Филарет: У внешних спецслужб есть задание по дискредитации УПЦ МП
Приезд в Киев патриарха РПЦ Кирилла и президента России Владимира Путина на празднование 1025-летия Крещения Руси вызвал новый виток идеологического противостояния в православии. Каждая из сторон вкладывает в него свои смыслы. Визит Путина и Кирилла многими в Киеве расценивается как новая попытка вовлечения Украины в орбиту российских интересов.
Между тем, в день празднования в Киеве пройдет альтернативное торжество, организованное непризнанной Украинской церковью Киевского патриархата. УПЦ КП, в отличие от Киево-московской митрополии, в последнее время выглядит островком стабильности. В то время как в УПЦ МП за спиной митрополита Владимира идет скандальная борьба за влияние, патриарх Киевский и Всея Украины Филарет позаботился о процедуре преемственности церковной власти. Он провел через архиерейский собор изменения в устав, введя должность патриаршего наместника, после смерти патриарха обретающего положение местоблюстителя - фактического главы церкви в период до избрания нового патриарха. По замыслу Филарета, это убережет УПЦ КП от сюрпризов при передаче власти и от острых конфликтов за первенство.
В канун праздника патриарх Филарет в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал о том, чем окончится политика Кирилла в отношении украинского православия и о том, почему отношения УПЦ КП с администрацией Виктора Януковича переживают оттепель.
- Предстоящее 1025-летие Крещения Руси политизировано. Вы полагаете, это в порядке вещей?
- На территории Руси христианство существовало почти за тысячу лет до князя Владимира. Еще в первом столетии апостол Андрей Первозванный побывал на киевских холмах. Проповедовали на наших землях Кирилл и Мефодий, до Владимира крещение принимали княгиня Ольга и князь Аскольд. Отличие же в том, что при Владимире христианство стало государственной религией. И как государственная религия оно стало распространяться по всей Руси. Поэтому крещения Руси празднуется и на государственном, и на церковном уровне.
- Иными словами, религия всегда была политическим вопросом.
- Сказать, что церковь не влияла на политику, нельзя. Политика государства и церковная жизнь взаимно зависели. Государство нуждалось в помощи церкви в духовном отношении. Церковь создавала прочную семью, устойчивые моральные законы. Занималась просвещением, социальным служением. В то же время и церковь нуждалась в помощи государства. Поэтому близкие к идеальным отношения между церковью и государством были во времена Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и других киевских князей. Церковь напрямую не вмешивалась в дела государства, а государство - в дела церкви. Потом все изменилось, и церковь оказалась под влиянием государства. В Российской империи церковь оказалась полностью зависимой от государства. И в советский период. Сейчас же в Украине церковь пользуется такой свободой, которой она пользовалась только в далекие княжеские времена.
- К УПЦ МП это тоже применительно?
- И к нам, и к УПЦ Московского патриархата. Сейчас мы достигли состояния равного отношения со стороны государства, как к Московскому, так и к Киевскому патриархатам. Но не во всех областях. Есть области, в которых МП власти поддерживают больше, а КП меньше. Но в целом мы удовлетворены.
Киевский Патриархат празднует годовщину Крещения с совершенно противоположной РПЦ идеей. Мы считаем, что это праздник вхождения Руси в семью европейских христианских народов
- Возвращаясь к юбилею крещения. Как вы оцениваете политическую подоплеку этого события?
- Если говорить об использовании юбилея Москвой, мы это чувствуем. В чем это проявляется? В том, что центром празднования Крещения Руси Москва сделала именно себя.
- Что значит сделала? Ведь Кирилл и Путин все равно приезжают в Киев.
- Но начинают праздновать-то они там. А должны тут, в Киеве. Потому что событие празднуется киевское, а не московское. Тут и начинается политика.
- Выбор оси Москва-Киев-Минск чем продиктован?
