Киселев: У меня просто "крышу сорвало", когда исключили из партии
Народный депутат Василий Киселев шаг за шагом "реставрирует" свой статус в Партии регионов. В сентябре он вернулся в ряды регионалов, которые покинул год назад после нешуточного конфликта с партийным руководством, а потом вступил и во фракцию ПР в парламенте. Однако "по всем фронтам" ему восстановиться вряд ли удастся: крымская республиканская организация партии, которую Киселев возглавлял с 2001 по 2009 год, теперь для него недосягаема.
О том, что заставило его дважды "вступить в одну реку", как рядовые и не очень регионалы восприняли эту новость, и какой участок работы доверил ему Николай Азаров, Василий Киселев рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.
"Янукович проявил великодушие и пригласил меня к себе"
- Василий Алексеевич, в сентябре неожиданно для всех Вы вернулись в Партию регионов, "расставание" с которой было, скажем так, непростым, а на прошлой неделе - и во фракцию. Это была Ваша инициатива - или Вас позвали?
- Почему неожиданно? Я уже больше месяца работаю советником Премьер-министра Николая Яновича Азарова. Что касается ситуации с моим исключением из Партии регионов - думаю, Виктор Янукович сначала просто не разобрался. А как это сделать, если в уши "вкладывают" и с одной, и с другой стороны? Но когда он разобрался, пригласил меня к себе.
- О чем Вы говорили с Президентом?
- Говорили о том, что наломали много дров. Я признал свои ошибки, он согласился с тем, что не разобрался в ситуации со мной. Скажу откровенно: у меня просто "крышу сорвало", когда я узнал о своем исключении из партии. А тут еще Борис Колесников сказал: "Отряд не заметит потери бойца". Ну, и самое главное было, что - без шуток - надо мной нависала угроза, и если бы я не перенес "центр тяжести" на уровень лидера партии, то не знаю, чем бы закончилось.
- Вы имеете в виду информацию о планировавшемся покушении на Вас?
- Да.
- И чем все закончилось?
- Надеюсь, закончилось.
- То есть все спущено "на тормозах"?
- Нет. Перевернули страницу, тему закрыли. Тем более, лидер во всей этой ситуации разобрался. Он меня спросил: "Чего Вы хотите?". Говорю: "Справедливости". Он: "Какой?". Я: "Отмените решение о моем исключении из партии". Он слово сдержал. В этой папке (показывает) лежат все документы о моем возвращении во фракцию и в партию.
- Как же получилось, что Януковичу почти год понадобился, чтобы разобраться?
- Дело в том, что я, если начинаю "рубить", то с плеча и наотмашь. У меня так по жизни: любить так любить, рубить так рубить. К тому же, я не дипломат, а хозяйственник, плюс авторитарен по складу характера, никогда не был тряпкой и не позволяю вытирать об себя ноги. И я это понимаю, и Янукович это понимает. Я был очень резок. Но надо было разобраться, тогда и не было бы этого всего. Янукович на встрече спросил меня: "Как Вы живете?" Я ответил: "Я не живу. Я существую. Я лишен того, чему отдал столько лет своей жизни". У меня ведь 37-ой номер партийного билета, причем первый номер по Крыму. Поэтому я доволен тем, что все так закончилось, и я снова в партии.
Я благодарен за то, что при своем сегодняшнем уровне - а он Президент 46-миллионной страны - Янукович проявил великодушие и пригласил меня к себе. Это говорит о многом. Ведь он мог и не вспомнить обо мне. Я понимаю, что я для него - песчинка, но...
- Но, тем не менее, год назад Вы очень остро высказывались в адрес Януковича: поднимали вопросы приватизации "Межигорья"...
- Да, было. И, возможно, оттого, что я, как и многие другие, не знал деталей. Но и сейчас считаю, что решать вопрос "Межигорья" в период президентской избирательной кампании было ошибкой.
- Как Вы относитесь к возвращению Конституции 1996 года?
