Ситуация в зоне АТО накаляется: ежедневно пророссийские боевики и наемники по несколько десятков раз за сутки обстреливают из запрещенного оружия позиции украинских военных и пункты пропуска для мирного населения, Генштаб сообщает о концентрации 34 тысяч боевиков и кадровых российских военных в Донбассе, незаконные вооруженные формирования ведут активную боевую подготовку. На этом фоне украинские власти и западные политики продолжают ждать от Москвы "очевидного прогресса" в выполнении Минска-2, упоминая выборы в Донбассе и изменения в украинской Конституции.

Глава Луганской военно-гражданской администрации  Георгий Тука в интервью ЛІГА.net в Северодонецке рассказал, что может означать эскалация конфликта и почему нельзя проводить выборы в Донбассе.

- Изменения в Конституцию, на принятии которых настаивают участники минского процесса, на ваш взгляд, предоставляют оккупированным территориям Донецкой и Луганской областей некий особый статус? Или это формальность?

- Я не изучал этот документ детально. Не понимаю, зачем мне тратить на это время, если на его содержание я никак не влияю. В конце концов, моя задача - выполнять указания, а не заниматься редакцией законопроектов. Так что я к этому не имею отношения.

Если говорить о децентрализации, особенно финансовой, то я двумя руками за. Позорная ситуация - почти каждую неделю мне приходится ездить в Киев, чтобы решить вопросы, которые можно было бы решать и на месте. Каждая командировка требует не только средств, но и времени, поскольку мы находимся не в Черниговской или Житомирской области, откуда час - и ты в Киеве.

В Украине слишком бюрократизирована система управления государством и, в частности, хозяйственной деятельностью. Один пример: в области стоит 11 тысяч гектаров горелого леса. Единственное, как его еще можно использовать - спилить и отдать военным либо на топливо, либо как строительный материал. Если не сделать этого в ближайшее время, то через полгода-год этот лес начнет гнить, превратится в труху - и все, хана. Ни топлива, ни леса. Больше четырех месяцев мне потребовалось, чтобы получить разрешение на вырубку его части для нужд военнослужащих. И полгода, чтобы меня в Киеве услышали и дали разрешение самостоятельно (вместе с экологами, лесниками) принимать решение. Таких примеров могу привести сколько угодно.

- У финансовой децентрализации есть и другая сторона: она требует ответственного подхода к финансам со стороны громад.

- Абсолютно.

- А вы совсем недавно рассказывали журналистам в Северодонецке, как вам под видом своих проектов районы проталкивают, например, наведение порядка на кладбище за 15 млн грн или работы по озеленению на 3,5 млн грн.

- Это уже их ответственность. Но решение верное. Я объясняю это на всех совещаниях в районах.

- Но, выходит, они не готовы?

- Ничего, подготовятся, жизнь заставит. Один из примеров. По моим данным, 35-40% земель в области используются незаконно. С них не платят ни копейки налогов. Речь идет о миллионах, а возможно, и о десятках миллионов гривень. Причем, все местные жители прекрасно об этом знают, от главы сельского совета до последнего пацана. Почему такое безразличное отношение? Потому что "все равно деньги не наши". Как только люди поймут, что фермер дядя Ваня лично тебе не платит налоги, за которые ты мог бы отремонтировать в клубе окна, аппаратуру приобрести или построить дорогу, то отношение будет другое.

- Одно из требований Минска-2 - выборы на территории, которая сейчас еще контролируется боевиками. Президент Порошенко выдвигает встречные условия: контроль над границей, участие украинских партий и СМИ в процессе и так далее. Считаете ли вы вообще целесообразным проводить такие выборы?

- Понятное дело, надо возвращаться к нормальному гражданскому, демократическому образу жизни. Сколько на это понадобится времени - другой вопрос. Но стоит ли это делать сейчас? Я считаю - нет, не стоит. Точно так же я до сих пор убежден, что проведение прошлой осенью местных выборов в Луганской и Донецкой области было ошибкой.

- В результате этих выборов в местные советы прошли депутаты с открытыми сепаратистскими настроениями. В чем причина? В отсутствии реальных приговоров по этой категории дел?

- Реальные приговоры есть. И реальные сроки тоже есть (в прокуратуре Луганской области по просьбе ЛІГА.net озвучили такую статистику по сепаратистам и террористам - ред.). Но не все просто, конечно.

Беда номер один для всей Украины - суды. В прошлую субботу я получил информацию, что один судья, который во время оккупации непосредственно ходил в подвал к задержанным с определенными "предложениями", сейчас продолжает работать.

Но приговоры и наказания за сепаратистскую деятельность - это только одна из причин отрицательного отношения к выборам. Любая война начинается и заканчивается в головах людей. Мы еще не достигли таких существенных изменений в сознании населения, чтобы пришло понимание, что определенные силы - это не просто соседи, а враги.

- Такого восприятия в Луганской области все еще нет?

Есть, но хотелось бы, чтобы его было больше. И это все в наших силах, просто требует времени. Надо доносить до людей, что жить лучше - можно и нужно. Понимаешь, большего упадка, чем на Луганщине, я нигде и никогда не видел. Нигде в мире я не видел пятиэтажных домов с индивидуальным печным отоплением, где бабка тащит ведро угля на пятый этаж. Зато "отцы Луганщины" - все мультимиллионеры. И большинство населения никогда даже не задавалось вопросом - а за чей счет. За 25 лет "отцам Луганщины" удалось вдолбить в головы жителей области, что они, - люди, которые еле-еле сами выживают, - кормят всю Украину.

- Кто отвечает за то, что "отцы Луганщины" до сих пор не сидят?

- По моему мнению, в этом вина центральной власти.

