Николя Тензер: Россия хочет разрушить Европейский Союз
- Да, Россия - явный противник, который хочет разрушить Европейский Союз, ведет идеологическую войну против либеральных ценностей и принципов прав человека в ЕС. В плане безопасности и плане идеологии Россия - противник Европы. Некоторые правительства Европы, прежде всего страны Балтии, это открыто признают. Например, у президента Литвы Дали Грибаускайте совершенно четкая позиция в отношении России.
Сейчас растет угроза европейским ценностям - правам человека, продвижению демократии. Россия этому содействует. На данный момент Европа придерживается санкций против России. Но в ряде стран мы наблюдаем давление со стороны различных групп интересов, которые пытаются ослабить эти санкции и призывают к переговорам с Россией. И это главный геополитический риск. Нужно сохранять и усиливать санкции. Пока продолжаются столкновения в Донбассе и российские войска находятся в Крыму - нет оснований для смягчения санкций.
Кроме того, нужны действия в отношении войны в Сирии. США и ЕС занимали слишком компромиссную позицию по этому вопросу, не хотели вступать в конфронтацию с Россией. Нужно четко определить, кто является противником и занять в отношении России менее дипломатичную позицию. Нужны бесполетные зоны, куда будет запрещен доступ для армии Асада и российских сил. Европа самостоятельно ничего не может сделать здесь, но вместе с США можно занять более твердую позицию в этом вопросе.
- Продвижению российской позиции в Европе способствуют лидеры с авторитарными замашками, такие как премьер Венгрии Виктор Орбан. Венгрия уже сейчас ставит под сомнение продолжение санкций против России. Кроме того уже много лет продолжается критика со стороны институтов ЕС в отношении внутренней политики Орбана, нарушения принципа разделения властей. Подобные упреки звучат и в адрес нынешних властей Польши, которые фактически возглавляет бывший премьер Ярослав Качиньский. Каким должен быть ответ других стран ЕС на авторитарные наклонности этих лидеров?
- Я считаю, что Европейский Союз должен быть намного более твердым, показать, что ценности этих политиков не являются ценностями Европы. Общественному мнению нужно тщательнее отстаивать ценности Европы. В конце концов, нужно применять санкции против тех, кто угрожает европейским ценностям. К слову, недавно бывший бельгийский премьер-министр Ги Верхофстадт заявил, что если бы Польша и Венгрия подавали сейчас заявки о вступлении в ЕС - их бы не приняли. Конечно, речь идет об избранных народом правительствах, но нужно оказывать давление на них - нет других средств. И также нужно, чтобы Европа оставалась очень и твердой по отношению к России. Ведь мы видим, что Венгрия по сути стала троянским конем России в Европе.
Кроме того, нужно отметить фактор ультраправых партий, которые усилились на фоне сочетания многих факторов, прежде всего экономических, и недоверия по отношению к политическому классу во многих странах. Мне кажется, что европейские руководители, даже отстаивающие дальнейшую европейскую интеграцию, недостаточно защищают Европу, не показывают тех преимуществ Европейского союза, которыми граждане воспользовались в течение последних десятилетий. Это же касается граждан новых стран-членов, вступивших в 2004-2007 годах. Сейчас наступил момент для разъяснения преимуществ Европы, объяснять их - это ответственность демократических правительств. Я не думаю, что эту битву можно выиграть легко, но нужно вести против таких партий борьбу доктринальную, базирующуюся на фактах, а не на идеологии.
Как влияет на рост популярности этих партий референдум о членстве Великобритании в ЕС, который пройдет 23 июня?
- Референдум в Нидерландах и референдум о членстве Великобритании в ЕС являются признаками тяжелого кризиса Европы. Возможность Brexit воодушевляет все радикальные движения, которые выступают против Европы. Негативный результат референдума ослабит отношения между США и странами Европы, а также оборонное сотрудничество между странами ЕС - ведь Франция и Великобритания, две ядерные державы, обладают наибольшим оборонным потенциалом в Евросоюзе. И конечно же Brexit плохо скажется на европейской экономике, как показывают различные исследования. Таким образом будут последствия в стратегическом, политическом и экономическом плане. Нужно сделать все возможное, чтобы воспрепятствовать этому референдуму превратиться в настоящую катастрофу.
Читайте также: Дилемма Brexit: Чем опасен выход Великобритании из Евросоюза
- Россия активно использует проблему наплыва беженцев, чтобы усилить позиции прокремлевских партий в ЕС. Как можно решить миграционный кризис в Европе?
