Якименко: Янукович не решится на полный разрыв с Партией регионов
Местные выборы, которые состоятся в ближайшее воскресенье, подведут своеобразную черту еще под одним политическим периодом в Украине. Их результатом, вероятнее всего, станет усиление партии власти на местах. Вместе с тем, эти выборы могут дать импульс развитию оппозиции, все еще ослабленной поражением в президентской гонке и внутренними противоречиями.
О том, кто может претендовать на "титул" лидера оппозиции, почему Янукович не пойдет на критическое увеличение дистанции с Партией регионов и чем вызвано усиление его Администрации, в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко.
- Юрий Виленович, на Ваш взгляд, что происходит в стране? Какой сценарий реализует власть? Что мы получим в результате - демократию, как говорит команда Януковича-Азарова, или все-таки авторитаризм, как утверждает оппозиция?
- Вопрос - в конечной цели, а она пока не вполне понятна. Но сам процесс говорит о том, что мы движемся в сторону специфической демократии, сравнимой с российской моделью управляемой демократии.
Достаточно вспомнить, к чему с самого начала стремилась Партия регионов - к полному контролю над системой власти, к установлению централизованного управления на общенациональном уровне. Было заявлено, что это необходимо для проведения реформ.
Если партия власти действительно преследует такую цель, то это можно расценивать как позитивный шаг. Это то, что мы называем политической стабилизацией. Однако есть еще вопрос средств достижения цели. Когда власти начинают мешать демократические нормы и процедуры, это сигнализирует об опасности того, что цель будет достигнута в ущерб демократии, которая представляет самостоятельную ценность.
А те процессы, которые наблюдаются в последнее время в самых очевидных сферах - свободы слова, свободы собраний, свободы оппозиционной деятельности - свидетельствуют о негативной тенденции. Подобные процессы происходили в 2002-2003 годах.
- Хотите сказать, что Украина возвращается назад, в эпоху Кучмы?
- Многое мне напоминает именно этот период.
- Может, возвращение прежней системы времен Кучмы в некоторой степени и является целью новой власти? Это ведь достаточно комфортный, управляемый стиль руководства государством, когда все рычаги влияния под рукой...
- Да, технологический и прагматический подход к управлению, минимизация всевозможных процедур - политических согласований, переговоров, учета мнений оппонентов, - упрощает решение задач. Но есть и побочные эффекты, которые мы сейчас видим.
- Президентству Януковича нет и года, а его окружение уже пророчит ему второй срок. У него есть основания на это рассчитывать?
- Пока очевидных оснований нет. Я бы оценивал этот вариант как 50 на 50. С одной стороны, у власти есть большие заявки на оздоровление экономики, на административные реформы, на антикоррупционную политику - на все то, что объективно давно пора делать. Но есть и обратная сторона: недовольство людей новой властью растет, иллюзии проходят. А когда власть не может заручиться публичной поддержкой легитимными способами, то начинает прибегать к методам ее искусственной мобилизации, - использованию админресурса, блокированию оппозиции. Если она при этом не добьется ощутимых для большинства граждан экономических результатов, тогда можно будет говорить уже о других сценариях будущих президентских выборов.
- О каких сценариях?
- Оппозиция станет не очень комфортной для Януковича, и ее начнет поддерживать относительное большинство людей. Более популярными станут оппозиционные лидеры. То есть, опять же, мы возвратимся к ситуации 2002-2003 года
- Вы имеете в виду оппозиционных лидеров из ныне действующих или придут новые?
- Для того чтобы на тот момент оппозиционеры могли стать национальными лидерами, они сейчас уже должны быть заявлены.
- Такие есть? Вы можете их назвать?
- Мы можем говорить обо всех политиках, которые сейчас возглавляют наиболее рейтинговые политические силы. Это Тимошенко, Тигипко, Яценюк. Кто еще из конкурентов власти появится в будущем? На этот вопрос ответить сложно, но пока людей, кроме названных, я не вижу.
- Из тех политиков, которых Вы назвали... Есть мнение, что Тимошенко уже не восстановит свой оппозиционный потенциал, что "момент славы" Тигипко прошел на президентских выборах, а дальше его политические возможности пойдут на спад. Что касается Яценюка, то его недавно причислили к "карманной оппозиции" команды Януковича. Вы действительно думаете, что они способны стать лидерами?
- Это то, что мы имеем по состоянию на данный момент. Но вспомните, кто в свое время стал реальной альтернативой Кучме? Правильно, Ющенко, который до парламентских выборов 2002 года долго не мог решиться на то, чтобы сказать, что он оппозиционер.