- Конкретно - генпрокурора? Или президента как человека, который его назначает?

- Понятия не имею, какие отношения у президента с генеральным прокурором. Что касается непосредственно деятельности прокуратуры и СБУ по Ефремову, Дунаеву, Бойко, Иоффе, да их там десятки - у меня как у гражданина очень большие претензии.

- Как вы оцениваете работу СБУ Луганской области? Когда мы приезжали в Северодонецк в прошлый раз, через месяц после расстрела группы Эндрю, удивила позиция главы СБУ Козловского - он утверждал, что контрабанды почти нет.

- Негативно оцениваю работу местной СБУ. И стараюсь работать не с ними, а с центральным аппаратом.


- За последний месяц боевики нарастили интенсивность и количество обстрелов позиций сил АТО. Генштаб Украины говорит, что сейчас в Донбассе находятся 34 тыс боевиков и российских военных, в том числе около 7 тыс - кадровых военных. Может ли эта концентрация сил привести к новому наступлению регулярной армии РФ на Украину?

- Ситуация достаточно опасная. Но ее нельзя рассматривать в отрыве от того, куда вляпалась Россия в Сирии. Большинство кремлевцев и сами этого еще не поняли. Это даже не второй Афганистан, а намного хуже. Более того, есть идиоты, которые достаточно серьезно на ведущих каналах начинают теоретизировать по поводу возможной войны с Турцией. Это будет полная крышка империи. Она финансово не в состоянии даже вести боевые действия в той же Сирии, а против Турции - вообще будет посмешище. Поэтому мне кажется, что у России не хватит возможностей вести войну на два фронта.

При этом финансовые возможности России благодаря санкциям ежедневно снижаются. Любая война - это очень дорогое удовольствие. Оккупация Крыма, война в Донбассе, теперь еще и Сирия - население Российской Федерации начинает роптать. Нет, пока еще не против Путина, но растет их недовольство тем, что падает покупательная способность, с бизнесом не очень хорошо, зона комфорта сужается. Росийская экономика движется в нужном нам направлении.

- Что тогда означает эскалация конфликта в зоне АТО?

- С одной стороны, это демонстрация силы накануне очередного этапа минских переговоров. Цель - показать Украине, Европе, США мускулы: давай нам изменения в Конституцию, давай нам выборы, и остальной бред. С другой стороны, это провокация, чтобы вызвать обратную, вполне ожидаемую реакцию украинских военных и потом в очередной раз обвинять их в обстреле мирных городов. Один из подонков, который все время тусуется на российских каналах, начал тиражировать истерию о том, что силы АТО обстреливают населенные пункты. Так даже один россиянин ему возразил: извините, террористы ставят в жилом квартале Град, и что делать украинцам - они лупят в ответ. "Ну и что, что они там ставят, это что, значит, что надо бомбить города?"

- Есть ли альтернатива минским договоренностям, которые боевики все равно не выполняют?

- Честно говоря, думаю, нет. Возможно только изменение формата, но в итоге мы получим мир и вернем потерянные территории Донецкой и Луганской исключительно дипломатическими и санкционными мерами. Не военными. Я противник военных мер. Это от Украины будет требовать огромных финансовых расходов, приведет к очередным неоправданным жертвам с обеих сторон. Да и и зачем нам отвоевывать то, что потом придется за свои средства отстраивать?

К сожалению, я общался со специалистами, которые занимались восстановлением инфраструктуры в Грузии после того, как там побывали россияне. По их опыту: когда они уходят, то после себя оставляют выжженую землю. Целенаправленно уничтожается инфраструктура - больницы, школы, мосты, предприятия. С той стороны уже постоянно поступает информация о постоянном вывозе наших предприятий на территорию России. Идет их демонтаж с дальнейшим монтажом в РФ, но немало фактов, когда просто вывозятся в качестве металлолома. Фиксируются случаи, когда предприятия в результате нарушения технологической дисциплины приходят в такое состояние, что возобновить из работу практически невозможно. Например, по моим данным, большая проблема, почти за гранью, у нас будет с восстановлением ферросплавного завода.

- По некоторой информации, боевики также затапливают шахты.

- Это проблема, с которой мы уже столкнулись. Сейчас она изучается на наивысшем международном уровне.

- Президент Петр Порошенко на недавней пресс-конференции объявил, что рассчитывает вернуть оккупированные территории Донбасса до конца года. Это реально или популизм?

Это реально. Но есть некоторые условия. Желательно усиление финансово-экономического давления на Россию со стороны международного сообщества. Если Путин перестанет финансировать оккупированную территорию и мародеров, уберет оттуда своих наемников, а желательно еще и с металлоломом в виде военной техники, то эта гопота продержится самое большее три месяца. Ну, максимум полгода. Так что это абсолютно реально. Тем более что в некоторых оккупированных районах Луганской области 65-70% проукраинского населения. Не все так плохо, как нам пытается впарить эта гоп-бригада.

И что делать дальше? Есть ли у власти стратегия?

Нужно просчитывать несколько сценариев развития событий. Я надеюсь, что в спецслужбах для этого есть аналитики соответствующего уровня и в достаточном количестве. В любом случае, никакого оптимизма я не испытываю. Даже если завтра будет подписан супер-документ о мире, это не относится к реальной жизни. Пролито очень много крови, уровень взаимной ненависти очень высокий. Что с этим делать - непростой вопрос.

По моему мнению, необходима очень мощная полицейская операция с использованием не только военнослужащих или полиции, а в первую очередь спецслужб. Их заданием будет в кратчайший срок нейтрализовать главарей и активных участников. Это очень непростое дело. Очень хочу надеяться, что у наших служб есть достаточно сил эту операцию провести.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.