- Продиктован концепцией "Русского мира" - новой империи. Мы это прекрасно понимаем. Все шаги Москвы строятся из этого расчета. Таможенный союз - это вхождение в новую империю. Киевский же Патриархат празднует Крещение с совершенно противоположной идеей. Мы считаем, что необходимо, во-первых, духовное возрождение, поскольку, приняв христианство, Русь возродилась духовно. Во-вторых, это праздник вхождения Руси в семью европейских христианских народов. Идея нашего празднования такова: вхождение Украины в Европу, как в свое время сделала Русь.
- Но ко времени крещения разве восточная и западная церкви уже не разъединились?
- Разделение церквей произошло в 1054 году. Кроме того, Греция сейчас в Европе.
- Почему Кирилл продолжает педалировать концепцию "Русского мира" несмотря на то, что она не работает?
- Да, не работает. Его приезды в Украину, если бы они носили духовный характер, никого бы не раздражали. Но он приезжает и проповедует "Русский мир". И чем больше он навязывает эту идею, тем с большим сопротивлением сталкивается. Образовалось украинское государство. А в каждом государстве должна быть своя независимая церковь. Это подтверждается историческом опытом всех государств - Греции, Болгарии, Румынии, Сербии, Грузии. Всех, которые раньше входили в состав Константинопольского патриархата при Оттоманской империи. Была империя - все были в составе Константинополя. Распалась империя, образовались новые государства, и в этих новых государствах образовались свои автокефальные церкви. Так и с нашей церковью. Пока существовала Российская империя, и Украина находилась в составе, а потом в составе Советского Союза, мы имели одну церковь. А когда распалась империя СССР, образовались новые государства, должны образоваться независимые церкви. Исторический процесс будет побеждать.
- Почему такой умный человек, как Кирилл, не меняет свою тактику?
- А разве умные люди не ошибаются? Он думает, зная об угрозах распространения того же ислама, что спасение РПЦ - в удерживании украинской церкви. А через церковь Украину надеются присоединить как государство к России. Но наши страны не идут на соединение. Москва надеялась на Виктора Януковича, а получилось наоборот. Говорят, что при Януковиче отношение Кремля к Украине еще хуже, чем при Ющенко. О чем это свидетельствует? Раз он как кандидат тепло относился к России, а став президентом изменил отношение, значит это уже закономерность. Может не столько изменил сам, сколько увидел, что Москва не хочет партнерских отношений, а хочет подчинить нас себе, и поэтому произошла перемена в отношении президента к России. Отношения между государствами - Украиной и Россией - должны быть добрососедскими, дружескими, на основе уважения независимости. И такими же должны быть отношения между церквами.
- Руководство РПЦ ошибается в своей оценке ситуации?
- Главная ошибка и Патриарха Кирилла, и Патриарха Алексия Второго в том, что в 1992 году они не согласились на автокефалию Украинской православной церкви. Это будет иметь далеко идущие последствия. Объединение Украинской церкви обязательно произойдет. Против воли Москвы. А если против воли Москвы, значит, отношения между Украинской и Русской церквами не будут такими, какими должны быть. Выгодно ли это РПЦ? Невыгодно. Для нее лучше было бы, если бы Украинская церковь была автокефальной и поддерживала Русскую церковь, нежели она будет автокефальной и будет поддерживать Константинополь.
- Но Вселенский Патриарх не спешит придавать УПЦ КП канонический статус.
- Не спешит. Потому что греки мудрые. Они выжидают. Когда придет момент - они сделают свой шаг. Не в пользу Москвы. В чем заключается проблема православия? В том, что Москва и Константинополь борются за первенство. Кто будет на деле Вселенским - московский Патриарх или константинопольский? В Москве до сих пор господствует идея Третьего Рима. Русская церковь по количеству епископата является не только большей из всех церквей, но и один Московский патриархат по численности равняется всем остальным Православным церквам вместе взятым. Это побуждает Москву бороться за первенство. Эта борьба началась еще при Сталине. В 1948 году была предпринята попытка проведения Вселенского собора в Москве. Теперь продолжается борьба подспудно. Образование независимой Украинской церкви уменьшает Московский патриархат наполовину. Без Украины РПЦ перестанет быть самой большой церковью. Это приведет к тому, что Москва не сможет бороться за первенство в православии. И наступит мир.- Но тогда ведь очевидно, что вместо пропаганды "Русского мира", отталкивающей многих прихожан и духовенство, Кирилл должен вести себя гибче. С вами, например, вести переговоры о примирении. Если надо собирать, зачем он отталкивает?
