Турчинов: Если проиграем, рядом с Тимошенко может оказаться любой
Глава избирательного штаба объединенной оппозиции Батькивщина, первый заместитель главы партии Александр Турчинов в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал о том, как оппозиция собирается создавать большинство в новом парламенте и кто и когда выпустит Юлию Тимошенко из тюрьмы.
Почему молчит Тимошенко
- Почему Юлия Владимировна сократила количество заявлений и интервью? Поводов достаточно - язык, выборы, списки...
- Более года она находится в заключении. Кроме того, она круглые сутки под видеонаблюдением, и при этом у нее серьезные проблемы со здоровьем. Даже власть, долго спекулировавшая на этой теме, вынуждена это признавать. В то же время Юлия Владимировна, даже если временно и сократила количество писем и обращений, продолжает руководить партией, оставаясь лидером объединенной оппозиции. Она формирует и ставит задачи по избирательной кампании, ее стратегии и тактики. Мы получаем эту информацию от ее защитников. Проблема еще и в том, что, кроме интернета, ее обращения практически нигде не публикуются. Из неподконтрольных власти телеканалов остается ТВі, но и его отключили в половине городов. Власть старается установить монополию на теле- и радиовещание, блокирует распространение объективной информации о главных политических оппонентах.
- Посол ЕС Тейшейра после свидания с Тимошенко сказал, что она подавлена. В каком она состоянии?
- Они ее не сломали. Тейшейра помнит Юлию Владимировну еще премьер-министром. Да, она болеет, притом более года находясь в заключении. И конечно было бы странно, если бы он сказал, что она такая же бодрая и жизнерадостная, как до ареста. Но поверьте мне, я перед съездом с ней встречался - они ее не сломали и никогда не сломают. Она мужественно держится и продолжает борьбу. Тимошенко политик мирового уровня. Весь цивилизованный мир восхищается ее стойкостью и поддерживает ее.
- На кассационное рассмотрение дела рассчитываете?
- Нет, на украинское правосудие мы не рассчитываем. Правосудия в Украине нет! Я был на последнем суде Юрия Луценко. Это очередной абсурд. Ему дали срок за то, что он выполнил решение апелляционного суда, продлив сроки ОРД по делу об отравлении Виктора Ющенко. Если бы он не продлил, то его бы посадили за то, что не выполнил решение суда. Когда Администрация президента дает команду "сажать", аргументация "за что" уже не имеет смысла, результат будет один. Изменить ситуацию, возродить правосудие, прекратить в стране репрессии и беспредел можно будет, только отстранив от власти президента и его криминально-административную команду.
Что может Евросуд
- Ваши юристы прорабатывали варианты освобождения Тимошенко?
- Игра власти с кассацией, которая должна была рассматриваться еще в мае - это попытка задержать рассмотрение дела Тимошенко Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Но я убежден, что он все равно примет единственное справедливое решение.
- Сколько времени может занять этот процесс?
- Реанимация уголовных дел 15-летней давности, абсурдные попытки привязать Тимошенко к заказному убийству - все это подготовка режима к невыполнению решения ЕСПЧ. Мол, да, по этому делу решение есть, но вот у нас тут еще новые дела появились. При нынешней власти таких дел может быть бесконечное множество. Поэтому единственный механизм прекратить репрессии - изменить власть в стране.
- Но ЕСПЧ не может заставить власть выпустить человека.
- Может. Есть прецеденты, когда ЕСПЧ, видя угрозу жизни человека от преследующего его режима, принимал решение об освобождении как о единственно возможном варианте защиты его прав. Если ЕСПЧ видит, что человек лишен права на защиту и правосудие, он может выносить решения об освобождении от незаконного преследования.
- Может ли Тимошенко быть признана невиновной после решения ЕСПЧ?
- Я не юрист. Но думаю, что постановления о незаконном аресте и незаконности приговора должны быть обязательно.
Дело Щербаня: кому выгодно
- Вы помните времена, когда Юлия Владимировна работала в ЕЭСУ. Вы можете аргументировать - почему Тимошенко не может быть причастна к убийству Евгения Щербаня?
