В интервью ЛІГАБізнесІнформ актер Национального академического театра им.Ивана Франко и заместитель лидера партии Свобода Богдан Бенюк рассказал, почему пошел в политику и связался с националистами, как мутит воду в болоте Киевского облсовета и чем хотел бы заниматься в парламенте нового созыва.

Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram

- Отвечая на вопрос "что делаете в политике?", вы говорите - "должен защищать территорию". В политике вы с 2004 года - до тех пор не надо было защищать?

- Свою территорию нужно защищать всегда, просто дело в том, что раньше не было такой опасности эту территорию потерять. С 2004 года такая опасность реально появилась. С момента провозглашения независимости еще были какие-то надежды на нормальное развитие, а с 2004 года территория украинцев в своей стране начала уменьшаться. Как только я это осознал, решил заняться политикой. Обструкция, устроенная Олегу Тягнибоку после его выступления в 2004 году на горе Яворина (тогда Тягнибок в ходе предвыборной кампании Виктора Ющенко в эмоциональной форме призвал "отдать Украину украинцам", - ред.), стала окончательным толчком для для сотрудничества с партией Свобода.

- А до 2004-го вас приглашали какие-то партии? Хватало ведь и националистических и национал-демократических объединений.

- Человек сам делает выбор. По крайней мере, меня не приглашали. И я не уверен в искренности тех, кто вступает в партию по приглашению.

Еще надо разобраться, кто дурак: избиратель, выживающий благодаря проданному голосу, или политик, практикующий скупку голосов
- Лидер Свободы Тягнибок говорит, что для попадания в предвыборный список активные партийцы должны на деле доказывать свою состоятельность. Какой ваш участок партийной работы?

- Мой участок - связи с зарубежными украинцами. Работа с теми, кто живет за пределами Украины, но не перестал быть патриотом своей страны.

- Однажды вы баллотировались по мажоритарному округу в Вишневом Киевской области. Заявили, что проиграли из-за скупки голосов конкурентом и сказали. И добавили: "Ну, слава Богу, люди хоть заработали". Вы не осуждаете практику продажи избирателями своих голосов?

- Если мы живем в обществе, где люди покупаются и продаются за килограмм гречки, то это - больное общество. И обижаться на этих людей - все равно, что биться головой о стену. Должен пройти этап, когда украинцы созреют до понимания того, что продаваться нельзя, особенно за гречку. И вот когда этот период настанет, к власти могут прийти те, кто принесет с собой национальное самосознание.

Так что я отношусь философски - раз уж люди еще продаются, значит, мы пока будем жить так, как живем. А чтобы ситуацию изменить, нужно много работать, чем мы и занимаемся. Мы должны проводить разъяснительную работу среди людей, а не обижаться на них.

- Намекаете: мол, на дураков не обижаются?

- Я так не говорил. Еще надо разобраться, кто дурак: избиратель, выживающий благодаря проданному голосу, или политик, практикующий скупку голосов вместо ведения честной борьбы.

Хотя, те, кто скупает голоса - вообще не политики. Я уверен, что политика - это не грязное дело, как принято считать, а искусство зажигать сердца. Так что, Свобода, разъясняя, что нельзя продавать свой дом, родной язык и страну, движется в правильном направлении.

- С 2010 года вы - депутат Киевского облсовета. Не секрет, что этот орган власти в связи с высокой стоимостью земли в столичном регионе всегда был не без греха. Фракция Свободы насчитывает всего пять человек, вы не можете противостоять большинству. Нет ощущения, что тратите там время впустую?

- Действительно, Киевский облсовет, погрязший в коррупции, - это чирей на теле области. Его даже советом назвать нельзя, потому что никто ни с кем не советуется, а лишь без обсуждения утверждаются решения, принятые где-то наверху.

Коррупция никуда не исчезла и со сменой депутатского корпуса в 2010-м. Просто те, кто занимался дерибаном под флагами Нашей Украины, сейчас занимаются тем же от имени Партии регионов. Но, тем не менее, Свобода мутит воду в тихом болоте Киевского облсовета. Пять националистов, конечно, не могут ничего противопоставить большинству, зато мы можем информировать общество о том, что происходит за закрытыми дверьми облсовета, мы обжалуем решения в судах.

- Тягнибок заявил, что Бенюк станет номером три в избирательном списке Свободы на предстоящих выборах в Раду - после лидера партии и Ирины Фарион. Бытует мнение, что актеры и спортсмены в списках выступают в роли рекламы политсил, а потом на их политику не влияют. Вы чем будете заниматься в Раде, если пройдете? 

- Ни в коем случае не хочу заниматься культурой. Несмотря на то, что в облсовете я состою в комиссии по вопросом культуры (возглавляет комиссию депутат от ПР Михаил Поплавский, - ред.), понимаю, что она ни на что не влияет и ничем помочь культуре не может.

И потом, неважно, кто по профессии народный депутат - артист или юрист. Если помните, позапрошлый созыв Рады состоял из одних юристов, и что они наработали? Развалили все, что можно было развалить. Важно, чтобы парламентский купол на Грушевского не забрал у человека ум, честь и совесть, как это обычно происходит.

Необходимо реально себя оценивать. Присутствует в характере украинца определенная тяга к предательству? Да. Умеют украинцы подстраиваться и заискивать? Тоже да, к сожалению
- Если не культурой, то чем могли и хотели бы занимать в Раде?

- Надо сначала пройти в парламент, а потом смотреть по политической обстановке, конфигурации политических сил. Я бы хотел, чтобы националисты занимались вопросами международной политики и вопросами правоохранительных органов. Чтобы патриоты могли контролировать деятельность СБУ. Это очень важно, потому что в этих секторах находятся наиболее ранимые точки для национальной безопасности.

- Однажды вы сказали, что украинцы - нация предателей, тех, кто постоянно ищет теплое местечко. Не слишком жесткое определение для националиста?

- Необходимо реально себя оценивать. Присутствует в характере украинца определенная тяга к предательству? Да. Умеют украинцы подстраиваться и заискивать? Тоже да, к сожалению. Когда каждый это осознает, тогда только произойдет духовное самоочищение, персональная люстрация каждого. Так что мои слова - не оскорбление, а констатация факта и призыв к своего рода исповеди.

- Верховная Рада - тоже теплое местечко...

- Да. А должна быть не теплым, а рабочим местом.

- Вы считаете, что государство должно использовать театр как проводник своей идеологии. У нынешней власти весьма своеобразная идеология, используют ли театр в качестве ее проводника?

- Нет, конечно. Театр забыт, и не только при власти Януковича. Да и идеологии у нынешней власти нет, разве что идеология дерибана, а это закрытые инструкции для своих, через театр об этом не скажешь. Ничего того, что можно пропагандировать через театр, о чем можно говорить на языке искусства, власть предложить не может.

Более того, сейчас Кабинет министров намерен вдвое понизить зарплату театральным актерам (на проходной театра, где проходила беседа, висит объявление о сборе подписей в защиту театральных работников, - ред.). Во всем мире государство заботится о театрах и актерах, а у нас наоборот.

Досье на Богдана Бенюка