Выборы-2012: закон о языках поднимает градус кампании
Депутаты разошлись на каникулы, поставив в языковом вопросе многоточие. Впрочем, разрешиться он может в ближайшее время. По одной из версий, скандальный закон принимался под приезд в Украину президента России. Ждать осталось недолго - до 12 июля. Зато парламентский кризис, спровоцированный проектом Колесниченко-Кивалова, вряд ли получится урегулировать до выборов в Раду, плановых или досрочных.
Подарок старшему брату
Регионалы заверяют, что закон об основах государственной языковой политики принят в рамках реализации предвыборных обещаний президента Виктора Януковича. Эксперты этот вариант рассматривают в последнюю очередь. Сначала самым распространенным предположением было то, что власть лишь хочет мобилизовать свой электорат перед парламентскими выборами.
Затем первую позицию заняла версия о том, что правящая партия отвлекает внимание граждан от других законов. Например, пока общественность ломала копья по поводу того, на каком языке разговаривать, власть существенно изменила закон о госзакупках, тем самым увеличив коррупционные риски в этой сфере и потенциальный вред как для украиноязычных, так и для русскоговорящих граждан Украины.
На следующий день после стремительного принятия закона о языках, не стоявшего в повестке дня парламента и проголосованного с нарушением регламента, внефракционный депутат Тарас Чорновил заявил, что решение было проведено не иначе как к приезду Владимира Путина. "Это - не предположение, это - факт", - подчеркнул он. По мнению Чорновила и некоторых экспертов, Януковичу уже нечего отдавать в обмен на символическую скидку в цене на газ. Мол, остались только несколько крупных государственных активов (тот же Нафтогаз), частный бизнес украинских олигархов и язык, и сделанный выбор - очевиден. Другой вопрос: нужен ли президенту соседней страны подарок в виде языка. А если да, то нужен ли ему подарок, легитимность которого сомнительна.
Литвин между молотом и наковальней
Для того, чтобы закон вступил в силу до встречи президентов двух стран в Ялте 12 июля, не хватает самой малости - подписи под документом спикера Владимира Литвина. Только после этого документ может быть направлен на подпись президенту Януковичу. Глава парламента отказался завизировать закон, принятый с вопиющими нарушениями процедуры, и предложил искать выход из кризиса за столом переговоров.
Он также подал заявление об отставке, чем фактически подвесил языковый вопрос в воздухе. Парламентское большинство заявление Литвина не удовлетворило. По информации оппозиционных депутатов, спикера пригласили на беседу с президентом в Межигорье (правда, на Банковой факт встречи отрицают). Более того, как сообщил ЛБИ источник в Раде, в тот же день в Межигорье привозили пребывающего под арестом экс-генерала Алексея Пукача, обвиняемого по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
Были эти встречи в Межигорье или нет, но о роковой роли Литвина в судьбе журналиста неоднократно заявлял бывший сотрудник госохраны Николай Мельниченко и некоторые политики (в частности, Александр Мороз). Впрочем, и без того очевидно, что на спикера пытаются надавить. Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил журналистам на брифинге, что пока еще действующего главу Рады ждут судебные иски, если он не подпишет закон о языках. Судебными исками пригрозили и оппозиционеры, но в противном случае - если Литвин подпишет закон, принятый с нарушениями законной процедуры.
Ловушка для регионалов
Ефремов не уточнил, в каком именно суде регионалы могут оспорить поведение Литвина. Он только отметил, что спикер, не подписывая принятый большинством закон, нарушает Конституцию. При этом признался, что действующим законодательством наказание за это не предусмотрено.
Парламентские журналисты - на низком старте. Если только регионалы подадут в суд на Литвина за нарушение Конституции, их самих могут ожидать аналогичные иски, ведь по Конституции депутат должен голосовать персонально. Ответственность за нарушение этой нормы также не предусмотрена законодательством. Поэтому типичной для Рады стала картина, когда 50-60 человек в сессионном зале, прыгая по рядам и нажимая на кнопки соседей, принимают решение в 250 и более голосов.
Именно "пианистами-многостаночниками" оказались приняты практически все законы, раздражающие общество - Налоговый кодекс, пенсионная реформа, ограничение льгот, изменения в бюджет, изменения в закон о госзакупках и, наконец, закон о языках. Подав иск против Литвина, правящая партия может создать прецедент привлечения к ответственности за нарушение Основного закона. И пусть суд потом объясняет, почему депутату Литвину нельзя игнорировать Конституцию, а депутатам-регионалам можно.
Начало конца
Демарш Литвина, которого держат на крючке делом Гонгадзе, должен стать серьезным сигналом для команды президента. Достаточно вспомнить позицию спикера в разгар оранжевой революции 2004 года. Он обладает тонким политическим чутьем и обостренным инстинктом самосохранения. Если Владимир Михайлович сказал "нет", это значит, что дела Виктора Федоровича как минимум не очень хороши. Не исключено, что суда народа за подписанный скандальный закон спикер боится больше, чем суда власти. И что Литвин чувствует: суд народа - не за горами.
Таким образом, вариантов остается немного. Литвина могут дожать, и он до 12 июля таки подпишет закон о языках. Либо до этого времени депутаты могут собраться на внеочередную сессию и переголосовать закон по более чистой процедуре. Или на внеочередной сессии уволить Литвина и назначить нового спикера, который и подпишет закон. Это усилит подозрения, что документ принимался под приезд Путина.
Большинство также может уволить Литвина на внеочередной сессии в конце июля или уже в сентябре на очередной сессии, и избрать нового спикера. И тогда закон может быть подписан президентом ближе к выборам - в качестве стимуляции русскоязычных избирателей.
Однако партия власти своим решением мобилизовала не только свой, но и протестный электорат. А также продемонстрировала свою готовность идти на любые нарушения ради достижения цели. В такой ситуации парламентские выборы, плановые или досрочные, уже не будут простой формальностью. Похоже, предстоит настоящая борьба против власти, которую она сама и спровоцировала.