- Суд над убийцами Щербаня проходил 10 лет назад. Тимошенко тогда была в оппозиции. Вы прекрасно помните противостояние Леонида Кучмы и Тимошенко, но, даже борясь с оппозицией, власть не втягивала ее в это дело. Не было никаких оснований, а переступить черту здравого смысла тогда не смогли. Сейчас все ограничения для морали и здравого смысла сняты. Если есть политический заказ, он должен быть выполнен. Их даже не остановило обнародование материалов, которые проливают свет на то, почему сын Щербаня начал давать показания на Тимошенко: из его ружья на охоте был убит человек, но с согласия ГПУ, установившей контроль над Щербанем, вину взял на себя его водитель, которого даже не задержали. С другой стороны, сын Щербаня был в конце прошлого века еще мальчиком, и его внезапно появившиеся воспоминания о том, что он тогда что-то слышал, как кто-то о ком-то плохо отзывался - это, по крайней мере, несерьезно. К тому же, рассказ этого, зависимого от ГПУ, человека о том, что он не сообщил эту информацию, когда шел суд над убийцами его отца, из-за страха - абсурден. Кого он боялся? Оппозиционера Тимошенко? Просто тогда не было на него давления и не было спроса на эту ложь. Все обвинения Генпрокуратуры строятся на этих псевдовоспоминаниях, на лжи, на грубых подтасовках и ссылках на людей, которые давно уже ушли из жизни.
- Я помню аргументы прокуратуры. Речь идет о цепочке прокрутки денег через фирмы, связанные с Тимошенко и контролируемые Эркуменом Аксоем. И что именно часть этих денег была обналичена и заплачена убийцам через авторитета Матроса - Мильченко.
- Такие басни можно рассказывать только потому, что умерший в конце 1990-х Мильченко не может это опровергнуть. Если бы тут была хотя бы крупица правды, она была бы публично засвечена на резонансном процессе в 2001-2002 годах. В этом деле очень много скелетов, большинство из которых находится в шкафах нынешней власти. Например, организатор покушения - Кушнир - скончался в Донецком СИЗО, когда Донецкой областью руководили те же люди, что сейчас руководят страной. Его убили средь бела дня, якобы перепутав лекарства. При этом прокуратура это не расследует. Заподозрить, что тогда руководство Донецкой области и донецкие силовики работали на оппозицию, сложно. Они просто прятали следы.
Для того, чтобы иметь возможность фальсифицировать обвинение против Тимошенко по делу Щербаня, они даже специально внесли в принятый ими Уголовный процессуальный кодекс норму о том, что можно учитывать показания третьих лиц, то есть тех, кто не был свидетелем преступления, но что-то об этом слышал…
- У Павла Лазаренко был мотив для убийства Щербаня?
- Говорить, у кого какие мотивы были - занятие неблагодарное. Но если говорить о поставках газа, то все противоречия к тому времени были развязаны, и Щербань представлял на Донбассе интересы днепропетровской группы.
Если говорить о мотивах, нужно проанализировать, кто стал наследником империи Щербаня. Здесь надо и искать мотивацию. У всех, кто взял под контроль бизнес и активы Щербаня - донецкая прописка. Если этот поток грязи не будет остановлен, международная изоляция Украины неизбежна.
Союзники и тушки
- Для того чтобы отстранить нынешних руководителей от власти, надо самим стать властью, то есть сформировать большинство в парламенте. Как у вас это получится?
- Если бы выборы проходили честно, не было бы сомнений в победе объединенной оппозиции Батькивщина. Мы сделали то, во что еще несколько месяцев назад не верили эксперты и журналисты - мы объединили реальные оппозиционные силы, долгое время конкурирующие между собой. Мы переступили через свои амбиции, отказались от узкопартийных проектов, чтобы остановить сползание страны к диктатуре. Власть пытается, используя силовиков и админресурс, оттянуть свое поражение и переписать в свою пользу большинство мажоритарных округов. Но мы не собираемся причитать и пассивно наблюдать за фальсификациями. Мы будем бороться за победу и победим.
- Вам не кажется, что в некоторых округах, в том числе в Киеве, оппозиция уже сдала выборы - кандидатам Банковой, людям Черновецкого? Рейтинговые кандидаты есть далеко не на всех округах. Например, генерал Ярема на 212-м округе вряд ли сможет противостоять тому же Баленко, совладельцу Фуршета.
- Откуда такой пессимизм? По Киеву на выборы от Батькивщины идет очень сильная команда: Яворивский, Ляпина, Терехин, Бригинец, Бондаренко, Черноволенко... И Ярема продемонстрировал, что и милицейские генералы могут быть порядочными людьми. Он всегда стоял на позициях закона, не заигрывая с властью. Так что, уверен: киевляне поддержат его, а не того, кто готов обменять на гречку их голоса. То, что против нас власть будет выставлять людей, которые скупают голоса - украинские реалии. Но я хотел бы обратиться к избирателям: не продавайте свой голос! 100, 200 или даже 500 гривень не решит ваших проблем. А голосуя за Партию регионов или ее сателлитов, пусть даже и использующих оппозиционную риторику, вы продаете свое будущее и обрекаете себя и своих детей на жизнь в тоталитарном государстве. Я не говорю, что объединенная оппозиция Батькивщина самая чистая, честная или лучшая. Наверное нет - слишком много у нас проблем и недостатков. Но сейчас реальная альтернатива власти - это мы. И с этим ничего не поделаешь. Всем придется выбирать между полярными позициями: Европой и Азиопой, демократией и тоталитаризмом, правом и бесправием, Батькивщиной и ПР. А когда мы восстановим в стране приоритет закона и демократии, можно будет без проблем искать более лучших и более симпатичных.
