Ландсбергис: В случае разгона Майдана США будут жестче Евросоюза
Самый простой вариант для выхода из политического кризиса для Украины - досрочные выборы. Об этом в интервью ЛІГАБізнесІнформ заявил известный литовский политик, член Европарламента Витаутас Ландсбергис, - один из пяти евродепутатов, которые 9 декабря призвали европейских политиков "сказать свое слово немедленно, пока наихудший неототалитарный сценарий не реализован" и выступить против возможного силового разгона Майдана в Киеве.
Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ встретил Витаутаса Ландсбергиса 16 декабря на Крещатике за два часа до его вылета в Литву. Он был без охраны и успел уже несколько раз побывать на Майдане.
Витаутаса Ландсбергиса в прессе часто называют первым президентом независимой Литвы. Это не совсем так - должность президента в стране была введена Конституцией в 1992 году, тогда же состоялись и первые выборы. Но именно Ландсбергис с 1990 по 1992 год как председатель Сейма фактически руководил страной: Литва - парламентская республика. Считается, что именно он, вместе с Лехом Валенсой и Вацлавом Гавелом был в числе лидеров восточно-европейских революций 1989-1991 годов, которые стали катализатором распада советского блока и дали Литве получить независимость. Сейчас Ландсбергис - депутат Европарламента, входит в крупнейшую фракцию Европейской народной партии.
- Как вам Майдан? Вы не разочарованы тем, что увидели?
- Я увидел, что Майдан - это серьезно. Люди здесь не на шутку собрались. Они на этой площади и днюют, и ночуют, и, как мне кажется, не поддадутся на провокации. Я видел лично, что здесь нет алкоголя. Духовный подъем происходит без стимулирующих средств. И главное - что этот подъем идет изнутри. Настроение у людей - выдержать. Украинцы хотят перемен. И эти перемены действительно нужны Украине, не говоря уже о России и других соседних странах. Еще слишком много советчины - и старых навыков, и советского отношения друг к другу, к конкуренту, к труду, к стране.
Но здесь, на Майдане, я вижу позитивное отношение к Украине: люди любят страну.
- Что он должен и что не должен - мое мнение тут мало значит. Я думаю, что все должны подходить к этой проблеме с позитивными решениями. Если президент и его окружение согласятся на более ранние выборы, чтобы смягчить напряжение, дать какой-то выход политическому пару, то это не должно восприниматься ими как поражение или капитуляция, это скорее шаг в сторону разума. То же самое и для оппозиции, и для Майдана. Надо выйти из такого клинча: или мы, или они. И не ставить оппонента к стенке.
- Вы в Украине встречались с первыми лицами государства и с оппозицией?
- Я встретился с председателем Верховной Рады Рыбаком. У нас был интересный и познавательный разговор о том, что происходит, что может быть, кто как это видит. Я также говорил и с оппозицией. Я мог бы посредничать, но никто меня не просит (смеется). Из этих встреч я сделал для себя такой вывод: стороны начнут договариваться, если не будут настроены на свою полную победу. Как я иногда говорю, мир - это уже победа. А самая большая победа - примирение и продвижение вперед, без разрухи.
- США четко заявили, что готовы ввести санкции против определенных чиновников в Украине в случае попытки силового разгона Майдана. Почему из резолюции Европарламента вычеркнули слово "санкции", хотя изначально оно якобы было?
- Я не помню этих деталей. В Европарламенте всегда много мнений, но кто-то в итоге берет верх. Резолюции принимаются в очень широком кругу разных политических партий. Там нет такого, что большинство принимает решения в два голоса. Решения принимаются, когда все уже согласовано. А для такого согласования нужны взаимные уступки. Может быть, какая-то более левая сторона, социалисты, потребовали, чтобы этого слова в резолюции по Украине не было. И правая сторона согласилась, что надо принять резолюцию, пусть и без этого слова. Так что я тут не вижу никакой драмы, что кого-то предали или отступили от принципов. Надо смотреть на то, что есть позитивного в этой резолюции, а не только на то, кто в чем уступил.
- Я вижу, прежде всего, что Соединенные Штаты введут санкции немедленно, в тот же день. Такой себе "список Магнитского" для Украины. Под вопросом будет только сам список, - кого именно затронут санкции.
Евросоюз и Европарламент этот вопрос тоже будут обсуждать. А каким будет результат - я не знаю. Потому что окончательного решения по тому же "списку Магнитского" до сих пор нет. Есть сторонники того, что Европе надо это сделать, но некоторые европейские страны, скажем так, больше прислушиваются к Москве, чтобы не обидеть товарища.
- Вы можете себе представить, что в Литве силовики разгоняют мирную демонстрацию?
- Знаете, всякое бывает. Только не в таком масштабе, как здесь.