- Он хотел бы поступить так. Но не хотим этого мы. Киевский патриархат в Московский уже никогда не возвратится. Об этом Кирилл должен знать и не забывать. Попытки уничтожить Киевский патриархат на протяжении 20 лет предпринимались неоднократно. И все неудачные. В результате Киевский патриархат только укрепляется. Сегодня мы по количеству верующих превосходим УПЦ МП. По количеству приходов и духовенства - нет. А по количеству верующих - да. Значит, надо с этой реальностью считаться. Могут они нас подчинить? Кирилл считал, что могут при помощи государства. Он ссылался на ликвидацию обновленческого раскола и других расколов, которые ликвидировало государство. Вот он и думал, что Киевский патриархат также можно уничтожить. Но не вышло.
- Может быть, и понимал. Но он несвободен. Он зависим от государства. Русская церковь традиционно зависима от государства - начиная со времен Ивана Грозного, не говоря уже о Петре Первом, во время которого церковь стала просто департаментом правительства. Патриарх не может идти вразрез с политикой Кремля. Потому что их образ мыслей и интересы совпадают - России как государства и Кирилла как главы церкви. России нужна Украина, а Патриарху Кириллу - Украинская церковь. России - для создания обновленного мощного государства. Еще Горбачев говорил, что не мыслит Россию без Украины. Так же и Кирилл не мыслит себе великую Русскую церковь без Украины. В Украине 15 тысяч приходов, а в России - 12 тысяч. На Пасху службы в России посетили 4 миллиона 600 тысяч человек, а в Украине - больше 10 миллионов. Украинская церковь по своей силе может быть и не равна Русской, но недалека от этого. Поэтому Кириллу, чтобы чувствовать свою силу в православии, нужна УПЦ. Сейчас он занят созданием видимости великой церкви. Ставит в каждый район епископов. Не в область, а в район. В РПЦ 265 епископов. А народ в церковь не ходит. Учреждений натворил столько, сколько никогда не было в РПЦ. Но голые стены духовной силы церкви не дают. Патриарх Кирилл - человек не духовный. Как о нем говорят - вначале политик, потом Патриарх.
- А Митрополит Владимир - духовный человек?
- Более духовный, чем Кирилл. Но слаб как администратор. Он всегда был слабым… В советское время многие вопросы церковной жизни зависели от государства. Поэтому за спиной государства и он, и много других архиереев казались сильными. А когда надо действовать самому, у него административных способностей оказалось недостаточно.
- Вы позаботились о преемственности в церкви, внеся изменения в устав и назначив местоблюстителя, который будет управлять церковью после вашего ухода. Передачу пастырского посоха мы недавно видели в УГКЦ. УПЦ МП остается на данный момент последней крупной конфессией с не урегулированными правами на престол. Последние скандалы, связанные с УПЦ - это борьба за власть за спиной Владимира?
- Да, именно борьба за власть. И видя эту борьбу, начавшуюся после того как Митрополит Владимир серьезно заболел, я и пришел к выводу, что так же может произойти в Киевском патриархате. Поэтому я подумал, как избежать этой внутренней борьбы и такого соревнования за то, кто будет следующим Патриархом. Такое противостояние может церковь разделить. Придумал такую структуру, не противоречащую канонам. Она придает церкви стабильность. После смерти Патриарха местоблюстителем, то есть исполняющим обязанности Патриарха, автоматически становится уже утвержденный собором наместник. Гарантии того, что именно он станет патриархом, никакой нет - а так и должно быть согласно канонам, Патриарха должен избирать собор, а не назначать предыдущий Патриарх. И местоблюститель созовет собор. Но до собора церковь ни на один час не остается без главы. А раз есть глава, то вокруг главы есть синод, вокруг синода - епископат, вокруг епископата - духовенство, и это сохраняет единство церкви. Церковь продолжит существовать, как существовала ранее.
