Заместитель прокурора АРК Петр Коваленко в интервью ЛІГА.net рассказал, сколько предприятий присвоила Россия в Крыму, как продвигается расследование дел о государственной измене бывших депутатов и чиновников Крыма и Севастополя, которые поддержали оккупацию полуострова, и что происходит с правами человека на оккупированной территории. 

О государственной измене

- В июне прокуратура АРК вызвала на допрос 760 бывших депутатов Крыма и госслужащих в рамках производства о государственной измене. Кто в списке предателей? Кто явился?

- Естественно, никто не приехал, не звонил. Мы уже трижды направляли повестки. И в ближайшее время будем передавать материалы в суд для решения вопроса о возможности проведения спецрасследования для последующего заочного осуждения. Уголовных производств данной категории много. Порядка 130 бывших депутатов АРК, Севастопольского горсовета объявлены в розыск, плюс у нас там еще на подходе материалы в отношении трехсот сотрудников правоохранительных органов - это милиция, фискальная, пенитенциарная служба. Заниматься есть чем.

- Какие самые громкие фамилии в вашем списке вызванных на допрос?

- Их полный перечень был опубликован на официальном сайте ГПУ. Самые громкие -  производства Аксенова и Константинова расследует Генеральная прокуратура. Плюс они ведут материалы по прокурорам и судьям, которые совершили государственную измену. Фамилии других лиц, вызванных в прокуратуру на допрос, разглашению не подлежат.

- Просто публично известен только один депутат, который находится под домашним арестом - Ганыш. Единственный депутат, которого задержали и привели в суд, и тот категорически отрицает госизмену и утверждает, что голосовал против референдума.

- Решение о виновности бывшего депутата Верховной Рады Крыма Ганыша будет принято судом. Судебное рассмотрение обвинительного акта продолжается. Кроме того, по результатам досудебного расследования в суд направлен обвинительный акт относительно депутата Севастопольского городского совета Галичего по подозрению в преступлении против национальной безопасности Украины.

Порядка 130 бывших депутатов АРК, Севастопольского горсовета объявлены в розыск, плюс у нас там еще на подходе материалы в отношении трехсот сотрудников правоохранительных органов

- По каким статьям открыты производства? И что с уголовными производствами по аннексии Крыма: против депутатов-предателей, правительства 2014 года? Прокуратура уже готова направить производства по всем 130 депутатам в суд?

- Статьи 110 и 111 Уголовного кодекса - это государственная измена и посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность. Все два года после временной оккупации Крыма мы регистрировали производства, вели следственные действия, собирали доказательства, устанавливали имущество этих граждан.

У нас на завершительной стадии находится ряд уголовных производств. Не все сразу, конечно, потому что это физически невозможно, даже если мы тут ночевать будем. Но в ближайшее время планируем обратиться в суд для получения разрешения на специальное досудебное расследование в первых пяти производствах.

- Сколько времени это потребует процедура заочного осуждения?

- Трудно сказать. Все будет зависеть от ряда обстоятельств: явки свидетелей, адвокатов, может, - чисто теоретически, - и самих обвиняемых, от загруженности судей. Потому что суды Киева переполнены. Прокуратура АР Крым по результатам досудебного расследования планирует направить в суд порядка 130 таких производств только в отношении бывших депутатов Верховного Совета АР Крым и Севастопольского горсовета. Надеемся, что это будет максимально короткий срок.

В чем сложности как в этих, так и других уголовных производствах? Все события, место преступления, свидетели, потерпевшие, вещественные доказательства находятся на оккупированной территории, к которой наши правоохранители не имеют доступа. Те люди, которые совершили преступление либо были свидетелями, или не имеют возможности, или не желают с нами сотрудничать и, естественно, нет возможности с ними общаться в установленном законом порядке. Поэтому говорить, что мы сразу и быстро все сделаем, будет неправдой перед собой и перед обществом.

- Как вы расследуете эти производства, где собираете доказательства? Изучаете видео, или стенограммы заседаний, публикации в прессе? Что считать доказательствами?

- Я не могу сейчас ответить на этот вопрос, - продолжается досудебное следствие. Если подозреваемые прочитают мои комментарии, то могут использовать это в свою пользу. Например, раньше интересующие нас данные можно было достать в реестре судебных решений, где указывались все фамилии участников процесса: прокурор Иванов, судья Сидоров и так далее. А сейчас эту информацию закрыли: прокурор 1, судья 2. Фамилий нет. Так что если я расскажу, что и как мы документируем, нам будет сложнее работать.