- В разгар кризиса беженцев Ангела Меркель была единственной, кто заняла ясную позицию, соответствующую европейским ценностям. Я считаю, что нужно упорядочить политику предоставления убежища и сделать шаги по интеграции этих людей. Мы это обязаны сделать в том числе из-за демографических тенденций, старения населения. Значительная часть мигрантов, в том числе те, которые прибыли из Сирии, - это квалифицированные работники, они могут приносить пользу. Нужно смотреть на эту солидарность в долгосрочной перспективе. И напомню, что Европа и США несут ответственность за бездействие по вопросу войны в Сирии из-за того, что не были предприняты быстрые действия против Башара Асада. Так что этот кризис связан и с внешней политикой Европейского союза.
- Как можно интегрировать мигрантов в общество? И как можно пресечь акты насилия, которыми сопровождалась новогодняя ночь в Кельне?
- В этой истории есть много дезинформации. Есть несколько обвиняемых мигрантов, но еще больше людей, которые жили в Германии на протяжении долгого времени. И разумеется весомая роль российской пропаганды, которая увеличивала масштаб преступления. Все, кто связаны с этой агрессией против женщин, должны понести полную ответственность. Для интеграции нужно использовать опыт Франции, где доминируют светские ценности. Большинство мусульман прекрасно интегрированы во французское общество, их традиции не противостоят этим ценностям. Есть определенное количество людей, которые испытывают проблемы интеграции, есть криминальные группировки, но они представляют меньшинство.
Большинство мигрантов, в том числе из Сирии, вовсе не пропагандируют ценности исламистов. Это нужно четко обозначить. Нужна большая координация спецслужб, силовиков для борьбы с распространением влияния джихадистов. Неконтролируемое финансирование исламистских организаций из стран, где доминируют идеи ваххабизма, таких как Саудовская Аравия - это неприемлемо. Мы нуждаемся в более ясной и твердой внешней политике в отношении этого вопроса, сильной разведке и внутреннем контроле.
- Тем не менее и во Франции и в других европейских странах возникла проблема пригородов-гетто, где живут преимущественно мигранты и где высок уровень преступности.
- Нужно проводить более решительную политику социального смешивания, нужно разбить эти гетто, давать социальное жилье в разных районах. Если в пригороде живет вместе одна и та же социальная категория людей с высоким уровнем безработицы - преступность естественно процветает там. Франция долгое время развивает энергичную модель интеграции, основанную на светских ценностях. Есть проблемы, и сейчас идут дебаты о том, как их решить.
- Какие действия Украина должна предпринять, чтобы стать членом западного сообщества?
- Украина должна быть образцовой в проведении реформ и борьбе с коррупцией. Откровенно говоря, эти внутренние проблемы Украины мешают европейским правительствам поддерживать страну. Некоторые политики поднимают вопрос о том, как сотрудничать со страной, где такой уровень коррупции и правительство не хочет реформ. Украинский политический класс должен прилагать большие усилия для решения этих проблем, в противном случае это будет настоящей проблемой и для Украины, и для Европы. Я поддерживаю Украину с начала Майдана и в противостоянии агрессии России. Но иногда люди мне говорят: ты поддерживаешь правительство, часть членов которого коррумпирована. Этот инструмент - отсутствие реформ - это прекрасный аргумент для России.
- Как вы оцениваете новое украинское правительство?
- Пока могу сказать лишь, что некоторые министры, которые воспринимались международным сообществом как порядочные и неподкупные, ушли. Это представляет реальную проблему для имиджа. Также это делает работу тех людей, которые защищают Украину в Европе, куда более трудной.
Читайте также: Выборы во Франции: украинский интерес
- Следующей весной во Франции пройдут президентские выборы. Кто имеет наибольшие шансы стать следующим президентом? Кто из кандидатов наиболее склонен придерживаться твердой линии в отношении России?
- Сейчас трудно говорить о шансах конкретных кандидатов. Есть конечно политики, которые не являются восприимчивыми к России. Президент Франсуа Олланд точно не является пророссийским, он показал, что не хочет быть другом Путина и выступает за сохранение санкций. Но у него низкий уровень популярности. Бывший премьер-министр Ален Жюппе, потенциальный кандидат республиканцев, занимает ясную и твердую позицию в отношении России, и это очень хорошо. Потому что ряд правых - экс-президент Николя Саркози и экс-премьер Франсуа Фийон, а также Марин Ле Пен являются друзьями Путина. И я считаю, что это катастрофа для Франции и для Европы.
Интервью подготовлено при содействии Киевского форума по безопасности
Читайте также: Майкл Карпентер: США продолжат экономическое давление на Россию
Стивен Пайфер: Погрязшая в политическом кризисе Украина неинтересна США
Джеймс Шерр: Украине надо выиграть войну при поддержке Запада
Дэвид Крамер: Продление санкций против РФ - это будет трудный бой
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.