Глава ВО Свобода Олег Тягнибок рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ о том, чего стоят договоренности с Партией регионов, почему его избиратель не поддержал Юлию Тимошенко в 2010 году, и как проголосуют украинцы 2012-м, если крупные оппозиционные партии найдут общий язык.

"Свобода предсказуема"

- Несколько оппозиционных сил намерены объединиться на базе Комитета сопротивления диктатуре с прицелом на выборы-2012 года. Те, кто называет себя оппозиционером, но не участвует в этом процессе - "агенты Банковой"?

- Не хочу говорить о ком то лично, но почему-то ведь сложилось впечатление, что одни - это оппозиция, а другие - не очень? Потому что все видят конкретные действия тех сил, которые часто отличаются от заявлений их лидеров. Почему депутаты того же Кличко на местах принимают решения, которые расходятся с публичной позицией их лидера? Пример: Вышгородский районный совет. На повестке дня стоит вопрос о продаже за бесценок "Межигорья" Януковичу. В том совете два наших депутата, и только они четко выступают и голосуют "против". А пять из семи Кличко голосуют "за". Вот я хочу понять - если такое поведение на местах, то в чем тогда оппозиционность?

- Ваши депутаты на местах никогда не подыгрывают власти?

- Свобода - настоящая оппозиционная сила. Потому что вы не найдете ни одного, я подчеркиваю, ни одного случая голосования наших местных депутатов, а их у нас около 2500 человек, где бы мы голосовали, подыгрывая или в пользу Партии регионов, или, скажем так, антиукраинским силам. Нет таких случаев. Вы не найдете ни одного примера, чтобы хоть один депутат от Свободы перешел в Партию регионов, превратился в "тушку". Свобода предсказуема. Все наши шаги известны избирателю наперед. И если у нас появятся люди, которые сойдут с этой дороги, то мы найдем способ, чтобы этого человека убрать не только из партии, но и из политики.

- Какие настроения сейчас внутри комитета? Ваш прогноз: чем закончится попытка договориться?

- Сейчас только формируется оппозиционный блок, и нам еще очень далеко до того, чтоб его четко охарактеризовать. Можно говорить о том, как было бы хорошо в идеале. Но еще год до выборов, еще полгода минимум будут идти консультации. К примеру, сейчас много говорят о вопросе разделения мажоритарных округов как о задаче №1. Преимущественно, конечно, говорят те, кто представляет "диванные партии", кому нужен один округ - для себя. Они истерику и нагоняют. Для нас же не это важно. Нужно вообще определиться с принципами совместной работы. Зачем мы тут? Кто враг? Можно ли с ним идти на компромисс или нет? Если мы работаем в рамках комитета, то допускаем ли мы обоюдную публичную критику или нет? Что общего в наших программах? Как мы будем вообще координировать наши действия?

И самое главное. Если будет победа, то как мы будем сотрудничать в парламенте? А я верю, что мы - те, кто сегодня объединяется на базе комитета - сформируют большинство. Стоит только посмотреть на социально-экономическую ситуацию, чтобы понять - власть просто ненавидят сегодня. Даже не в центре и на западе, а на их базовых территориях. На востоке и, в частности, на Донбассе.

- Все же, каковы промежуточные результаты переговоров?

- Процесс идет. Вот на днях были заседания двух комиссий. После рабочих групп будут общие обсуждения, потом обсуждения на уровне руководства партий. И только потом подписание каких-то документов, а уже затем обнародование. Кстати, я бы очень не хотел, чтобы рабочие моменты выходили наружу. Преждевременное обнародование каких-то ориентиров может оказаться подыгрыванием режиму. Причем партия власти будет всячески этому способствовать, разделяя и провоцируя, стараясь перессорить оппозицию в том числе.

- Кстати, о деликатных моментах. У Свободы ведь очень хорошая социология. Почему самостоятельно не пойти на выборы, выставить на каждый округ своего кандидата, без каких-то компромиссов?

- Шансы у нас сегодня абсолютно реальные. Нас не очень испугал барьер 5%, хотя не буду утверждать, что нам не хотелось бы, чтобы осталось 3%. Но судя по последним местным выборам, даже с учетом того, что треть голосов власть у нас украла, суммарный результат Свободы на выборах в облсоветы был 5,9%. Причем, это результат без Киева и Тернопольской области, где выборы в 2010 году не проводились. А так бы было больше. То есть еще в 2010-м Свобода выходила на 7-8%.

Мы очень долго дебатировали в партии о целесообразности координации действий с коллегами по оппозиции. Было заседание политсовета с одним - именно этим - вопросом повестки дня. Выслушали всех руководителей региональных организаций, какие у них на местах отношения с возможными союзниками. И все-таки приняли решение о том, что работать можно.

Любые договоренности с Партией регионов завершаются плачевно 

"Нынешняя власть - кучка варваров"

- Как вам новые избирательные правила с проходным барьером в 5%?

