Алла Шлапак: Никто не заботился о киевлянах лучше Черновецкого
В новый состав Киевского городского совета просочились несколько носителей явления, известного как "молодая команда Леонида Черновецкого". Принято считать, что эта команда подняла уровень коррупции и разграбления Киева на небывалую высоту.
В интервью ЛІГАБізнесІнформ один из новоизбранных депутатов Киевсовета, экс-заместитель главы фракции Блока Черновецкого Алла Шлапак рассказал о том, почему критиковать бывшего мэра и его команду в Киеве стало хорошим тоном, как собирается работать в новом созыве, а также прокомментировала наиболее громкие скандалы, связанные с ее именем. Напомним, Алла Шлапак прошла в Киевсовет, победив в округе №35 на Печерске как самовыдвиженец.
- Как вам качество нового состава Киевсовета?
- Трудно говорить, еще не было пленарного заседания.
- Но вы же фамилии новых депутатов видели?
- Фамилии видела, там много знакомых, бывших коллег, но много и новых. Перезагрузка удалась. Посмотрим, удалась ли она качественно, но персонально удалась.
- Как смотрите на новые партии и проекты: Радикальная партия, Самопоміч и т.д.?
- Я бы не удивилась, если бы в Киеве Интернет-партия прошла. Киев очень разный и способен отдавать свои предпочтения от крайностей к крайностям. Киев никогда не будет стабильным. Это город контрастов и эмоций, который голосует эмоциями.
- Вас тоже выбрали на эмоциях?
- В моем случае - это холодный рассудок людей, которые знают меня много лет. Люди понимают, что за эти годы, кто бы ни был при власти, моя рука всегда протянута к ним.
- Почему тогда киевляне отказались голосовать за вас в 2012 году, когда на парламентских выборах вы проиграли Леониду Емцу?
- Выборы в Раду и Киевсовет - разные материи. Выборы в парламент - это больше политика, а депутат Киевсовета ближе к людям. Многие люди из числа моих сторонников просили киевлян не голосовать за меня, мотивируя это тем, "чтобы не потерять Шлапак для Киевсовета". За Емца голосовал протестный электорат, ассоциируя его с единственной альтернативой Партии регионов.
- Так и было.
- Нет, кандидат от Партии регионов Василий Горбаль работал в основном против меня.
- Горбаль на тот момент уже был изгоем в ПР, если бы он был нужен - его партия взяла бы в список, а не послала бы на сложную киевскую мажоритарку. В те выборы говорили, что ПР, понимая свою непопулярность в Киеве, ставит на людей Черновецкого: Супруненко, Довгий, вы. Вы все проиграли. Кстати, вы понимаете, почему киевляне не любят команду Черновецкого? Многие ее представители лично или через помощников будут представлены в новом созыве.
- Леонид Михайлович уже много лет не в Украине и не влияет на политику. А почему не любят и говорят, что люди Черновецкого - это плохо: так сложилась ситуация, что все социальные проекты, которые шли на пользу людям, не замечались и воспринимались как должное, а все внимание было приковано к ошибкам. Вместе с тем, я убеждена, что никто лучше тогда не мог заботиться о киевлянах, чем это делал Черновецкий. Я имею ввиду гуманитарные программы помощи пенсионерам, учителям, медикам. Ничего плохого о Черновецком я сказать не могу.
- О команде Блока Черновецкого в целом тоже ничего плохого сказать не можете?
- Команда была разная, люди разные, и со всеми у меня не могло быть одинаковых отношений. Разное мировоззрение, разные взгляды на жизнь. Когда Леонид Михайлович принял решение уйти из активной политики, я первая покинула фракцию.
- Кого из Блока Черновецкого в прошлых созывах вы, как и себя, можете назвать порядочным человеком? С кем дружили и дружите?
- Денис Комарницкий - у нас много общих взглядов на жизнь и в плане управления городом. Он специалист, и я во многом советуюсь (6 декабря 2012 года Шевченковский районный суд Киева приговорил Дениса Комарницкого к двум годам лишения свободы условно. Судом установлено, что Комарницкий вместе с другими лицами причинили адвокату легкие телесные повреждения. Его вина подтверждается показаниями свидетелей и другими материалами дела, - ред.). Также Елена Довгань - врач по профессии, специалист в вопросах медицины. Алла Семенюк - работает в системе соцзащиты. Виктор Грушко - да, он одиозный в чем-то человек, но он хорошо знаком с системой управления ЖКХ.
- По данным Слідство.инфо, результатом правления Черновецкого и его команды стала продажа 3500 тысяч гектаров земли и 68 тысяч квадратных метров помещений, крупнейших предприятий - Киевэнерго, Киевхлеба, Киевводоканала. Вы не считаете, что также несете за это ответственность?
- В любой деятельности есть свои плюсы и свои ошибки. Что касается названых цифр, то я хотела бы, чтобы те, кто их озвучивает, публично назвали конкретных собственников, кому отошли эти метры и гектары, и доказали, что это было сделано незаконно.
- Киевэнерго, например, отошло структуре Рината Ахметова.
- Я говорила о земле и коммунальных помещениях. Если сделки были законны, то нужно установить эффективный контроль, если незаконны - аннулировать.
Все было в рамках закона. Что касается предприятий, то город до сих пор имеет контроль над их управлением, и это очень важно. Главное, чтобы они эффективно функционировали на благо киевлян, а рядовому киевлянину не важно, в какой они собственности.