- Если суды в рамках заочного осуждения начнут выносить приговоры по депутатам-предателям, что это даст? Можно ли будет подать их на розыск в базу Интерпола?

- Сложность с базой Интерпола, насколько я владею ситуацией, в том, что они считают подобные производства политическими. А политическими и военными преступлениями они не занимаются. Например, в Генеральной прокуратуре есть производство по Аксенову, он подозревается в государственной измене. А у нас по Аксенову есть производства, которые носят экономический характер. Он передал украинский Артек в собственность РФ, что нанесло Украине значительный материальный ущерб. Чисто экономическое преступление, бытовыми словами - воровство. Мы подали его в международный розыск - вернули, по процедурным вопросам. На данный момент органом досудебного расследования устраняются замечания, и в последующем, надеюсь, этот вопрос будет решен позитивно.

- Другими словами, эти приговоры будут лежать стопкой, пока кто-то из бывших депутатов не въедет в Украину, где его можно будет задержать?

- По депутатам, которые совершили государственную измену, - возможно, да. Хотя появится больше возможностей вести переговоры, обосновывать свою позицию. Что касается тех преступлений, которые не имеют отношения к политике, то есть чисто уголовные, в т.ч. которые носят материальный, экономический характер - будем предпринимать все возможные меры, чтобы объявлять их в международный розыск.

Об отобранном имуществе

- Что с поиском имущества бывших нардепов от Крыма, о котором говорил прокурор АРК Василий Синчук? И где оно осело: в Крыму, в России?

- Не только в Крыму, есть и в Украине. Если быть точнее, то по нашей инициативе был наложен арест на 35 квартир, 27 домов, 13 нежилых помещений общей площадью больше 22 тысяч квадратных метров, 19 земельных участков, 47 транспортных средств. Кроме того, арестовано 13 счетов в банковских учреждениях на общую сумму порядка 1,5 миллионов гривень. Например, в апреле были установлены восемь банковских счетов одного из бывших депутатов Крыма, по нашему ходатайству Печерский районный суд их тоже арестовал.

Арестовано 13 счетов бывших депутатов в банковских учреждениях на общую сумму порядка 1,5 миллионов гривень

- Это только по депутатам или вообще по Крыму?

- Нет, это касается только производств по депутатам АРК и Севастополя.

- Кстати, СБУ в марте опубликовала имена и фотографии "своих" предателей в Крыму. А прокуратура? Сколько ваших сотрудников вышли в Украину, сколько предали?

- До аннексии полуострова в органах прокуратуры АРК работали почти 900 сотрудников. В украинские органы прокуратуры были переведены более 150 человек, еще часть уволились.

Генеральная прокуратура ведет досудебное следствие по прокурорам. И насколько мне известно, по этому производству почти 300 бывшим сотрудникам прокуратуры АРК вынесено уведомление о подозрении по ч.1 ст.111 УК - государственная измена.

Кроме того, мы расследуем уголовное производство о совершении преступления бывшими сотрудниками военной прокуратуры Крыма. В ходе расследования установлено, что из 105 военных прокуроров только 82 были переведены на материковую часть Украины или уволены. Пытаемся установить факт возможного перехода некоторых прокуроров на работу в незаконно созданные на полуострове органы прокуратуры государства-оккупанта. Больше сказать не могу, тайна следствия, но работа по данному производству идет.

- У вас есть целая категория производств, которая касается незаконного присвоения имущества Украины Россией в результате аннексии: Массандра, Артек, Черноморнефтегаз и так далее. В какую сумму органы прокуратуры оценивают ущерб?

- На сегодняшний день следственный отдел полиции АРК и Севастополя, которая базируется в Одессе, расследует более 50 уголовных производств по этой категории. По 24 из них ущерб, нанесенный государству, оценивается более чем в 300 млрд гривень.

Например, по детскому центру Артек идет расследование по ст. 191 УК - присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением. Установлено, что 31 марта 2015 года на заседании оккупационного совета министров Крыма было принято решение о передаче Артека в собственность Российской Федерации. Это решение в тот же день было подписано Аксеновым. Ущерб превышает 240 млн грн.

