идентификационный налоговый код, где и как писать мотивировочную часть заявления на пропуск.
"Блин, как в донецком БТИ при совке…", - замечает мужчина, 700-й с лишним по списку.
Непроходимость
Дополнительный пункт в Мариуполе физически не сможет разгрузить поток граждан. Он просто стал еще одной площадкой для журналистов и наблюдателей, где можно ежедневно видеть, как в одну дверь ломятся тысячи людей. Губернатор Донетчины Александр Кихтенко как-то сказал, что в месяц нужно будет выдавать 700 тыс. таких пропусков, и оказался недалек от истины. Только в Мариуполе пенсионных туристов из подконтрольных боевикам территорий местные власти исчисляют десятками тысяч. Если прибавить работников предприятий и учреждений, жилье которых оказалось в "Дыре", - так и выйдет.
"На сегодняшний день 13200 пропусков выдано. Первоначально определенные проблемы, конечно, были. Как обычно - нововведение. Со временем эти вопросы решаются. Человеческий фактор. Где-то кто-то кого-то не понял, какие документы создавать… Надо местной власти совместно с координационным центром смотреть открытие еще ряда мест приема документов", - комментирует ажиотаж глава Донецкой областной милиции Вячеслав Аброськин.
Однако есть ощущение, что силовики пытаются спихнуть друг на друга проблему. СБУ, которая играет первые роли в координационных группах, предпочитает молчать, военные и пограничники рассуждают только на тему эффективности фильтрации боевиков, а в местных милицейских кругах бродит любопытная формулировка: "Мы в теме, но не в доле". То есть выделять дополнительно своих людей, а значит, брать ответственность за реализацию пропускного режима и пресекать теневой бизнес на этой проблеме, мало кто хочет. А значит, судьба проекта остается смутной: либо пропускной режим придется упрощать, либо начнутся протесты и властям придется что-то решать с логистикой, сроками и очередями.
Бизнес на проблеме
Пока в зоне АТО силовики и местные власти пытаются, как умеют, реализовать решение СНБО о пропускном режиме, бизнес, зародившийся еще на заре пенсионного туризма из оккупированных территорий, активно взялся за новый "рынок". На опустевшем донецком Южном автовокзале, раньше обслуживавшем пенсионный трафик на юг области, можно найти объявления с предложениями поездок "за пропусками". Схема привычная: набирается автобус с желающими, их привозят на нужный блокпост и оптом сдают документы. Расценки колеблются от 70 до 150 гривен за пропуск. Понятно, что полной гарантии получения пропуска в итоге нет, но от волокиты с очередями, бланками и ксерокопиями, от риска зависнуть в Великой Новоселке в неопределенном статусе на пару недель - спасает.
Сдача документов и подача заявлений на получение пропусков
Еще один пример типичного объявления на той стороне: "В Донецке открылся пункт приема и оформления документов с отвозом для сдачи в координационный центр на БП Кураховский. Находится возле Налоговой. Цена, если полный пакет полностью оформленный, - 100 грн., если заполнения и ксерокопии на месте + 50 грн. Работает с 10 - 15 с понедельника по пятницу..." Далее указаны телефоны.
Дороже стоит услуга с доставкой документов на дом. По обе стороны линии разграничения можно найти человека, который за, примерно, 1000 гривен провернет дело. Контакты таких "брокеров" ищут в интернете или по сарафанному радио.
Налажена и "оптовая" работа с предприятиями. Вячеслав Аброськин подтверждает: "Подают списками. Тысяча, две, три, четыре - делают прямо на все предприятие". Как при этом осуществляется паспортный контроль, идентифицируется реальность внесенного в список каждого персонажа - загадка. И это подтвержденные и учтенные милицией цифры. Как тогда обстоят дела с левым потоком документов?
В то же время "объемы продаж" пропусков преувеличены и в медиа, и в соцсетях. Скорее это, в отличие от контрабандных грузоперевозок, небольшой теневой сервис для физических лиц. Незаконный, но облегчающий жизнь клеркам в координационных группах и охотникам за пропусками. По-знакомству и чтоб себя не обидеть.
Иное дело - безопасность и фильтрация диверсантов, заявленные как первопричина проекта. Продавливание такой массы документов десятков людей через фильтр из нескольких десятков человек либо конструкцию сломает, либо все потечет через край, что, собственно, уже и происходит. Кто в таких условиях отличит боевика от ботаника? Тем не менее, силовики редко говорят о проблемах логистики и фильтрации. В основном - о необходимости ужесточить систему.
"Сейчас такое время, что всех нужно выпускать и давать возможность выезжать, поскольку это реальный риск для жизни, а вот туда, я думаю, пропускной режим должен быть еще жестче, это мое личное мнение. Это война и это не шутки", - озвучил в Мариуполе свое личное мнение советник министра МВД Украины Зорян Шкиряк.
И это тренд среди спикеров и говорящих голов силовых ведомств.
Куда бежать
"Я клянусь - это моя мама! Она сейчас не может приехать из Киева, но сама придет за пропуском!", - кричит в слезах девушка, сдающая распечатанные сканы документов. "Вам объяснить, как подделывают эти документы? Вы хотите меня под статью подвести? Только оригинал паспорта", - отвечает сотрудница пункта оформления пропусков в мариупольской Жовтневой райадминистрации.
"Сегодня ночью под обстрелами почти не спали жители Макеевки и Донецка. К утру у многих созрело решение выезжать. Частные перевозчики, вывозившие людей, до сегодняшнего дня брали плюс 150-200 грн. к цене билета за отсутствие пропуска. Сегодня даже такая схема не действует. Зато открыта дорога на Ростов. Выбор между РФ и смертью от артиллерии за дончан сделала пропускная система", - пишет в соцсети донецкая журналистка Юлия Суркова.
Мариуполь. Отдых
"Они о Конституции помнят вообще? Где свобода перемещения граждан? Если война, то объявляйте военное положение, не издевайтесь над своим народом", - рассуждает контролирующий список очереди в пункт оформления пропусков мужчина.
Проблема в том, что все эти люди действительно так думают. Тем временем трафик в Россию из ДНР/ЛНР растет. Так считается безопасней, да и цена, гривен 300 с человека, до Ростова - приемлема. А для обработанных российскими и местными СМИ жителей псевдореспублик, выезд в РФ еще и понятней. Развернуть этот поток одними постами патриотов в фейсбуке невозможно. "Я сам был свидетелем непосредственно в Курахово-Марьинке, где на блокпосту пропускали женщин и детей, несмотря на отсутствие этих пропусков", - утверждает Вячеслав Аброськин и добавляет, что МВД доносит эту информацию в зону, подконтрольную боевикам, "всеми способами". "Как договоришься, раз на раз не приходится", - отвечают ему донетчане, пытавшиеся выехать в Украину.
Пропускная система - это способ выдавить из Украины в Россию "вату". Такая мысль на днях прозвучала в сетевой тусовке донецких журналистов. Мол, можно меньше платить пенсий "туристам", а заодно лишить электорального базиса идеологов "Дыры". Такая вот попытка найти логику в действиях Киева с донецкой точки зрения, причем говорят об этом патриоты Украины.