Юрия Луценко появился шанс выйти на свободу: в Администрации президента готовят указ президента Виктора Януковича о его освобождении. Такая информация появилась в польской Газете Выборчей перед саммитом Украина-ЕС. О том, что в деле Луценко власть готова ослабить хватку, косвенно говорит и последнее решение Высшего апелляционного суда, который признал, что бывший министр в 2010 году был арестован незаконно.

И Юрий Луценко, и его жена Ирина отрицают, что обращались к президенту с просьбой о помиловании.

Луценко письменно ответил на вопросы ЛІГАБізнесІнформ, которые были переданы ему через жену перед подачей жалобы в Европейский суд.

- Выплатили ли вам компенсацию по решению ЕСПЧ, который признал ваш арест незаконным? На что потратите?

- Да, средства полностью выплачены. Жена использует их для расчета с адвокатами и на мое лечение.

- Когда в Европейский суд будет подана жалоба на несправедливый суд в Украине? Успеет ли ЕСПЧ за два года, которые вам осталось провести в колонии, рассмотреть ее - и что будет делать власть в случае ее удовлетворения?

- Заказчики моего заключения очень хорошо понимают, что я выиграл рассмотрение жалобы по сути "дела Луценко". Поэтому они не нашли ничего лучшего, как заблокировать его рассмотрение в последний, кассационной украинской инстанции. Вместо отведенного законом четырехмесячного срока прошло уже более семи месяцев, а Высший специализированный суд все никак не назначит дату рассмотрения.

Учитывая это, наша команда защиты приняла решение в феврале подать жалобу в Европейский суд по правам человека. С нашей точки зрения, семимесячный саботаж украинской кассационной инстанции дает на это основания, и сам по себе становится дополнительным доказательством отсутствия справедливого суда в Украине.

Я, конечно, не знаю, когда ЕСПЧ примет решение по моему делу. Но я полностью уверен в конечной победе, ведь нарушений моих прав очень много, и они четко подпадают под существующие прецеденты в решениях ЕСПЧ.

Станет ли решение Евросуда безапелляционным для украинской власти? Закон четко определяет решение ЕСПЧ как "источник права в Украине" и устанавливает обязательность его выполнения. Я сделаю все, чтобы эти слова закона стали фактом ответственности для организаторов и исполнителей политических репрессий в Украине.

- Почему прокуратура проигнорировала решение Европейского суда и закрыла уголовное производство в отношении следователей Кузьмина и Войченко, которые в 2010 году санкционировали ваше задержание и последующий арест?

- Это принципиальный момент для восстановления верховенства права в Украине. Если ЕСПЧ установил, что задержание и полуторалетний арест Луценко не имели законных оснований, то возникает вопрос: кто за это ответит? Более того, в результате этих беззаконных действий украинской бюджет вынужден был выплатить мне как пострадавшему 158 тысяч гривень. Кто ответит за этот ущерб в особо крупных размерах? Это дело на три трубки, как говорил Шерлок Холмс. Ответ очевиден: инициаторы Кузьмин и Войченко, а также шесть судей Печерского районного и киевского Апелляционного судов, которые принимали соответствующие противоправные решения, должны быть привлечены к ответственности. Я считаю, что такие действия прокурорско-судейской опричнины под руководством Рената Кузьмина в роли Малюты Скуратова подпадают под признаки злоупотребления служебными обязанностями. Возможно, по некоторым лицам этой группировки по организации политрепрессий речь может идти о служебной халатности. Именно это и должен был установить следователь Оленский. Вместо этого он за один день сделал неуклюжую видимость следственных действий, а именно: положил в папку копию надзорного производства копий решений судов по Луценко.

На этом "бурная" деятельность этого, с позволения сказать, следователя ГПУ иссякла. Он посоветовался с потолком и постановил, что должностные лица Генпрокуратуры, незаконно задержавшие Луценко, и судьи, которые удовлетворили незаконное ходатайство о его полуторалетнем аресте, не совершили правонарушений. То есть Украина, выплатив компенсацию, признала решение ЕСПЧ о незаконном лишении свободы Луценко в течение 18 месяцев, а вот следователь Оленский решил, что нарушений не было, виновных - тоже.

"Черный квадрат" Малевича отдыхает! Это круговая порука, без разрушения которой невозможно рассчитывать на восстановление правового государства. Поэтому я обжаловал решение Генпрокуратуры в суде и готов снова пройти весь путь до Евросуда, но добиться отстранения тех, кто превратил украинскую Фемиду в девушку легкого поведения.

(В понелельник Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел перенес рассмотрение этой жалобы Луценко в суд Киево-Святошинского района, подальше от заинтересованных лиц, - ред.).