Мы продолжаем эту работу. По инициативе прокуратуры направили письма во все министерства с просьбой дать полную информацию об имуществе, которое осталось на временно оккупированной территории Крыма, с описанием его стоимости и индивидуальных признаков. Поскольку до сегодняшнего дня, к сожалению, у нас не было информации, какое конкретно имущество похищено. Уточню еще раз: это была инициатива руководства прокуратуры. И это вызывает вопросы. Ведь если вам нанесли материальный ущерб, что вы будете делать? Конечно, обращаться в правоохранительные органы. Прошло два года. Почему ни одно министерство этого не сделало самостоятельно?

- Ответы от министерств получили?

- Получили, но еще не от всех. И, как результат, прокуратура АРК внесла в ЕРДР еще семь уголовных производств по имуществу министерств, которое осталось на оккупированной территории на сумму около 165 миллионов гривень. Это имущество государственных предприятий и учреждений, которые принадлежат к сфере управления Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства иностранных дел, Министерства культуры, Министерства финансов, Министерства юстиции, Министерства молодежи и спорта, Министерства социальной политики.

Если вам нанесли материальный ущерб, что вы будете делать? Конечно, обращаться в правоохранительные органы. Прошло два года. Почему ни одно министерство этого не сделало самостоятельно?

Кроме того, прокуратура Крыма осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием в деле по факту растраты одной бутылки уникального коллекционного вина Херес-де-ла-Фронтера урожая 1775 года стоимостью около 100 тыс долларов. Вино принадлежало коллекционному фонду Энотека Массандры и было национальным достоянием Украины: представляло историческую, научную, практическую ценность. С учетом собранных доказательств новоназначенному оккупационной властью Крыма так называемому гендиректору Массандры объявлено подозрение.

Буквально на этой неделе по факту завладения юрлицами имуществом одной из крупнейших птицефабрик, а также санаториями и пансионатами Евпатории, Алушты и Ялты прокуратура АРК зарегистрировала в ЕРДР уголовное производство по ч.5 ст.191 Уголовного кодекса Украины - завладение чужим имуществом в особо крупных размерах. Установлено, что непосредственное отношение к данным юрлицам имеет Олег Царев, один из основателей и приверженцев так называемой "Новороссии".

- Сколько вообще предприятий Россия отобрала у Украины в результате аннексии? Бывший министр АПК Алексей Павленко говорил, что в вашем ведомстве есть отдельная группа, которая занимается крымскими предприятиями.

- Более четырех тысяч государственных предприятий. Однако это не точные данные. Точными сведениями прокуратура АРК не располагает. Поскольку все имущество находится в распоряжении тех или иных министерств и ведомств. Отдельной группы в прокуратуре АР Крым нет. Есть отдел, который осуществляет процессуальное руководство за досудебным расследованием уголовного производства следователями Нацполиции в АР Крым и Севастополе, сотрудники которого и занимаются этим вопросом.

- Законна ли перерегистрация бизнеса украинских олигархов и международных сетей в Крыму в российском правовом поле? Метро и Ашан, Крымский содовый и Крымский титан Фирташа, Балаклавское рудоуправление Новинского, десятки примеров.

- Несколько раз уже говорил, и скажу опять: Крым - это Украина. Отсюда и ответ на вопрос.

Читайте также: Крым, который лопнул. Как Путин обманул полуостров

- Зимой прокуратура АРК открыла уголовное производство в связи с тем, что компании Кока-Кола и Пепсико в начале января разместили брошюры с картой РФ, в состав которой включили Крым. Чем закончилось расследование и было ли оно вообще?

- 12 июля процессуальный руководитель - прокурор допросил юристконсульта украинского представительства Кока-Кола, который сообщил, что размещение полуострова Крым на рекламных постерах компании в составе РФ - дело рук российского офиса компании Кока-Кола. На сегодняшний день следствие продолжается.

О нарушении прав человека

- Сколько фактов нарушений прав граждан в Крыму задокументировано прокуратурой?

- В управлении полиции АРК Крым находится около 190 уголовных производств по фактам нарушения прав граждан в Крыму. По фактам нарушения неприкосновенности жилья - 60 уголовное производство. В основном это проникновение в дома с обысками. Мы их правоохранителей должностными лицами не считаем. По незаконному лишению свободы - 90 производств, нарушению равноправия по расовому и национальному признаку - 6, и препятствие законной деятельности партий и общественных организаций - 2. Это количество быстро растет.