- Тем не менее, слабые кандидаты на округах есть не только в Киеве. Ходят слухи о том, что оппозиция продает округа - берет деньги за выставление на округ слабого кандидата против бизнесменов и "самовыдвиженцев" от власти.
- Одним из изменений к закону о выборах, протянутых регионалами через подконтрольный Конституционный суд, был запрет на выдвижение кандидата одновременно по списку и по округу. Первоначальная концепция предполагала, что самые сильные пойдут по округам, находясь в списке. После победы на своих округах они бы просто вышли из списка и список бы подвинулся. Понимая это, Конституционный суд по команде Банковой изъял из закона эту норму. В результате понимая, какой высокий риск работы на округе, не так много желающих нашлось идти по округам. Даже очень сильные политики не захотели идти на мажоритарку, потому что все понимают - именно там максимально возможен подкуп, использование админресурса, фальсификации. А сплетни о договорном выставлении слабых кандидатов - это грязные технологии власти, чтобы попытаться унизить оппозицию и подыграть своим выдвиженцам.
- Богатые люди боятся играть за оппозицию?
- Да, это при нынешней власти опасно. Бизнесмен, который идет в оппозицию, может реально потерять свой бизнес. Схема у них отработана: налоговая, милиция, СБУ, прокуратура и так далее. Получить колоссальные проблемы за свои же деньги желают немногие. Поэтому сегодня богатые люди боятся идти в оппозицию, они в лучшем случае идут на выборы как самовыдвиженцы.
- Тогда логика подсказывает, что лучше всего окончательно додавить договоренности с Виталием Кличко.
- Мы очень на это рассчитывали. До последнего дня мы вели переговоры, помня об опыте выборов в Обухове. Мы предлагали представителям УДАРа идти одним списком. Получили отказ. Тогда внесли предложение Кличко определить единых кандидатов на округах. Но перед началом избирательной кампании из интернета узнали, что опубликованы списки кандидатов от УДАРа по всем 225 округам. Нас поставили перед фактом. При этом я знаю, что многие серьезные люди отказались идти от УДАРа, в том числе по Киеву. Потому что они понимают: если не будет единого кандидата, у них мало шансов.
- Почему Кличко себя так повел?
- Я не хочу это комментировать и тем самым начинать публично политические разборки.
- Если увидите, что по рейтингам в мажоритарном округе побеждает кандидат от УДАРа, вы снимете вашего?
- Если мы увидим, что на округе есть кандидат, пусть не от Батькивщины, но он имеет реальные шансы на победу и есть уверенность, что он не перейдет в провластное большинство, будем рекомендовать нашим штабам поддерживать такого кандидата. Очень важно не просто взять округ, а не получить на округе тушку, которая, пока идут выборы, будет кричать "долой власть", а потом за эту власть будет голосовать. То есть поддерживать надо тех, кто не предаст своих избирателей.
- А вы уверены, что в вашем собственном списке не окажется тушек?
- Все знает наперед только Господь Бог. Никто не застрахован от предательств. Но мы делали все возможное, чтобы потенциальных предателей среди кандидатов от объединенной оппозиции Батькивщина не было. У нас объединенная сила, поэтому каждый из лидеров политических сил, вошедших в Батькивщину, несет полную ответственность за своих людей.
- Много вопросов возникает по квоте Арсения Яценюка. Например, в оппозиционность крупного днепропетровского бизнесмена Павелко верится с трудом.
- При формировании списка критерий надежности был одним из главных для всех лидеров оппозиции. Арсений Яценюк убежден в надежности людей из Фронта змін и несет ответственность за каждого человека в списке.
- Вы будете разделяться в парламенте на разные фракции?
- Нет. Наше объединение проходило сложно, но оно очень важно для победы демократических сил. Это не временное явление. У нас будет одна фракция. И мы публично заявили об этом.
- Но вы понимаете, что если у вас в объединенной фракции наберется хотя бы 10 тушек, это окончательно похоронит оппозицию?
- Каждый из лидеров это понимает и отдает себе в этом отчет, взяв на себя ответственность за предложенные кандидатуры.
- Почему на проблемных, непроходных местах в списке оказались люди из окружения Тимошенко и ветераны оппозиции - Болюра, Гримчак, Шкиль?