Кузьмин и Войченко, а также шесть судей Печерского районного и киевского Апелляционного судов, которые принимали противоправные решения, должны быть привлечены к ответственности

- Пока вы были в колонии, ситуация в оппозиции изменилась. В Раду пришла новая - так называемая объединенная оппозиция. Оправдывает ли она ваши ожидания?

- К достижениям украинской парламентской оппозиции пока можно отнести лишь то, что она есть и научилась сотрудничать между собой. Для восстановления украинского парламентаризма это уже хорошо, но для реализации коренных интересов избирателей Батькивщины, УДАРа и Свободы этого явно недостаточно.

Надеюсь, что за время навязанных Партией регионов каникул оппозиция наработала давно ожидаемые альтернативные законопроекты для демократического развития страны. По крайней мере, знаю, что Ирина Луценко готовит свои предложения в рамках работы комитета по правам человека (она заместитель главы профильного комитета, - ред.).

- Чего не хватает новой украинской оппозиции для того, чтобы власть с ней считалась?

- Любая оппозиция сильна двумя основными вещами: наличием популярного плана будущего и поддержкой улицы. К сожалению, наша оппозиция традиционно грешит голым популизмом программ и лозунгов, зацикленностью на чисто парламентском противостоянии. Не дает простым людям ощущения, что депутаты упираются за народный интерес. Отсюда и пустые улицы и голосование не столько "за" оппозицию, сколько "против" власти.

Любая оппозиция сильна двумя основными вещами: наличием популярного плана будущего и поддержкой улицы

Конечно, оппозиционеры абсолютно правильно добиваются технического обеспечения персонального голосования. Во-первых, это норма Конституции, во-вторых, это гарантия прав меньшинства в Верховной Раде. Но не менее важно работать и вне стен парламента. Если оппозиция хочет стать властью, она должна сломать бессмысленную стену между востоком и западом Украины и открыть 180 депутатских приемных в Восточной Украине. Если оппозиция рассчитывает на уличную поддержку, она должна открыть "горячую линию" и заняться ежедневной жизнью людей - невыплатой зарплат, развалом медицины, "одноразовыми" дорогами и так далее. Только ежедневный, часто сизифов труд ежедневного сопротивления злу, сможет расшевелить наше постющенковское кладбище иллюзий и надежд.

- Тимошенко еще влияет на процессы в оппозиции - или оппозиционные лидеры уже просто пиарятся на ее имени?

- Тимошенко была и остается центром принятия решений в украинской оппозиционный политике. И так будет до тех пор, пока Украина не получит успешного президента-демократа. Которым с большой вероятностью может стать сама Юлия Владимировна.

- Вы находитесь за решеткой уже более двух лет. За это время в Европе и США принято несколько десятков заявлений и резолюций с требованиями освободить вас и Тимошенко. Вы верите, что это заставит Украину реагировать? Или готовитесь отбывать наказание до истечения его срока?

- А какими могут быть вопросы к Европе и США? Запад в очередной раз доказал всем, что для него права человека - не пустой звук. Но украинские политрепрессии должны быть прекращены там, где их благословили и организовали в 2010 году. И это вовсе не персональный вопрос Тимошенко или Луценко. Всем понятно, что без этого страна не сможет рассчитывать на успех в экономическом, социальном, духовном развитии. Именно поэтому я не просто отбываю наказание, а всеми доступными мне способами борюсь за смену невыносимой для украинской общественности ситуации беззакония.

Тимошенко была и остается центром принятия решений в украинской оппозиционный политике. И так будет до тех пор, пока Украина не получит успешного президента-демократа

- Вы говорили, что принялись за изучение английского языка в колонии. Каковы успехи?

- Уже достаточно свободно читаю газеты Washington Рost и KyivPost. Чтение журналов Time и National Geographic еще требует словаря.

- Что тюрьма дала вам?

- Уже через несколько недель "акклиматизации" в тюрьме я понял, что единственный способ не дать украсть годы из своей жизни - это работать над собой. Мне очень помогла книга Карела Чапека "Беседы с Томашем Масариком". Мудрый чешский президент, в частности, учил: "Не стареть - это означает не только держаться, а расти, постоянно что-то приобретать; каждый год должен проходить так, будто человек поднялся по лестнице на ступень выше".

Пройти через поражение всегда полезно. Тюрьма объективно дала возможность провести дискуссию с прошлым, подняться над повседневной политической суетой и увидеть горизонт событий в Украине и шире. 280 прочитанных на сегодня книг серьезно углубили знания по истории, политологии, философии, физике, биологии. Это очень усилило и углубило убеждения. Это примерно как замена веревочного мостика над пропастью на стальной мост с бетонными опорами.

Теперь я знаю, что я люблю, во что верю и что ненавижу. Хотелось бы поделиться этим с как можно большим количеством людей, желающих перемен, и подтолкнуть их к активному сопротивлению злу, восстановлению справедливости.

Но тюрьма еще научила терпению. Всему свое время.

Досье на Юрия Луценко