Лубкивский: Федерализация Украины в Женеве обсуждаться не будет
Заместитель министра иностранных дел Украины Даныло Лубкивский накануне четырехсторонних переговоров по деэскалации украинского конфликта пояснил в интервью ЛІГАБізнесІнформ аргументы, с которыми едет в Женеву украинская делегация.
- 17 апреля в Женеве состоятся четырехсторонние переговоры представителей Украины, ЕС, США и России по деэскалации конфликта в Украине. Россия говорит о необходимости присутствия представителя Юго-Востока Украины на правах полноценного участника переговоров. Какова позиция МИД?
- Мне неизвестно, чтобы представители Юго-Востока обращались к правительству о желании принимать участие во встречи 17 апреля. Для всех понятно, что правительство Арсения Яценюка легитимно представляет все регионы нашей страны, включая Крым. Потому других представителей представить невозможно. Точка. Если возвращаться к этому разговору, то, наверное, можно поставить вопрос о том, чтобы, например, кроме главы МИД России, в этой встрече должны участвовать представители субъектов РФ или российской оппозиции. Это абсурд.
- Может и абсурд, но об этом говорит российский МИД.
- Мне трудно комментировать. За последнее время они наговорили такого, что вызвали недоумение и непонимание всего цивилизованного мира. В таких деликатных вопросах необходимо избегать двойных стандартов, лжи и шантажа.
- С чем едет Украина в Женеву, что будет обсуждаться?
- Это начало диалога. С самого начала конфликта мы неустанно призывали к диалогу. Такому процессу нет альтернативы. Хорошо, что это понимание пришло. Наша позиция понятна и проста - мы хотим услышать ответ на наше требование деэскалации ситуации вокруг Украины. Вам известно, что 40 тысяч российских военных стоят у наших границ. Мы хотим услышать, с какой целью Россия так долго держит усиленный контингент на нашем пороге? Каковы планы РФ? Несмотря на встречу и диалог Андрея Дещицы и Сергея Лаврова, пока такого ответа мы не услышали. Надеемся, что он будет дан на встрече в Женеве.
Второй вопрос, который мы поднимем на встрече - это отвод российских военных из Крыма и возвращение АРК как неотъемлемой части украинского государства. Никогда Украина не признает преступной аннексии нашей территории. Эта позиция поддерживается всем международным сообществом. Россия оказалась в самоизоляции и угрожает сегодня не только Украине, но и всей системе международной безопасности.
- Украина представит в Женеве доказательства того, что на территории Украины действуют российские диверсанты?
- Безусловно. У нас для этого есть все необходимые доказательства. Это фото и видеосвидетельства, арестованные спецагенты, зафиксированные и перехваченные циничные радиопереговоры.
Сегодня мы говорим о непредсказуемости российской внешней политики. Мир не верит риторике Кремля и должен убедиться, что их слова не расходятся с делами. Потому что заверения в деэскалации ситуации уже звучали не один раз. Уверения в том, что Россия заинтересована в сильном государстве Украина звучали миллион раз. А слова о так называемом "братстве" звучали вечность. Россия все это перечеркнула.
- На какие компромиссы готова пойти Украина в переговорах с РФ - местные референдумы, государственный статус русского языка, федерализация?
- Все перечисленное вами - вопросы внутренней политики Украины и суверенное право украинского народа. Они не будут обсуждаться в Женеве 17 апреля.
Безотносительно к 17 числу могу сказать, что любые реформы, в том числе и реформа местного самоуправления с предоставлением более широких полномочий громадам, конституционная реформа и любые другие трансформации Украина будет проводить, основываясь на своих интересах, на интересах наших граждан, а не под давлением России. Что означает федерализация в предложенной Россией интерпретации? Она означает вместо одного коррумпированного правительства создать двадцать пять таких правительств. Вместо одного Януковича посадить на 25 "януковичей". Это метод паралича Украины.