- Осознанно поддерживаю, поскольку считаю, что если народ доверил Президенту Януковичу судьбу страны, то необходимо наделить его и соответствующими полномочиями для наведения порядка в стране.
Ну а все эти крики, визги о том, что Украина идет к диктатуре... Это пустое. Главное в том, что Президент Янукович не боится взять на себя ответственность. Уверен, в той социально-экономической ситуации, в которой оказалась страна после Ющенко, кто бы ни стал Президентом, - хоть Тимошенко, хоть Тигипко, хоть Яценюк, - они были обречены проводить непопулярные реформы.
Вот, к примеру, чем запомнится Президент Ющенко? С чем он войдет в историю? Кучма войдет в историю тем, что при нем проводились реформы, люди квартиры покупали, машины, с Россией он дружил, с Америкой дружил, и как бы там ни было, а движение вперед было. А чем может похвастаться Ющенко? Черепками, пчелами, разорванными связями с Россией - и больше ничем. У них была полная власть, но пять лет бездарно потеряны. Более того, мы отброшены назад в экономическом развитии. А Янукович с командой восстановит экономику и войдет в историю Украины как успешный реформатор.
- Как Ваше восстановление в партии восприняли однопартийцы?
- Большинство восприняло мое возвращение нормально.
- С тем, кто сказал "отряд не заметит потери бойца", Вы встречались?
- Да, с Борисом Викторовичем мы встречались. Я был у него по вопросу реформ и Налогового кодекса. Затронули тему моего возвращения, он говорит: "Так, ты во фракции, ты в партии, давай в строй". Я ответил: "Это понятно. Но всего ведь не вернешь... Вот Вы сказали обо мне, что отряд не заметит потери бойца. В военное время, может, так и надо. Жуков, когда шли сражения, если заглохла одна полуторка на мосту, давал команду танком скинуть ее в воду, потому что она мешала продвижению всей колонны. Возможно, из этих соображений Вы и правы были, Борис Викторович. Но все-таки я человек, и я очень много сделал для партии. И вот так меня сбрасывать... К тому же, если возвращали из штрафбата, то восстанавливали звание и награды".
А потом я сказал ему: "Борис Викторович, Вы не знаете об этом факте. Но когда в 2005 году Вас взял Луценко и кинул за решетку, а других наших лидеров начали преследовать, я лично дважды организовывал пятитысячные митинги и открыто критиковал Тимошенко и Ющенко, требуя освободить Колесникова!" Меня таскали по прокуратурам, мне угрожали, но я этого не боялся, потому что знал, что поступаю правильно".
"Я этого, - говорит, - не знал". Ну, жизнь такая штука, так получилось. Черная полоса прошла. Надеюсь, теперь светлая.
"Мы с Джарты чем-то сходны, но он не знает специфики Крыма"
- Вы как-то признались, что работу в Киеве воспринимаете как ссылку, и только в Крыму чувствовали себя как дома...
- Конечно, я в Крыму чувствовал себя как рыба в воде, как птица в полете.
- Ваше возвращение в Крым на партийную должность не планируется?
- Нет, это уже в прошлом. Но как член партии сделаю все возможное для укрепления ее авторитета.
- Как Вы оцениваете ситуацию в Крыму сейчас?
- Больная тема для меня. Я многое делал бы так, как делает Джарты (Василий Джарты - Председатель Совета министров Автономной Республики Крым, руководитель Крымской организации Партии регионов, - ред.). Мы по складу характера с ним чем-то сходны.
- Имеете в виду авторитарный стиль руководства?
- Да. Однозначно. Тут мы чем-то сходны. Но он не знает специфики Крыма. И, к сожалению, наделал ряд ошибок, которые могут негативно сказаться на результатах местных выборов. Он перессорился и с Меджлисом, и с коммунистами, и с "Союзом", и некорректно действовал в отношении "Русского единства" - политической партии пророссийской направленности. Так нельзя, потому что это регион русскоязычный, в нем проживают 63% этнических русских. К тому же, межнациональная ситуация там непростая, довольно сильны пророссийские настроения.
