Виктор Балога: Неугодных депутатов утилизирует лично Янукович
"Facebook дает мне возможность обходиться без пресс-секретаря. В Верховной Раде ко мне подходят девочки, говорят: "Хотим быть вашим пресс-секретарем". Я отвечаю: "Вы все равно за мной не успеете", - похвалил современные технологии Виктор Балога, встречая корреспондентов ЛІГАБізнесІнформ в офисе своей партии Единый центр в Киеве.
В интервью депутат и брат депутата, лишенного судом полномочий, дал оценку действиям Банковой, назвал режим президента Януковича авторитарным, главу МВД Захарченко - хорошим для президента и плохим для Украины, а посадку экс-премьера Тимошенко в тюрьму - большой ошибкой власти.
- Что скажете о практике лишения депутатских мандатов через суд, коснувшуюся и вашего брата - Павла Балогу?
- Партия регионов сама себя загнала в угол, когда дала безграничные полномочия президенту, вернув Конституцию 1996 года. Там не подумали, что пострадают от этого и свои.
Конечно, никакой самостоятельности в решении судов ни по одному депутату и близко нет. Все это разрабатывается в Администрации президента и курируется лично Виктором Януковичем, давайте будем говорить прямо. Это он дергает за нитки и утилизирует всех неугодных. Обвинять Партию регионов и ее депутатов не буду. Но они сами виноваты в плачевном положении, в котором оказались. Они сегодня ничего не стоят.
- Брата лишили полномочий из-за вас?
- Да, стреляли в меня - это понятно. В конце прошлого года мне настойчиво рекомендовали остаться в правительстве (Балога был главой МЧС, - ред.), но я же не игрушка и не мебель, которую можно взять и переставить в любой угол, и я с этим смирюсь. Пока чувствовал свою значимость в правительстве, работал. Как только увидел, что меня используют - ушел сразу же.
У меня был разговор с президентом по этому поводу, он прекрасно знает, почему я ушел в отставку. Когда диктуют, что делать, кем быть и как себя вести, лишают маневра - это уже не о Балоге. Министры в Украине сегодня просто выполняют инструкции, они полностью лишены инициатив.
- Задумывались о последствиях, когда отказали президенту? В наших условиях это может быть воспринято как оскорбление, последствия которого трудно предугадать.
- Простите, но мы же не в Камбодже 70-х.
- Но и не в демократической Европе.
- Даже при авторитарном режиме, который имеет место при президенте Януковиче, я не считаю целесообразным чего-то бояться. К жизни надо относиться по-философски, и тогда будет успех.
- Само собой, президент лично не общается с Кармазиным, кто будет с таким болотом и коллаборационистом общаться? Его курируют советники среднего пошиба с Банковой и из СНБО, которые и выполняют решения президента о лишении полномочий того или иного депутата.
- Ваш брат лишен мандата, но вы-то депутат. Говорят, что курируете группу мажоритарщиков в парламенте как неформальный лидер.
- Ничего такого и близко нет. Да, я даже читал где-то, что якобы собираюсь создавать какую-то группу, после изменения регламента Верховной Рады. Это неправда. Я спокойно наблюдаю за этим бедламом, который сейчас реализовывает власть по отношению к парламентаризму.
- А зачем вам тогда вообще нужен статус народного депутата, если вы просто наблюдаете за разрушением парламентаризма?
- Всегда есть вещи, которые ты можешь выполнять для своих избирателей. Я мажоритарщик и делаю, что могу для тех, кто доверился мне на выборах - осуществляю юридическую помощь, доношу правду до тех или иных структур власти.
- Кстати об электорате. Вы считаете это честным по отношению к людям, когда до выборов политики настраивают людей против своих оппонентов, а после выборов спокойно сотрудничают? Например, Наша Украина, политсовет которой вы когда-то возглавляли, называла Партию регионов бандитами и врагами, а через пару лет вы уже министр в Кабмине Азарова.
- Политическая борьба - это нормально. Но врагами никто никого не называл - это вы преувеличиваете. Все мое пребывания в политике мы нормально общались с Януковичем, мы общаемся еще со времен губернаторства - моего в Закарпатье и его в Донецкой области. И даже когда я работал на Банковой с Ющенко, а Янукович возглавлял Кабмин.
Более того, когда в 2010 году Янукович шел на выборы президента, мы не были врагами. Единый центр поддержал кандидата Януковича, потому что надеялись, что он будет прогрессировать. У него были и сегодня есть для этого все шансы, несмотря на ошибки и перегибы.
- Вы хорошо знаете обстановку в Закарпатье. Видите вероятность потери Украиной этой территории? Приграничные с Венгрией населенные пункты трудно назвать украинскими. Там живут венгры с украинскими паспортами, их дети учатся в Будапеште, а Киев для них - заграница.
- Такой угрозы нет, уверяю вас. Да, регион специфический, но это Украина, и не нужно ничего выдумывать. Все слухи о сепаратистских настроениях в Закарпатье, или, например, в Крыму, распространяются с помощью наших российских "друзей". Кроме того, если бы Венгрия имела территориальные притязания на наши земли, ее не приняли бы в Евросоюз. Украине не нужно искать черную кошку в темной комнате, нужно делать все для того, чтобы мы оказались там, в объединенной Европе вместе с Венгрией.