Украина должна решить свои проблемы не по-советски, а по-человечески. Мы говорим не о смене вывески. Мы говорим о смене системы жестко централизированной власти. Мы говорим о делегировании людям прав и возможностей контролировать власть, управлять, обустраивать свою жизнь на местах. Уступок по поводу нашего суверенитета и речи не будет. И ультиматумы России мы не приемлем. Какое отношение имеет Россия к нашим внутренним делам?
- Непосредственное - их диверсанты на нашей территории массово захватывают админздания.
- Именно об этом мы будем говорить в Женеве.
- С кем-то в России вообще можно общаться на равных? Российские дипломаты воспринимают аргументы, или они также отравлены кремлевской пропагандой?
- Дипломатический контакт между нашими странами существует. Как на уровне глав МИД, так и на других уровнях. Другое дело, что мы с сожалением видим, что российские дипломаты сегодня являются заложниками политики высшего кремлевского руководства. Для людей с либеральным мировоззрением, каких среди российских коллег немало, это, не исключаю, личная драма. А о шовинистах и говорить не стоит. И жалеть их не стоит. Шовинизм - это болезнь.
- Россия пойдет на полномасштабную войну на территории Украины? Какова вероятность?
- Такая угроза существует, судя по действиям российских диверсантов. Нас провоцируют, но мы сделаем все, чтобы сохранить мир.Если, не дай Бог, все же состоится прямое покушение на украинскую государственность, если Россия перейдет красную линию, наши вооруженные силы и наши граждане готовы будут встать на защиту страны.
- Где эта красная линия? Крым оккупирован, Донбасс на грани.
- В данном случае мы говорим об открытой военной агрессии со стороны России, объявлении войны.
- Чем объясняется пассивная позиция Запада? В народе уже смеются над их "глубокой обеспокоенностью".
- Позвольте с вами не согласиться. Позиция наших партнеров не пассивная и не слабая. Напротив, она весома. Во-первых, весь мир солидарен с Украиной - это очень важно. Во-вторых - задействованы механизмы принуждения России к миру, я говорю об экономических санкциях, эффективность которых не стоит недооценивать. Уже сегодня прогнозированный рост российской экономики уменьшается на несколько процентов. Также мы наблюдаем отток капитала в более чем 100 млрд. евро из России. Россия изолирована в своей международной политике, а ее возможности - ограничены или вообще остановлены, как, например, в формате группы G-8, Это большой удар по российским интересам, что бы ни говорили в Кремле.
- Вы думаете, это остановит Путина от реализации идеи возрождения империи?
- Надеюсь, это подействует отрезвляюще. К сожалению, Россия никогда не делала исторических выводов и анализа уроков прошлого. Пытаясь возродить империю, Кремль уже изолировал Россию от внешнего мира. Угрожая мировому сообществу, Кремль в первую очередь вредит своей стране. Все, что делается во имя зла, оборачивается злом.
- После аннексии Крыма Будапештский меморандум перестал существовать?
- Что касается Крыма, то, напомню, что и Германия тоже когда-то была разделена, но она объединилась. Крым есть и неминуемо будет частью нашего государства. Что касается Будапештского меморандума, то это как раз еще одно доказательство нарушения Россией норм международного права, так как РФ выступала страной-гарантом целостности Украины. Будапештский меморандум продолжает существовать. Но перестала существовать репутация России в мире. Фактически, Россия совершила покушение на Устав ООН.
- Кто из западных стран поддерживает Россию? Говорят о неоднозначном поведении, например, Венгрии, Швейцарии.
- Венгрия: хочу подчеркнуть, что недавно я вернулся из Будапешта, где встречался с главой МИД Венгрии и моими коллегами. Они во всем поддерживают Украину. Мы очень ценим эту поддержку. Подавляющее большинство стран мира однозначно осуждают действия России и поддерживают Украину. Я не зря говорю, что Россия находится в изоляции. Мир не верит России. Реабилитироваться придется долго. Но этот сложный процесс реабилитации придется России начать с вывода всех диверсантов и войск с территории Украины.
- Есть ли у Украины союзники, готовые воевать против России?
- Украина способна защитить себя. И никогда не останется одна.