Куницын: Путин повел себя глупо и самовлюбленно, рассказав все
- Какие группы граждан в Крыму выиграли от аннексии? Кто составляет социальную базу оккупационных властей?
- У России следующая методология: они неплохо платят аппарату подавления - силовикам: налоговой, армии, милиции, ФСБ. А, также, подняли зарплату бюджетникам в несколько раз, пенсии подняли. То есть, у этой категории людей более или менее стабильная ситуация, но таковых в Крыму не более 30%. А у тех, кто работает в производстве, в бизнесе, в туризме - у всех катастрофа.
Но даже эти 30%, которые благодаря относительной стабильности потеряли в качестве жизни в два раза. Я знаю одного полковника в Крыму, у которого пенсия была 45 тысяч рублей - по курсу 30 рублей за доллар он получал, выходит, около $1500. Конечно, в Украине он на такую пенсию не мог бы рассчитывать. Но в последнее время, после падения рубля, он говорит, что стал получать так же, как получал бы в Украине.
А добавьте сюда рост цен и дефицит продуктов в Крыму, особенно скоропортящихся - молочные продукты, мясо, детское питание и так далее. С этим серьезные проблемы, все надо заказывать на несколько дней вперед.
- Остались ли в Крыму проукраинские (в том числе крымско-татарские) организации и движения и каковы условия их существования?
- Все ушли в подполье, потому что российские власти с такими не церемонятся. Особенно Меджилис крымскотатарского народа, так вышло, что это самая сильная проукраинская организация в Крыму. А чисто украинские организации и так на полуострове были достаточно слабы и немногочисленны, а теперь, когда их активисты видят, как оккупанты поступают с крымскими татарами, и вовсе сидят тише воды, ниже травы.
- Многие говорят о необходимости полной блокады поставок в Крым электричества, воды, остановки грузоперевозок. Вы это поддерживаете?
- У меня к этому двоякое отношение. С одной стороны нам Евросоюз говорит о том, что Запад вводит санкции в Крыму, а Украина ничего не делает - как обеспечивала Крым, как поставляла туда продукты и все остальное, так и продолжает. И наши европейские партнеры в этом правы.
Но, с другой стороны, территория Крыма незаконно оккупирована, но не утрачена, согласно официальной позиции украинской власти. А это значит, что в Крыму живут сотни тысяч украинцев, которые, пусть даже сейчас не слишком публично, но на нашей стороне. Введя блокаду, мы вгоняем их в сложную социальную ситуацию, даем еще больше пищи для кремлевской пропаганды и настраиваем против себя тех, кто через годы может изнутри помочь вернуть Крым Украине.
Мне кажется, мы должны искать компромисс между этими двумя сценариями. Чтобы наши западные партнеры поняли, что мы тоже предпринимаем меры по отношению к оккупированной территории, и, одновременно, наши сторонники среди населения Крыма остались украинскими патриотами.
- Разве это возможно? Ведь это взаимоисключающие пути.
- Нужно искать формулу и ее можно найти, в этом и состоит работа политиков и дипломатов. Проблема в том, что в Украине не создан специальный орган власти, институт, который бы занимался исключительно проблемами оккупированных территорий Крыма и Донбасса.
На мой взгляд, это должен быть профильный вице-премьер, потому что у нас пока в правительстве существует всего один департамент по Крыму, а по Донбассу так и вовсе ничего нет. И зря, потому что у нас миллион беженцев из Донбасса и еще миллионы наших граждан остались там, фактически, в заложниках. Украина, если мы всерьез хотим возвратить эти территории, должна на правительственном уровне целенаправленно, а не факультативно заниматься проблемами этих людей.
- Сообщается, что украинские олигархи - Ахметов, Коломойский и другие готовят иски против РФ за потерю своей собственности в Крыму. Какова, по-вашему, перспектива такого иска? Почему государство Украина не подало иски по отобранным активам - Черноморнафтогаз, Массандра, санатории, порты, аэропорты и так далее.