Я был у Джарты после того, как лидер мне сказал: езжай в Крым, пожмите с Василием руки, вы в одной команде, вы в строю. Я с ним встречался три раза. Дважды у нас шел разговор по крымским татарам, - что надо "выруливать" ситуацию, находить общий язык. Он прислушался. И особенно меня радует то, что со второго раза мне удалось убедить его встретиться с руководителями пророссийского движения. К его чести, он пошел на контакт.
Однако я и сегодня считаю, что его война с Миримским (Лев Миримский - лидер партии "Союз", - ред.) не на пользу, а во вред. Потому что Миримский всегда поддерживал Януковича. Он договороспособен. Надеюсь, он это интервью почитает и до выборов еще что-то сможет изменить. Было время, у меня с Миримским тоже были непростые отношения.
- Тяжелый человек?
- Ну, своеобразный человек. Как и каждый из нас. Я никого не собираюсь судить. Как говорят: не судите, да не судимы будете. Вот меня недавно в прессе Грач затронул на ровном месте. Ему задали вопрос о Сергее Куницыне, он ответил - и тут же зацепил меня: мол, Василия Киселева восстановили, но зачем это нужно было Партии регионов?
Считаю, что ему необходимо заниматься своими проблемами.
- Кстати, на днях Грач сделал "выпад" не только в Вашу сторону, но и в сторону всех крымских регионалов - заявил, что в Крыму "развязан шабаш" со стороны Партии регионов.
- Он понимает, что это его последний шанс вернуться в крымскую власть, без которой он жизни не мыслит. И не для того, чтобы сделать что-то полезное для крымчан, а, скорее всего, ради получения собственной выгоды.
"Азаров - камикадзе. Он взял на себя огромную ответственность"
- Вы - советник Азарова. По каким вопросам даете советы?
- Земельным и межнациональным.
- Какие реформы из анонсированных властью Вы считаете наиболее важными?
- Я как хозяйственник по призванию хочу сказать, что нельзя так жить, как мы жили все эти годы, когда первые лица государства старались друг перед другом "на публику" сыграть, не думая о том, что долги, которые мы берем, придется отдавать нашим детям и внукам. Азаров в этом отношении - камикадзе. Он взял на себя огромную ответственность. Многое из того, что предстоит сделать - крайне непопулярно. Но когда 42% экономики работает в тени, надо ломать сложившиеся стереотипы.
Например, я могу показать вам документ по льготам, который загоняет страну в долговую яму. Вы знаете, что у нас треть населения страны пользуется целым рядом льгот? Вот распоряжение, подписанное Тимошенко Юлией Владимировной. В нем написано, что 13 с лишним миллионов человек - льготники. Я себе представляю, какой вой поднимут коммунисты, услышав то, что я сейчас говорю. Но, поверьте, нигде в мире нет такого, чтобы (зачитывает из распоряжения): "Ветерани праці - близько 4,6 млн. осіб... Ветерани війни - близько 3 млн. осіб". Конечно, ветеранам боевых действий нужны льготы, с этим никто не спорит. Чернобыльцам - тоже. Но для этого надо выяснить: кто действительно чернобылец, а кто пролетал в трехстах километрах от Чернобыля, а потом просто "выбил" себе удостоверение. Кто ветеран Афганистана, а кто просто пробыл там с миссией три дня. Вот с чем нужно разобраться, я это буду приветствовать и всячески этому способствовать.
Или еще. Будучи советником Азарова, я направил запрос Надраге (Василий Надрага - Министр по вопросам труда и социальной политики, - ред.): сколько людей стоит на учете в службах занятости. Получилась интересная картина: там существенные средства проходят. При этом многие "соискатели" на самом деле на рынке торгуют, а в службе занятости раз в месяц отмечаются.
- Что в новом проекте Налогового кодекса пугает Вас, вызывает беспокойство?
