Выдрин: Путин выиграл битву не политиков, а поэтов
Президентские выборы в России завершились вполне предсказуемо: следующие шесть лет руководить страной будет старый-новый президент Владимир Путин, за которого, по последним данным Центризбиркома, отдали голоса 63,69% избирателей. Ближайший конкурент Путина коммунист Геннадий Зюганов отстал от победителя на 46,5%. Оппозиция взяла только третье место: миллиардер Михаил Прохоров по итогам голосования получил 7,88% голосов.
Таким образом, за последние полгода Путин официально вернул в свои руки всю власть в государстве: минувшей осенью под его партию Единая Россия "прогнулась" Госдума, а теперь под ним самим оказался Кремль.
О том, как Путин выиграл выборы президента, какими будут отношениями Украины и России и какой урок из всего этого должны вынести украинские политики, в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал украинский политолог, публицист, внештатный советник президента Виктора Януковича Дмитрий Выдрин.
- Центризбирком России уже почти обработал бюллетени на выборах и объявил, что следующим президентом будет Путин. Для вас этот результат был предсказуемым?
- Я в прошлом социолог, поэтому верю качественной социологии. А качественная социология есть и в Украине, и в России. Я следил за информацией Левада-Центра - это очень сильный социологический центр. Он давал Путину более 60% голосов. Единственное, в чем я не верил социологии - это не в отношении лидеров, а в отношении аутсайдеров. Поэтому для меня лично не было интриги предсказать Путину первое место. Для меня было интригой предсказать Прохорову третье место, хотя социология стабильно показывала ему четвертое-пятое. Я интуитивно чувствовал, что Путин будет подчиняться социологии, а Прохоров - нет. И я правильно чувствовал, что Прохоров обязательно обойдет Жириновского, хотя со мной практически никто из социологов не соглашался.
- Мне кажется, что выборы президента в России были не битвой политиков, а битвой поэтов. Современный мир стремительно поэтизируется, пусть на простеньком, но на политическом уровне. Каждый человек сегодня - некий информационный наркоман. У него все поры, все жилы, вся кровеносная система забита шлаковой информацией. Чтобы найти свежую жилу, нужно использовать новый шприц. Таким шприцем стала метафора. Не случайно политики сегодня обращаются не к политологам, а к режиссерам, художникам и поэтам.
Путин обратился к одним режиссерам: главой штаба у него была знаменитая личность в творческом мире Станислав Говорухин, возле него я видел того же Никиту Михалкова. Рядом с оппозицией стояли другие режиссеры и писатели: там был Акунин, там была писательница Ксения Собчак - она сама себя так номинирует, и так далее. Путин угадал не с политической стратегией, он угадал с поэтом. Оппозиция делала ставки на поэтов со сложной политической судьбой, таких как Бродский, Мандельштам, а Путин - на поэтов народной закваски, таких как Лермонтов или Есенин. Оказалось, российскому народу ближе простые перепевы, которые вошли в народные частушки, скабрезные речевки, а не сложные и заумные поэзии. Этой метафорической составляющей Путин просто уложил на лопатки своих оппонентов. Кстати, это урок для украинских политиков.
- И в чем урок?
- До сих пор украинские политики думают, что победит тот, у кого сильнее административный, медийный или политологический ресурс. На самом деле победит тот, у кого будет сильнее метафорический ресурс. Политик, который, грубо говоря, подгребет под себя большее количество художественных, творческих интеллектуалов, выиграет.
Кстати говоря, Тимошенко - человек необычайно развитой лимитной интуиции. Все девушки лимитной закваски, которые выросли в сложных криминальных предместьях и районах, интуитивно чувствуют очень многое, потому что для них интуиция была способом выживания. И Тимошенко первой почувствовала, что какой-нибудь сильный поэт, - например, Лина Костенко, - может оказаться на выборах более результативным ресурсом, чем трубный король или металлургический магнат. Поэтому политикам сейчас стоит заигрывать не с магнатами в сфере ферросплавных производств, а с инженерами человеческих душ, с поэтами. Кто из них поймет это раньше, тот и выиграет.
- Лина Костенко денег на выборы не даст, а Фирташ - даст.
- Я повторюсь, не деньги сегодня являются ресурсом политики, а метафоры. Одна маленькая метафора сильнее в политике, чем большие и даже очень большие капиталы.
- Еще не были.
- А следующие будут? Российская тенденция придет в Украину?
- Да, и не только российская. То же самое происходит во Франции, в Германии, в Штатах. Только во Франции она пришла через высокую моду - для Саркози билетом в элиту была жена-модель, которая считается самой стильной женщиной в Европе. Обаме такой билет дали люди, которые являются самыми модными в сетевом смысле, поэтому он чуть ли не с политического детства дружил с фейсбуковскими сетевиками… Сегодня голосуют не просто за красивых или богатых, сегодня голосуют за модных людей. Модных - в интеллектуальном смысле.
- И что может предложить, например, Янукович?
- Ну, ему нужно создавать свой, условно говоря, президентский "союз писателей". Группу людей, которые смогут внести в кампанию не деньги, а красивый образ Украины.
- Пока у Януковича в этом плане огромная брешь - люди больше интересуются поэтическими образами Винничука (автор скандального стихотворения "Убий п…са", - ред.)…
- Брешь существует. Может, кто-то ляжет в эту брешь, как Александр Матросов.
- Назначение Дмитрия Стуса главой Музея имени Шевченко может быть шагом к этому?
- Я не знаю его лично, но в мире эта фамилия - бренд. Наши политики пока больше доверяют брендам, даже в поэзии, чем реальным людям. Хотя иногда бренд и реальный человек совпадают.
- Возвращаясь к выборам в России. Насколько Путин для Януковича неудобный вариант?
- Сильные люди в тактическом плане друг другу всегда очень неудобны, а в стратегическом - очень удобны. В тактическом плане неудобны, потому что с ними сложно договориться. А в стратегическом удобны, потому что, если они все же договорятся, то, как правило, держат слово. Поэтому надо будет украинским политикам и российским думать, что важнее - тактика или стратегия.
- Что изменится в отношениях между Украиной и Россией после выборов 4 марта? Какими могут быть первые решения президента Путина?
- В принципе, Путин и так почти всем руководил. Но что-то все равно поменяется. Мне очень понравилась фраза: когда на велосипеде сзади сидит Путин, а впереди Медведев, это называется тандемом, а если они поменяются местами, то тандема уже не будет. Поэтому политическая конфигурация будет другой, а с другой конфигурацией, безусловно, надо строить другие отношения.