- Масса вопросов к Киевэнерго и Киевводоканалу, но задать их некому, потому что предприятия в частной собственности.
- У меня тоже к ним масса вопросов. Вопрос в неэффективном управлении, и я верю, что Виталий Кличко как новоизбранный мэр сможет наладить работу. Город должен влиять на качество и стоимость услуг, предоставляемых киевлянам.
Лично я считаю продажу предприятий неправильной, но, повторюсь, в силах властей города и сейчас обеспечить киевлянам высокое качество предоставляемых ими услуг.
- Вы раньше проходили в Киевсовет по списку партии, сейчас вы мажоритарщик. Один голос весит мало - вы перейдете во фракцию УДАР?
- Я буду сотрудничать с теми, кто будет помогать мне решать вопросы людей, живущих на территории 35-го округа на Печерске.
- А 25-му округу не надо помогать? Вообще всему Киеву.
- У них есть свои депутаты. В первую очередь я отвечаю перед своими избирателями и буду заботиться о них. Ни в какую фракцию я вступать не буду - это я обещала своим избирателям на встречах. Если возникнет необходимость какого-то объединения, я приду и посоветуюсь с избирателями.
- Но вы же пришли в парламент не сами - на соседних округах победили Михаил Терентьев (округ №36 от партии УДАР) и Андрей Андреев (округ №52 от партии УДАР) - ваши бывшие подчиненные по приемным и выборам 2012 года. Можно считать, что у Шлапак есть группа из трех депутатов.
- Они вели самостоятельные кампании. Я рада, что сотрудничала с людьми, которых киевляне поддержали тоже. А вообще, я знакома лично, наверное, с третью новоизбранного Киевсовета, потому делать акцент на этих двух депутатах как на моей команде смысла нет.
- Чем вы зарабатываете на жизнь?
- Я преподаватель университета имени Гринченко. Кроме этого, я консультирую посольства восточных стран как востоковед. Также принимаю участие в научных конференциях, проектах. Там сдельная оплата.
- Преподавательской зарплаты хватает на то, чтобы провести за два года две избирательные компании, да еще в одной и победить? Каковы источники финансирования вашей кампании?
- То, что касается кампании в Киевсовет, отчет об избирательном фонде в скором времени будет опубликован и общедоступен. В основном он состоит из перечислений физлиц - тех, кто знает меня много лет и доверяет. Тем более что моя кампания не была дорогой - ни роликов на телевидении, ни билбордов.
Парламентская кампания обошлась немного дороже, но проходила по тем же принципам.
- Ваша кампания в Киевсовет проходила параллельно с агитацией за Кличко и Порошенко. В этом нет ничего противозаконного, но признайтесь, что вы удачно использовали технологию ассоциирования вас с этими людьми. Штаб Порошенко отрицает прямое сотрудничество с вами, но есть подозрения, что они вас поддерживали негласно, выдвинув технического кандидата. Прокомментируйте это.
- Я видела телесюжеты на этот счет. Должна сказать, что, во-первых, их авторы даже не пытались обратиться ко мне за комментарием, что свидетельствует о проплаченном характере материала. Почему-то показали столб, на котором моя фотография рядом с агитацией за Порошенко, но не показали, где мое фото было заклеено листовкой Свободы. Было и такое. Во-вторых, мне же никто не запрещает иметь гражданскую позицию, и я должна была отвечать на встречах избирателям, когда меня спрашивали, за кого голосовать на выборах президента, мэра и по партийному списку. Никакого сотрудничества со штабом Порошенко у меня не было.
- Вы согласны с тем, что победили, в том числе, и благодаря такой рекламе?
- В первую очередь, моя победа - это доверие людей, которые знают меня много лет. Я работаю на Печерске много лет. Приемная открыта днем и ночью. Желаю всем мажоритарщикам, которые попали в Киевсовет случайно, поработать так, чтобы им не стыдно было ходить по округу.
- Во время кампании 2012 года вы были уличены в раздаче продуктовых пайков избирателям, что трактовалось как подкуп. В частности, об этом заявляла Ольга Айвазовская.
- Кто это?
- Координатор общественного движения ОПОРА, следящего, в том числе, за чистотой выборов.
- Предоставлением гуманитарной помощи малообеспеченным я занималась и буду занимать всегда, привлекая к этому спонсоров и меценатов. Но если быть внимательным, то можно заметить, что в период избирательной кампании мы никогда пайков не раздавали. Это было либо до, либо после выборов, вне зависимости от них. Если ОПОРА или другие организации согласны сотрудничать со мной в гуманитарных программах - я только за.
- Вы поддерживаете идею разделения должностей городского главы и председателя КГГА?
- Нет. Я считаю, что это должен быть один человек. Разговоры, которые сегодня ведутся в парламенте на этот счет - это политика, не имеющая ничего общего с жизнью.
- Секретарь Киевсовета должен быть человеком из большинства или оппозиционером?
- Секретарь должен быть опорой мэру, оппозиционер на этой должности будет вносить лишние конфликты. Кличко на этой должности нужен помощник, рабочая лошадка, а не оппонент. Соперничество мэра и секретаря Киевсовета не пойдет на пользу Киеву
- Нынешний созыв Киевсовета избирается на полтора года. После этого вы снова будете бороться за депутатство?
- Посмотрим. Сначала нужно поработать полтора года. Об остальном поговорим после.