Кармазин: Я хотел отставки не Балоги и Домбровского, а ЦИК
Ситуация вызвала шквал критики в адрес Кармазина, причем даже со стороны оппозиции, которая изначально отказывалась признавать победу Балоги и Домбровского на выборах в мажоритарных округах. Вердикт ВАСУ оппозиция считает расправой Партии регионов над неугодными депутатами. Балога-младший вошел и вскоре вышел из фракции ПР, его брат Виктор Балога и не вступал во фракцию власти. Внефракционный Домбровский якобы должен стать намеком для Петра Порошенко, который изъявил желание участвовать в выборах мэра Киева от оппозиции.
Сам Кармазин советует бывшим коллегам по Раде быть последовательными. Экс-депутат рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ, как появился иск в ВАСУ, почему ЦИК должен уйти в отставку и почему власть боится дальнейшего использования прецедента Балоги-Домбровского.
- Что стало поводом для вашего иска в суд о лишении депутатов Балоги и Домбровского мандатов?
- Кармазин не работает по фамилиям. Кармазин работает по законам. Я на себе почувствовал несправедливость украинских судов, ЦИК, непорядочность многих депутатов, избирательность применения права, и поэтому поднимаю вопрос о проведении справедливого расследования. На выборах произошли массовые нарушения, об этом заявляли многие международные организации. ПАСЕ призывала украинскую власть провести эффективные расследования в ряде округов. ОБСЕ в числе нарушений называла запугивание членов избирательных комиссий, вмешательство в работу комиссий, и обратила внимание на конкретные округа: №11 в Винницкой области (официальный победитель Домбровский, - ред.) и №71 в Закарпатской области (Балога-младший, - ред.). Организация ENEMO сообщала о случаях, когда неизвестные останавливали работу комиссий, портили избирательные бюллетени, незаконно изымали протоколы, и назвала округа №223 - Киев, №132 - Николаевская область, №11 - Винницкая область.
При принятии решения об установлении результатов по округам №№11 и 71 в письменном виде были высказаны отдельные мнения от имени главы ЦИК Шаповала, его заместителей Усенко-Черной и Магеры, а также членов комиссии Швеца, Жеденко, Шелудько. Все они написали, что невозможно достоверно установить результаты выборов в связи с грубыми нарушениями избирательного законодательства. И только преимущество в два голоса у тех членов комиссий, которые представляют большинство, повлекло за собой признание результатов выборов.
- Временные рамки устанавливал не я. До подачи иска в ВАСУ, после выборов, я обратился к генпрокурору Пшонке, министру внутренних дел Захарченко с просьбой провести расследования в пяти округах, в которых ЦИК не смог установить результаты, а также в округах 11, 71, 59 (последний - в Донецкой области, депутатом избран регионал Александр Васильев, - ред.). Просил изъять видеозаписи (не зря же мы 993 млн.грн. потратили на видеокамеры) и провести осмотр избирательной документации. По двум округам, 11 и 79, МВД подтвердило факт нарушений.
В ответе правоохранителей, среди прочего, говорится, что избирательная документация округа №71, в том числе бюллетени для голосования, сохранялись в подвальном помещении, двери в которое не были опечатаны и не закрывались, что давало возможность беспрепятственного доступа любых лиц к этим документам. Картонные коробки, в которые была запакована документация и бюллетени, хранилась на полу, затопленная водой, что стало причиной намокания и повреждения значительной части документации. Можете себе такое представить? Вот так мы получили сегодняшних депутатов.
В результате 1 февраля МВД направило в Центризбирком обращение с просьбой дать оценку нарушениям, которые стали известны в результате расследований.
- Какой была реакция?
- ЦИК никак не отреагировал. Хотя это постоянно действующий орган, каждый рядовой член по рангу приравнивается к министру, и оклады соответствующие, в период между выборами они ничем не загружены. Согласно закону о ЦИК, если комиссии станет известно о нарушении законодательства Украины о выборах, - по результатам проведенных проверок, из средств массовой информации или из других источников, - комиссия имеет право рассмотреть по собственной инициативе и принять по этому поводу решение. Я ждал реакции пять дней, а 6 февраля обжаловал бездействие ЦИК в Высшем административном суде Украины. Обратите внимание: именно бездействие ЦИК, а не победу двух депутатов.
- И уже через день, 8 февраля, ВАСУ принял решение - лишить Домбровского и Балогу их депутатских полномочий. Вы таким решением суда довольны?