- Мы все люди Тимошенко. А Болюра, Шкиль, Гримчак - на гарантированно проходных местах. Они входят в сотню. Мы планируем провести по списку не менее 130 человек. И не менее 70 по округам.
- Это ведь 60% голосов по партийным спискам надо набрать.
- С коэффициентом распределения - значительно меньше. Я не сомневаюсь, что мы получим первое место на выборах. Кроме того, на общее число проходных мест повлияет то, какое количество партий войдет в парламент. Может быть, вообще две.
- Давайте представим, что вы получаете не 130, а 80 депутатских мандатов по списку.
- Мы настроены победить, а вы предлагаете думать о проигрыше.
- Но если все-таки место окажется непроходным, вы у севшего в тюрьму Гримчака прощения попросите?
- Каждый оппозиционер в Украине должен быть готов к агрессии со стороны властей. Я уже пять лет не депутат и в течении двух последних лет ходил на допросы, как на работу. Нам надо настраиваться на победу. А в случае поражения, поверьте мне, депутатский мандат никого не спасет. Потому что по команде власти подконтрольным большинством в течении суток неприкосновенность снимается с любого депутата. Защита от беспредела есть только одна - победа оппозиции.
- И все-таки, почему подвинули людей Тимошенко?
- Это слухи и провокации, которые распространяют в интернете, чтобы посеять раздор в нашей команде. Пока только два человека хлопнули дверью, потому что им не понравились места в списке. Сколько раз кликуши от власти говорили, что Батькивщина развалится. И что? Сколько говорили о том, что произойдет раскол, будет сорван съезд? А у нас все в порядке. Нет людей Турчинова, Кожемякина. Мы все - команда Тимошенко. И вверху люди Тимошенко, и в центре, и внизу.
- Но даже при выполнении вашей программы-максимум без УДАРа большинство не сформировать. Что мешает договоренностям?
- Я долго вел с Виталием переговоры, но, честно говоря, так и не смог до конца понять, чего он хочет. Мы предлагали любые варианты. Он отказался войти в состав объединенной оппозиции, аргументируя тем, что по социологии УДАР возьмет больше самостоятельно. Предлагали координацию на округах. Этого тоже не получилось. Он начал рассказывать, что нужно проводить в сентябре праймериз. Ну, давайте. Я посмотрю, как будут за месяц до выборов сниматься кандидаты от УДАРа. Мне не хочется давать политическую оценку этому. Хотя надежда на то, что интересы страны в наших отношениях будут определяющими, все-таки остается.
- Как обстоят дела с финансированием? Деньги снова дают бизнесмены?
- У нас есть проблемы с финансовым ресурсом. Мы пытаемся решить эту проблему. Пустили шапку по кругу - многие даже незнакомые нам люди не боятся перечислять на счет партии деньги. Сейчас заработал избирательный фонд. Но это не решение вопроса, мы это понимаем. Так что, сейчас ведем инвентаризацию ресурсов по всем областным штабам. У многих наших кандидатов неплохие декларации о доходах - надо будет делиться с партией, чтобы обеспечить победу.
- Вам не кажется, что люди, которые будут платить за кампанию - потенциальные тушки?
- Вопрос тушек - это не вопрос личных доходов, а вопрос морали. У нас во фракции осталось несколько бывших бизнесменов, у которых уничтожили бизнес, преследовали их близких и родных, но они выстояли и не предали. А были профессиональные партработники, которые не занимались экономикой, не имели акций и предприятий, но они предали. Мужество и предательство, честность и продажность - это вопросы морали и силы духа, а не декларации. Понятно, что богатый человек более уязвим. Но, скажите, чем отличается от тушки обычный человек, который продает свой голос? Только ценой. Если в обществе есть миллион тушек, готовых продать голос, то и в парламент они изберут таких же тушек, готовых продать мандат.
- Самый скандальный вопрос, связанный с вашим списком - это Татьяна Донец. Поясните, как появилась эта кандидатура?
- Мне кажется, что СМИ сделали сенсацию там, где ее нет. За считанные дни Донец получила такую публичную раскрутку, которую сложно сделать даже за большие деньги, наняв профессиональную пиар-компанию. У меня даже возникло подозрение, что она сама договорилась с журналистами, чтоб те постоянно задавали о ней вопросы.
Относительно формирования списка я уже говорил, что он составлялся из нескольких частей, подготовленных представителями всех политических сил, вошедших в состав объединенной оппозиции Батькивщина. Все предложения я смог свести в один окончательный список только за день до съезда. Поэтому познакомиться со всеми кандидатами не имел возможности.
- По чьей квоте она прошла?
- Это уже не имеет значения. После утверждения списка съездом больше нет квот, есть одна команда Батькивщины, которая готова победить на выборах и вернуть страну на европейский, демократический путь развития.