"Россия - это Саудовская Аравия, которой кто-то подбросил ВПК"
Израильский военный историк голландского происхождения Мартин ван Кревельд задолго до появления ИГИЛ и ЛДНР написал о войнах нового типа: в эпоху ядерного оружия государствам все чаще придется иметь дело с нестандартными методами агрессии. В книге "Трансформация войны", вышедшей в 1991 году, Кревельд напоминает, что мы привыкли называть войнами, масштабный конфликт между двумя или больше государствами. Такие войны практически исчезли после 1945 года. "С сорок пятого года на долю войн между государствами приходится, быть может, лишь 10% всех конфликтов. За исключением войны за Фолклендские острова, если посмотреть на весь мир… в сторону Африканского Рога, Персидского Залива, Южной Азии - где Индия и Пакистан, Восточной Азии - мы увидим, что там не было ни одной войны между государствами", - рассказывал он уже в 2006 году на одной з своих лекций.
Эпоха ядерного оружия, по мнению Кревельда породила новый тип боевых действий - "танки против ножей". "Танки" в данном случае означают обычные вооружения, предназначенные для общевойскового боя в конвенциональных войнах. "Где бы ни появилось ядерное оружие, исчезают танки, а во многих странах - и войны, для которых эти танки были предназначены", - отмечает эксперт. "Ножи" - это всякое оружие, использующееся разного рода инсургентами: от партизан до террористов. "Каждый раз, когда очередная держава становилась ядерной, в мире становилось все меньше стран, с которыми можно было воевать. В результате, начиная с 1945 года, все войны - без единого исключения! - велись против слабых стран или между ними" - в формате "танки против ножей", с размытыми линиями фронта, смешении гражданского населения и военных сил, с ключевой ролью пропаганды и террора в контроле над территориями.
Практически все войны нового типа были проиграны более сильной стороной, отмечает Кревельд. Слабой стороне нечего терять; необходимость вести войну против слабого соперника деморализует сильную сторону и заставляет терпеть поражения ("В столкновении со слабым почти невозможно быть "сильным и хорошим" одновременно"). Поражения деморализуют еще больше, время работает против сильной стороны (государства), "если сильный не выигрывает вовремя, ему суждено проиграть".