- Перекос может произойти в сфере малого бизнеса - я имею в виду так называемых "единоналожников". Мы можем "погасить" малый бизнес, а этого нельзя допустить. С другой стороны, нужно посмотреть, кто честно работает на едином налоге, а у кого, извините, десятки миллионов в обороте. Я Ярошенко, Министру финансов, лично говорил: вот в неделю на АЗС заправляю в бак бензина на 500 грн. Ну не было еще ни одного случая, чтобы мне на заправке принесли чек. Обязательно спрашивают, нужен чек или нет. Это о чем говорит? О том, что как минимум 20% "налички" уходит в тень. Значит, что? Левый бензин. Проведите проверку на одной-двух заправках в стране, пусть просчитают, сколько машин прошло. И все поймут, что шутить нельзя.
Считаю ошибкой облагать налогом депозиты граждан, поскольку это приведет к тому, что население будет хранить сбережения не в коммерческих банках, а стеклянных.
В России поступили так: платят налог в 13%, и к ним никто больше не лезет. Но, опять-таки, Украина - не Россия, это еще Кучма сказал. Так что надо внимательно обобщить зарубежный опыт и наложить его на реалии ведения украинского бизнеса. А самое главное - не делать тех ошибок, которые допускали в других странах при проведении налоговой реформы.
- Но кодекс уже готов, зарегистрирован в парламенте. Не поздно изучать опыт?
- Нет, не поздно. Вы же видите, что его дважды уже откладывали, в первом чтении приняли - отменили, опять приняли - на доработку, опять приняли - на доработку, и еще две недели будем дорабатывать. Время есть. Процесс идет трудно, но это же революция, это переворот! И в первую очередь, в сознании людей.
- Вы говорите о реформах, которые будет проводить правительство...
- Для того, чтобы вывести страну из кризиса, их необходимо проводить. Да, они болезненные, они непопулярные, - потому что народ очень не любит, когда им дали "попробовать" и забрали. И надо найти "золотую середину", чтобы народ и не обижался, и понимал, что это справедливо, и в то же время казну наполнять.
- Реформы, о которых Вы говорите, будет проводить Кабмин Азарова? Или, как предрекают некоторые эксперты, уже новый Кабмин, который Янукович назначит после отставки нынешнего правительства и Премьера?
- Азаров - это находка для Януковича. Другое дело, что, повторяю, он камикадзе.
- Хотите сказать, что рано или поздно все-таки?..
- Нет. Я в это не хочу верить. У Азарова светлая голова, он знает, что делает. У него налажены связи и внутри страны, и за ее пределами. А в случае переформатирования правительства страна потеряет минимум полгода. Поэтому я считаю, что нынешнему Кабинету Министров надо дать поработать определенный период. Если Азаров будет делать серьезные ошибки, парламент его всегда поправит. Мы хоть и не имеем права отправлять в отставку правительство, но вправе заслушивать министров, Премьера, давать оценки, обращаться к Президенту.
Понятно, что Азаров лучше бы себя видел, как предрекают, в Нацбанке, или еще где-то, он на любой работе справится. Но если ему придется покинуть пост Премьер-министра в силу обстоятельств, - ну, не дай Бог, по состоянию здоровья, - то Украина многое потеряет.
Учитывая то, что Янукович пришел как минимум на две пятилетки, он будет поддерживать нормальные, здравые и адекватные действия правительства.
- Есть версия, что на должность главы Киевской горгосадминистрации может быть назначен Министр юстиции Александр Лавринович? Какова вероятность, что слышно?
- Не думаю, что это произойдет. Лавринович профессионал в своем деле, а Попов (Александр Попов - первый заместитель главы КГГА Леонида Черновецкого, - ред.) - в своем. При этом Попов на сегодня за столь непродолжительный период работы уже завоевал доверие значительной части киевлян.
Валерия КОНДРАТОВА
Фото - Александр ПЕРЕВОЗНИК
Василий Киселев: биография и подборка новостей>>>Партия регионов: справка и подборка новостей>>>
Правительство Азарова: подборка новостей>>>