- То есть вы критикуете власть за то, что она в лице президента делает с парламентаризмом, но готовы похвалить за форсирование евроинтеграционного курса?
- Да, я поддерживаю то, что делает президент во внешней политике сегодня, если он конечно искренен в этом. Я больше скажу: если Янукович не только подпишет соглашение об ассоциации, но и после 28 ноября будет осознанно осуществлять реформы, направленные на сближение с Западом, я скажу: "Это мужик. Все правильно делает". И тогда у него будут шансы в 2015 году.
- Давайте все-таки определимся, вы - оппозиционер или сторонник власти?
- Я государственник. И как государственник я не имею права занимать однозначную позицию - или только хвалить, или только критиковать власть. Привык оценивать каждый политический шаг по достоинству и стараюсь быть объективным. Я же не "говорящая голова", как некоторые, которые пришли в политику только затем, чтобы выступать по телевидению.
Если посмотреть статистику моих голосований в Раде, то вопрос о самостоятельности Балоги отпадет сам собой. Если Партия регионов предлагает адекватные законы - я всегда проголосую. И наоборот - за глупости от Партии регионов, которые подаются под соусом становления экономики, фактически лоббистские законопроекты, никто меня голосовать не заставит.
- Мы смотрели статистику - из 50 электронных регистраций в Раде нынешнего созыва. Вы пропустили 16 - почти треть.
- Если в повестке дня нет важных вопросов, то я лучше займусь другой работой. Но по всем принципиальным вопросам я всегда голосую.
- Мы и сейчас с вами общаемся во время пленарного заседания…
- С утра я был в парламенте. А общение с журналистами - это часть работы народного депутата.
- У меня давно нет автомобиля, в том смысле, что я не вижу необходимости регистрировать на себя. Мне проще регистрировать автомобиль на предприятие жены и экономить на НДС (в течении 30 секунд Балога расписал карандашом на листе бумаги простую схему, позволяющую сэкономить около 12 тысяч евро на покупке автомобиля стоимостью 50 тысяч евро, - ред.). Так делают все, у кого есть нормальный бизнес с серьезными оборотами.
Вообще, к автомобилям я привязываюсь и не люблю часто менять. Например, в 2006 году, когда я работал в Администрации президента, купил два автомобиля Audi A8, на них и езжу.
- Самая большая цифра, указанная в вашей декларации за 2012 год, это 7 млн. 813 тыс. 869 грн. вкладов в уставные фонды предприятий. Можете назвать эти предприятия?
- Это предприятия моей семьи, моей жены. Все находятся в Закарпатье. В частности, Старовинний замок, торгово-развлекательный комплекс Щодня, МІМ - Мукачевский институт мебели. По меркам Украины это не такие уж большие проекты, это так… чтоб нормально себя чувствовать. Из серьезных предприятий могу назвать кирпичный завод под Мукачево, потому что он самый современный в Украине.
- В каких отношениях вы сейчас с Виктором Ющенко?
- В нормальных. Иногда созваниваемся, иногда встречаемся. Среди политиков высшей украинской лиги вообще нет людей, с которыми бы я не общался. И с Кучмой общаюсь, и с Кравчуком.
- Не секрет, что вы были недругом Юлии Тимошенко. Ваша цитата об участившихся просьбах освободить ее из тюрьмы: "По плану с Банковой, из каждой области должны пойти аналогичные обращения от трудовых коллективов, профсоюзов, школ, детских садов, дельфинариев, после чего Янукович должен расстроиться и принять правильное решение". Вы не хотите, чтобы Тимошенко освободили?
- Цитата моя, но я не говорю о том, что не хочу ее освобождения. То, что у нас с Юлией Владимировной были разные точки зрения на принятие государственных решений, не значит, что я бы хотел видеть ее за решеткой. Вопрос в том, что "ходатайства общественности" к президенту об освобождении Тимошенко - это явная технология, причем технология устаревшая и смешная.
Подчеркну, чтобы снять все вопросы: арест Тимошенко - это большая глупость и ошибка власти, которую не стоило бы допускать. То, что она подписала губительный для Украины газовый договор - это понятно. То, что страна теперь от этого страдает - тоже понятно. Но была масса политических возможностей устранения ее из политики.
- Их столько уже пинали, и всех вместе и каждого по отдельности, с вазелином и без, что я сейчас их добивать не буду. Объективно же говорить о них что-то хорошее пока преждевременно. Но надеяться на то, что они станут настоящими лидерами, можно и нужно. Показательным будет старт президентской кампании. Надеюсь, им хватит мудрости объединиться перед первым туром.
- В бытность министром МЧС вы продвигали идею объединения с МВД. МЧС сегодня уже нет, есть профильная госслужба, но реформа не завершена. Чего ждать от министра внутренних дел Захарченко?
- Захарченко хороший министр для президента, но плохой министр для Украины. Но тут есть специфический момент - раз народ выбрал Януковича президентом, то у людей нет другого выхода, кроме как принять тех министров, которых выбрал себе в помощники глава государства.
А что касается объединения МЧС и МВД, то я до сих пор считаю, что это единственно верный путь.
Досье на Виктора Балогу