- Мы жестко отреагировали на принятие закона. Надеемся, что наши сегодняшние союзники, голосовавшие в Раде "за", сделают выводы. Нам будет тяжело дальше работать, если мы увидим, что постулат жесткого отказа от сотрудничества с властью не воспринимается партнерами. Нам не надо, чтоб они публично признались в том, что были неправы. Пусть просто сами для себя поймут, что на компромиссы с властью идти нельзя.

- Оппозиция не смеет сотрудничать с властью вообще?

- Понимаете, в идеале оппозиция должна идти на компромисс по некоторым вопросам. Но только в том случае, когда в государстве существует национальная власть и национальная оппозиция. В нашем же случае власть досталась не национальной политической силе. Это кучка варваров, которые захватили крепость, и теперь имеют время на ее разграбление. Они понимают, что скоро их выгонят, поэтому быстро грабят, насилуют, жгут. И потом, о чем с ними можно договариваться, если за время своего пребывания в политике эта команда доказала, что всех "кидает". Они - кидалы. Любые договоренности завершаются плачевно для тех, кто договаривается с Партией регионов.

- Регионал Чечетов заявил, что даже Тягнибок и Турчинов признали лидерство Яценюка в объединении оппозиции. Это он о чем?

- Ну, я когда в лифте Чечетова увижу (мы в одном доме живем), обязательно его об этом спрошу. Конечно, это провокация. Никто не соревнуется сейчас в комитете за лидерство, уверяю вас. Это никого не интересует по одной причине - лидера оппозиции не назначают. Его должны признать в народе. Народ сам его выберет.

- А кто председательствует на заседаниях?

- Нет такого. Есть модераторы. На комитете модерирует дискуссию Соболев, например, но это формально. Это просто организационный момент - чтобы все одновременно не говорили. Вообще тема лидерства тоже может быть использована властью для провокаций против нас. Мол, Тягнибок прочитает слова Чечетова и подумает что-то плохое про Яценюка. Но на меня это не действует.

- Тем не менее, Свободу то и дело обвиняют в сотрудничестве с ПР. Например, Александра Кужель заявила, что регионалам стоит попросить Тягнибока провести несколько маршей в восточной Украине, и там сразу проголосуют за Партию регионов.

- Может, если бы это сказал кто-то другой, а не госпожа Кужель… Я не помню власти, с которой бы она тесно не сотрудничала. Имеет ли моральное право комсомольский вожак Кужель, которая за все время независимости, какая бы власть ни была, занимала высокие должности, обвинять в чем-то политическую силу, которой 20 лет и которая ни разу не была при власти? Мы 20 лет мы проводим марши, и будем еще 20 лет проводить. Потому что это выражение наших идей и взглядов. И простите, нам наплевать, что говорит Кужель в своих заказных интервью, которые рассчитаны, скорее всего, на то, чтобы из нее сделать какого-то нового лидера улицы.

А что касается восточной Украины… Сегодня в Донецке и Луганске наши активисты за час раздают по 4000 экземпляров наших газет, и в их адрес никто не сказал кривого слова. Если раньше могли обзывать фашистами, то теперь такого вообще нет. Власть и отдельные политиканы не понимают, как все изменилось, и продолжают использовать относительно Свободы устаревшие мифы.

"Нас финансирует и канадская разведка, и ФСБ, и Ватикан"

- Вы считаете, что народ поддержит вас и на востоке, а есть ли там кадры, которые достойно представят партию на мажоритарных округах?

- Конечно, во всех областях по-разному. Но в целом кадровый резерв у нас есть на каждом округе.

- А как с ресурсом финансовым? Вы позиционируетесь как партия без олигархов. Парламентские выборы - удовольствие дорогое.

- Да, это недешево. Будем мобилизоваться так, как и всегда. Мы же как-то раньше выкручивались. Нас часто обвиняют в каком-то непрозрачном финансировании, потому что других аргументов у противников нет. Но, простите, где это финансирование? Покажите.

- Поговаривают, Свободу финансирует Борис Колесников при некотором участии Игоря Коломойского

- Это не потому ли депутаты от Свободы 29 ноября выследили Колесникова, который приехал во Львов, и устроили скандал по поводу того, что он, используя свое служебное положение, заехал на автомобиле вместе с мэром города ко входу в горсовет, несмотря на то, что въезд туда запрещен?

Кстати, насчет Колесникова, Коломойского и так далее. Это не новый слух. Интересных версий становиться все больше. Есть абсолютно серьезные люди, которые говорят, что нас финансирует и канадская разведка, и ФСБ, и Ватикан. Что касается олигархов, то практически всем им приписывали какие-то связи со Свободой.

А если говорить о финансировании Свободы серьезно, то у нас есть экономический совет партии. В него входят наши партийцы-предприниматели, которые и поддерживают нашу жизнедеятельность. Если можно, обойдемся без фамилий - не хочется, чтобы на следующий день после публикации интервью у наших сторонников в гостях одновременно оказалась налоговая, пожарная и другие инспекции.