- В УПЦ также пытались ввести должность местоблюстителя. Но это не удалось.
- Поэтому я и сказал, что Митрополит Владимир - слабый администратор. Наметил - а довести до конца намеченное не смог. Ему противодействуют архиереи, ориентирующиеся на Патриарха Кирилла. А Патриарх, похоже, хочет лишить УПЦ МП самостоятельности и независимости в управлении путем "приведения устава УПЦ в соответствие с уставом РПЦ". Это означает, кроме прочего, - ввести в Украине митрополичьи округа. Если будут митрополичьи округа, значит все епископы будут по сути подчинены напрямую РПЦ и Патриарху с Синодом.
- Этот план удастся?
- Нет. Потому что украинские епископы уже привыкли к самостоятельности. И подчиняться не будут. Если Кирилл будет сильно настаивать, у них есть выход - соединиться с Киевским патриархатом. Тем более что мы предусмотрели в уставе, что с избранием патриарха можно не спешить. Если будут благоприятные условия - можно созвать объединительный собор, и тогда не исключено, что патриархом будет избран человек из числа епископата УПЦ МП.
Президент защитит Владимира. Потому что у него информации хватает. Президент точно знает, откуда дует ветер
- Можно ли сказать, что после отстранения Александра Драбинко от дел некая группа, выступающая за самостоятельность УПЦ МП, проиграла?
- Не думаю. Можно сказать, что промосковская группа во главе с митрополитами Агафангелом и Илларионом в этой борьбе не победили. Потому что Владимир остается предстоятелем церкви. А они себя скомпрометировали тем, что сделали в отсутствие Владимира. Поэтому статус самостоятельной и независимой в управлении пока остается за УПЦ МП.
- Ситуация внутри УПЦ МП - это внутренняя борьба или некое воздействие из Москвы?
- И внутренняя борьба, и воздействие извне. И не столько со стороны Кирилла. А вот со стороны агентуры - не исключено.
- Вы считаете, что на уровне российских спецслужб есть некое задание по дискредитации УПЦ?
- Да.
- Со стороны украинского государства есть противодействие? Со стороны СБУ, Януковича?
- Я не знаю всех тонкостей отношений, но думаю, что президент защитит Владимира. Потому что у него информации хватает. Президент точно знает, откуда дует ветер.
- Вы не чувствуете в последнее время некоего потепления со стороны власти к вам и УПЦ КП?
- Чувствую. Я уже говорил, что придет время, и власти придут к нам сами. Как это было при Кучме. Кучма сначала тоже занял позицию ликвидации Киевского патриархата. А потом стал поддерживать нас больше, чем Московский.
- Кто помог вам с открытием храма в Луганске и с визитом туда?
- Я как частное лицо купил два участка и на своих участках построил храм и епархиальное управление. Местная власть не препятствовала этому.
- Похоже, что в противостоянии с Москвой Виктор Янукович начинает делать на вас определенные ставки и обеспечивает вам некоторую оттепель в отношениях с государством.
- Я всегда говорю политикам, что более верной поддержки, чем поддержка Киевского патриархата у любого украинского президента не будет. Большинство УПЦ КП на выборах поддерживало Юлию Тимошенко. Тем не менее, когда Янукович стал украинским президентом, мы стали поддерживать украинского президента. Потому, что если мы выступаем против украинского президента, мы выступаем против Украины. Опорой нашего существования является независимое государство. Если оно есть, есть и автокефальная церковь. Если его нет - нет и независимости у церкви. Так что, когда мы увидели, что Янукович в соперничестве с Москвой начал отстаивать украинские интересы, начали еще больше поддерживать. И он это чувствует. И многие сторонники Партии регионов на местах сейчас поддерживают Киевский патриархат. Просто пока предпочитают не афишировать это.