Читайте также Какой план репрессий против Меджлиса реализует ФСБ: документ

- Какие уголовные производства открыты по репрессиям против крымских татар? Сколько представителей крымскотатарского народа были убиты?

- По репрессиям зарегистрировано более 90 уголовных производств. Из них около 10 - по статье 115 УК, это умышленное убийство. За незаконное лишение свободы или похищение представителей крымскотатарского народа открыто порядка 50 производств, по следам обысков в их домах - более 30, и три по факту национальной дискриминации.

- Сколько расследовано?

- В связи со спецификой работы, с продолжением временной оккупации Крыма расследование продолжается.

- Из Киева? Это же нереально.

- Этой категорией дел занимается полиция, а она, напомню, в Одессе. Следователи полиции пытаются получить информацию об этих преступлениях из любых источников: СМИ, интернета, уполномоченных правоохранительных органов.

Наверное, порядка 80% сообщений идут из средств массовой информации. По некоторым фактам есть единичные обращения. Наиболее активны отдельные народные депутаты, по обращениям которых мы регистрируем уголовные производства и начинаем досудебное расследование. Заявления от граждан поступают очень редко. Разработана памятка, каким образом должны действовать наши граждане на территории оккупированного Крыма, когда к ним приходят так называемые правоохранители с целью проведения ареста или обыска, как им фиксировать эти правонарушения. Нам важно знать, кто пришел, какие у него полномочия, какой орган представляет, какие документы предоставил. Тогда мы вносим в ЕРДР сведения не по факту совершения преступления, а против конкретных лиц, которые эти действия совершили. Если таких производств будут сотни, может, они зашевелятся. Особенно те предатели, которые работали в украинских госорганах и перешли к оккупантам.

При любой возможности и любыми способами обнародуем свою контактную информацию с просьбой: если кому-то известно о совершении преступления на территории Крыма, неважно, свидетель это или потерпевший - дайте нам информацию.

- А свидетели приезжают?

- Есть люди, которые приезжают. Если у человека есть хоть наименьшая возможность приехать в Киев или Одессу, мы, конечно, пытаемся его убедить, что его помощь для нас очень важна. Но с пониманием относимся к людям, которые не могут оказать нам такую помощь.

В управлении полиции АРК Крым находится около 190 уголовных производств по фактам нарушения прав граждан в Крыму... Порядка десяти - по статье 115 Уголовного кодекса, это умышленное убийство

- Что известно прокуратуре АРК об арестах и обысках у крымских татар? Известно ли, кто за этим стоит, кто заказчики и кто исполнители?

- Стопроцентной информации нет, но мы знаем, что эти лица представляются якобы сотрудниками правоохранительных органов России. Это и сотрудники прокуратуры, которые приходят с обысками, и полиция, ФСБ, налоговая. Я думаю, это целенаправленно делается против крымских татар, они таким образом подавляют все их начинания и протесты, которые исходят от крымскотатарского народа, это один способов запугивания наиболее активных граждан нашей страны.

- За два года в Крыму зафиксировано 170 нарушений в отношении журналистов и СМИ, вплоть до объявления их экстремистами. Как реагирует прокуратура?

- По каждому факту открываются уголовные производства, которые расследует Национальная полиция в Крыму и Севастополе. Но оккупация усложняет проведение быстрого, полного досудебного расследования и следственных (розыскных) действий, поскольку нет доступа к месту совершения преступлений, а большинство свидетелей и пострадавших проживают на временно оккупированной территории полуострова Крым. Но прокуратура и полиция предпринимают все возможные меры для установления истины.

На данный момент следователями Нацполиции в АР Крым и Севастополя расследуются 15 уголовных производств данной категории. Это те преступления о которых нам известно и которые непосредственно совершены на территории Крыма.

- Почему, кстати, так нелогично: крымская полиция в Одессе, а прокуратура в Киеве? Почему хотя бы не в Херсоне, поближе к оккупированному Крыму?

- Это не наше решение, это решение принималось руководством государства и Генеральной прокуратурой. Есть закон о правовом режиме на временно оккупированной территории Украины. Я думаю, мы находимся тут, потому что по этому закону все эти категории уголовных производств по Крыму, санкции, обыски, задержания, рассмотрение по сути слушают суды города Киева. Естественно, поддержание гособвинения лежит на нас. Как бы мы на каждое заседание ездили из Херсона или Одессы?

Читайте также - Крым: оккупированные. Репортаж ЛІГА.net с аннексированного полуострова