- Даже если сейчас перспективы у таких исков нет, а ведь пока говорить определенно очень сложно, то подавать в суды необходимо. И олигархам, и государству. Ведь ситуация, когда Россия ведет себя, как варвар, не вечная. Пока закончатся судебные процессы кто знает, что будет, "либо шах умрет, либо ишак сдохнет"? Тем более, что олигархи располагают ресурсами для того, чтобы судиться в международных судах. Рано или поздно и сами иски, и решения по ним могут быть востребованы. Так что подавать в суды необходимо безотносительно к ближайшим перспективам.
И, кстати, Украина все же подавала иски в международные суды о потере нашей собственности вследствие оккупации Крыма Россией. Об этом даже докладывал в парламенте министр юстиции Павел Петренко. Он даже называл исковую сумму - 1,5 триллиона гривень. Но это давно было и курс доллара был другой, сейчас - не знаю сколько выходит. Не знаю ничего и о судьбе этих исков, так как судебные процессы не быстрые.
- Оглядываясь назад через год - был ли хоть один шанс удержать полуостров или его часть, и что для этого нужно было делать?
- Шанс был. Я ведь знаю весь крымский политикум, в том числе, многих из тех, кто помогал России аннексировать автономию. Насколько я был информирован, вопрос об аннексии всей территории Крыма не стоял, или хотя бы не значился первоочередным. У них была задача "отжать" Севастополь, а по Крыму в целом Россия и ее агенты первоначально ставили задачу создать государство в государстве.
У Украины был шанс, отдав Крыму все - полномочия в вопросах бюджета, языковой, гуманитарной, культурной политики, все, кроме суверенитета - оставить Крым украинской территорией. Если бы мы пошли на восстановление автономии Крыма по образу 1992 года, когда там был свой президент и так далее, Крым остался бы украинской территорией.
Нужно было, чтобы Верховная Рада тогда оперативно приняла ряд важнейших законов, расширяющих крымскую автономию - и мы бы удержали суверенитет над полуостровом.
- Когда Киевом были совершены критичные ошибки, сделавшие аннексию неотвратимой?
- Вернувшись из Крыма 9 марта 2014 года я написал докладную Александру Турчинову и Арсению Яценюку по ситуации на полуострове. В которой предлагал вернуть действие закона 1992 года о разграничении государственной власти Киева и Симферополя, а также вернуть Конституцию Крыма 1992 года, которую, вы помните, отменили, когда этот Мешков (Юрий Мешков - сепаратист, первый и единственный президент республики Крым - ред.) убежал в Россию. Надо было принять это все в первом чтении и, таким образом, послать сигнал крымчанам о том, что Украина готова дать им максимум полномочий.
Меня не послушали и, не пожелав делиться частью полномочий и властью, потеряли территорию целиком. Временно, конечно.
- Кто несет за это ответственность?
- На тот момент Турчинов был главой парламента и исполняющим обязанности президента, а Яценюк был премьер-министром.
- Вы смотрели пропагандистский российский фильм "Крым. Путь на Родину"?
- Нет, я все последнее время был в Донбассе и только недавно вернулся.
- Но вы ведь слышали о том, что в нем Путин фактически признает ведущую роль Кремля и российских спецслужб, армии в аннексии Крыма, что раньше всячески отрицал, и говорит даже что-то о ядерном оружии, если бы Запад вмешался. Как оцениваете его слова?
- На мой взгляд, такое поведение со стороны Путина глупо и самовлюбленно. Он действительно дал серьезные козыри в руки международных судов для будущих процессов, которые должны рано или поздно состояться. Ничего не надо искать - сам все рассказал.
- Какой должна быть политика Украины для того, чтобы сохранить возможность вернуть Крым хотя бы в отдаленной перспективе?
- Я уже говорил о необходимости создания профильного органа власти по вопросам оккупированных территорий. Также должна быть принята государственная программа, утвержденная СНБО, по возвращению оккупированных Крыма, Севастополя и части Донбасса. В ней должны быть расписаны направления деятельности всех структур: МИД должен работать согласно этой программе на международном уровне, спецслужбы должны иметь свой алгоритм, Министерство информации должно иметь установку по проведению соответствующей информационной политики - и так по всем направлениям.