- Пользуются ли члены вашего экономического совета какими-то привилегиями? При формировании избирательных списков, например…

- Хотите - верьте, хотите - нет, но преференций нет. Любой партиец должен доказывать свою состоятельность еще и в работе местных ячеек. Наши предприниматели - не исключение. Банально купить место в списке у нас невозможно.

Гарантирую: по мажоритарке кандидаты от бренда "Батькивщина, Фронт змін и Свобода" победят 

"Националисты могли поддержать Тимошенко в 2010-м"

- Сегодня оппозиция пытается объединиться. А не жалеете, что на президентских выборах не выдвинули единого кандидата? Тогда шли Тягнибок, Тимошенко, Яценюк, Ющенко, а победил Янукович.

- Свобода тогда приняла верное решение относительно выдвижения своего кандидата. И я заранее говорю, что Свобода всегда будет выдвигать своего кандидата, потому что мы - идеологическая партия.

И мы также заняли правильную позицию между первым и вторым турами в 2010-м. Когда наш кандидат не прошел во второй тур, мы обратились к Юлии Тимошенко, и дали понять, что, во-первых, наш избиратель никогда не проголосует за Януковича, но, если она хочет, чтобы за нее проголосовал националистический избиратель, она должна пойти навстречу. Тягнибок не может сказать "Избиратель Свободы, пойди и проголосуй так-то", если это противоречит нашим принципам. Меня просто не послушают. Я не монополист, не вождь, я первый среди равных.

Мы дали понять тогда Тимошенко, что если она хочет голосов от националистов, то за две недели между турами она должна: а) обнародовать тайные договора, которые она подписывала с Путиным (для нашего избирателя непонятно, что можно было подписывать целую ночь, не говоря уже о том, как она хихикала с ним в Ялте); б) наказать своих депутатов, которые публично говорили о том, что Лозинскому нужно присвоить звание Героя Украины, а также тех, кто голосовал за празднование годовщины комсомола в Украине. И, наконец, она должна была сформулировать свою позицию по Бандере и Шухевичу, высказаться насчет УПА. Хватит этой темы избегать. Иначе как можно надеяться на голоса националистического электората? Я уверен, что если бы Тимошенко хотя бы в одном из этих пунктов пошла навстречу, ее бы поддержали.

- А как вы тогда собираетесь уговаривать ваш принципиальный электорат голосовать, скажем, за кандидата-либерала, которого вместе с коллегами по комитету обяжетесь совместно поддержать в мажоритарном округе на следующих выборах?

- Это вопрос. Я все-таки надеюсь, что в отдельных случаях у нас, вообще у любого участника комитета, будет право вето на любого кандидата, и ветировать мы будем тех, кто нам покажется потенциальной "тушкой". Этот вопрос мы обсуждали у себя на политсовете, и он действительно стоит остро. Пока рано говорить, как мы будем в подобных случаях убеждать своего избирателя. Но я могу гарантировать, что со своим избирателем мы будем абсолютно честными. Кстати, именно потому мы всегда были категорично против формирования единого оппозиционного списка на пропорциональной основе.

- Как пойдете на выборы - по списку или округу?

- При любых обстоятельствах - во главе списка, если к тому времени, конечно, буду главой партии. Даже если бы барьер был 30%, даже если бы у нас не было шансов. Глава партии не может не идти во главе списка.

- Кто займет первые номера в списке, кроме вас?

- Свобода в этом плане партия прогнозированная. Какого-то случайного человека вы у нас не увидите. Можно будет сверить наш новый список со списком на предыдущих выборах. Это будут практически те же люди: Тягнибок, Фарион, Бенюк, три председателя облсоветов - Сыч, Кайда, Панькевич. А есть еще Витив, Мохнык, Игорь Мирошниченко.

- А почему вы категорически против единого списка всей оппозиции?

- Вот смотрите: есть Свобода, Фронт Змін, Батькивщина. Их избиратели железно проголосуют "за". Но если избирателю Батькивщины сказать "проголосуйте за блок Батькивщина-Свобода", он согласится? Не уверен. Свободовец проголосует за объединенный список с Фронтом? Тоже вопрос. Поэтому мы считаем, что суммарно, наступая тремя параллельными колоннами, мы наберем больше, чем общим списком.

А по поводу мажоритарки я вам гарантирую: кандидат, который будет идти от бренда "Батькивщина, Фронт змін и Свобода", победит. Мы возьмем 100% округов в западной Украине - можете не сомневаться. 85% округов будут нашими в центральной Украине, и 50% - в восточной, это реальная победа. Даже, если власть пойдет на фальсификации. Если люди будут знать, что это кандидат от трех оппозиционных партий, - все, победа.

Роман ЧЕРНЫШЕВ