- Нет, недоволен. Я ставил вопрос о признании противоправной бездеятельности ЦИК по защите нарушенных конституционных прав избирателей. Если бы этот факт был установлен, то сразу можно было бы отправлять ЦИК в отставку. А я этого и добиваюсь - чтобы ЦИК отправили в отставку.
- Это в вас говорит личная обида? Из-за того, что ЦИК не допустил вас к участию в выборах?
- Извините, да какая у меня может быть личная обида, если каждому девятому украинцу, который хотел принять участие в выборах, отказали в регистрации? Нет у меня обиды. Да, мне запретили заниматься профессией. Знаете, кто запретил? Власть в сговоре с теми, кто повесил на себя лейбл "общество с ограниченной ответственностью". С теми, кто привел Януковича к власти, присвоив себе оппозиционные лозунги. В списках оппозиции таких много. А те, кто мои действия в ВАСУ сейчас комментирует и бросает в меня камни, - какую они позицию раньше занимали?
- Среди таких комментаторов - ваш бывший соратник Арсений Яценюк.
- Это вы сказали, я ни одной фамилии не называю. Я только интересуюсь, кем были те, кто бросает в меня камни? Те, кто привел Януковича к власти, помогал Балоге-старшему разваливать демократическую коалицию, содействовал тому, что Тимошенко оказалась за решеткой? Более того, многие из тех, кто сейчас несет бред и пургу, действуют по принципу "я не читал, но осуждаю". Так и здесь: я не читал иск Кармазина, но я его осуждаю.
- Я бы очень не советовал им упоминать фамилию Кармазина всуе. Одни для этого слишком молоды, у вторых недостаточно опыта, за третьими нет правды. Я, в свою очередь, никогда не давал оценку ни одному из своих бывших коллег. Хотел бы только напомнить тем, кто что-то забыл, как оппозиция сразу после выборов реагировала на ситуацию в округах №11 и 71. Заместитель руководителя штаба Батькивщины Сергей Пашинский заявлял, что ЦИК вопреки закону о выборах сменил главу ОИК №11, это открыло возможность для фальсификаций за провластного кандидата, за 15 минут были признаны недействительными 380 бюллетеней за оппозиционного кандидата Наталию Солейко. Далее: оппозиция обвинила бывшего мэра Винницы, кандидата Домбровского в попытке сфальсифицировать выборы в 11-м округе - две ночи подряд из ОИК пытались украсть бюллетени. Официальный наблюдатель от Батькивщины, правозащитник Валерий Палий обратился во все наивысшие органы государственной власти, - СБУ, МВД, Генпрокуратуру, к президенту Януковичу - с заявлениями о нарушениях на выборах, отдельное письмо с описанием конкретных эпизодов на 20 листах написали оппозиционные депутаты Винницкого областного совета. Вплоть до того, что оппозиция собиралась доказывать в Европейском суде по правам человека, что вместо настоящего победителя от оппозиции в округе 11 был неправомерно признан победителем провластный кандидат. Ну, они же все не съедят свои заявления? А хотелось бы, чтобы съели.
А теперь все забыли, и Балогу уже считаем чуть ли не оппозиционным депутатом. Все классно, все супер. От размеров финансов зависит оппозиционность или не оппозиционность.
- Вы ограничитесь решением ВАСУ по округам Балоги и Домбровского - или будут новые иски?- Мне в Фейсбук написал священник, отец Василий Дида. Пишет: "Вы еще разберитесь по нашему 14-му округу. Тут была страшная фальсификация. Победил Мельничук. Это уже и ЦИК подтвердил. А потом испортили бюллетени, и "победил" Жеребнюк. Это ужас, какая несправедливость".
- То есть будете добиваться отмены результатов выборов в 14-м округе Винницкой области, от которого депутатом стал регионал Жеребнюк, и в округе 59 Донецкой области, где победил регионал Васильев?
- Мне фиолетово, какая фамилия у депутата. Более того, я работаю только по тем фактам, которые имеют подтверждение. Обратилось МВД в ЦИК - как можно было не отреагировать? Я нашел такую возможность. И раз уж это произошло, раз это прецедент, то давайте его расширим. Но подход должен быть одинаковый для всех. Вы посмотрите, как власть испугалась этого решения ВАСУ. Обратите внимание на реакцию главы Верховной Рады Рыбака. Он предложил направить представление в Конституционный суд. Потому что он боится, что прецедент будет использован против других депутатов. И это могут быть не оппозиционные депутаты и не внефракционные, а из Партии регионов.