То есть любого из политиков, которые пока достаточно лояльны к власти, можно довести до того состояния, когда он начнет серьезно с ней бороться. Так что я не сбрасываю со счетов никого из названных политиков. До выборов еще очень большая дистанция.
- А чего, на Ваш взгляд, не хватает нынешней оппозиции? Денег, кадров? Стратегии развития оппозиционного движения?
- Есть несколько аспектов. Первый, действительно, заключается в отсутствии конкретной программной альтернативы. Непонятно, чем именно будет отличаться проект Украины Януковича от проектов Тимошенко, Яценюка, Тигипко... Ведь "повестка дня" для страны во многом общая. Это глобальное измерение.
Второй аспект - проблема проигранных президентских выборов плюс тяжелый "багаж" предыдущих пяти лет, кризис доверия. Несмотря на то, что оппозиционные партии являются "проходными", имеют поддержку в пределах 5-15%, над ними все еще довлеет фактор разочарования граждан. Должен пройти процесс восстановления доверия. Достичь этого можно, лишь реагируя на реальные потребности и проблемы людей.
- Когда этот процесс начнется?
- Он уже начинается. К этому подтолкнули местные выборы и некоторые действия власти. Причины для недовольства есть: возмущение малого и среднего бизнеса по поводу Налогового кодекса, повышение пенсионного возраста, ухудшение социально-экономической ситуации, рост цен. Теперь оппозиции следует перестать эксплуатировать поверхностные, "хватательные" лозунги на тему русский или украинский язык, Россия или Запад, и переориентироваться на реальные интересы граждан. Это может привести к успеху.
- Может, оппозиции надо "упасть на дно", чтобы начать движение? Могут ли таким "дном" стать выборы? Согласно последним исследованиям, Партия регионов на местных выборах обходит "Батькивщину" более чем в три раза...
- И да, и нет. Потому что по парламентскому рейтингу у Партии регионов, - об этом говорят последние данные Центра Разумкова, - поддержка составляет 28%. Соизмеримые проценты и у оппозиционеров: у Тимошенко - до 14%, у Тигипко - порядка 12%, у Яценюка - более 5%.
Но, конечно, нельзя сравнивать матрицы национальных и местных выборов. Мы же видим, что Партия регионов как политическая сила, конкурирующая с другими, существовала только до президентских выборов. Сейчас это партия власти. А многие местные руководители, депутаты органов местного самоуправления, мэры всегда стремятся под крышу власти. Вчерашние нашеукраинцы и бютовцы становятся регионалами. Да и люди свои надежды возлагают, прежде всего, на власть. Так что на местах чиновники сейчас подтягиваются под партию власти. Отсюда такие разрывы в рейтингах. Как говорится, еще не вечер, поживем-увидим.
Оппозиция все равно будет представлена в регионах на уровне оппозиционных фракций местных советов. А где-то, возможно, даже окажется в большинстве. То есть она никуда не денется. Потому что база для уровня ее поддержки не падает ниже 10%. Однако сама по себе переструктуризация на местах, переориентация местного самоуправления под партию власти, наверное, все-таки даст определенный толчок для движения оппозиции.
- Оппозиция на центральном уровне после президентских выборах работает на конкуренцию, ее лидеры часто обмениваются колкостями, публично выясняют "градус оппозиционности". Реально ли, что на местах она начнет процесс объединения?
- Это еще одна из составляющих большой проблемы оппозиции. Мне кажется, сейчас, когда речь идет о необходимости на местах хоть каким-то образом влиять на власть - а поодиночке это сделать труднее, чем вместе - это объективно подтолкнет к объединению. Но и власть не будет спокойно наблюдать за этим процессом, - попробует какую-то из оппозиционных партий выделить, сделать более удобной для себя, сотрудничать с ней...
- Значит, Тимошенко была права, когда заявила, что власть - а если точнее, то лично глава Администрации Президента Сергей Левочкин - занимается созданием так называемой "карманной оппозиции", удобной для себя?
- Администрация как орган при Президенте, который в наших условиях занимается не только стратегиями проведения реформ, но и выработкой конкретной политики, должна определять, анализировать и создавать Президенту благоприятные политические условия для его деятельности. Могу сказать по своему опыту: в свое время, когда я работал в Администрации Президента (в 1995-2002 гг. Ю.Якименко делал карьеру в Администрации Президента - старший, главный консультант, заведующий отделом, заместитель руководителя главного управления по вопросам внутренней политики АП и т.д., - ред.), политический анализ, работа с партиями были одной из важных составляющей ее деятельности. Это нормально. К тому же, формирование "карманной оппозиции" - процесс двусторонний. С одной стороны, допустим, есть Администрация Президента, а с другой - партия, которая так или иначе идет на контакт с властью. И если она проявляет желание вступать в переговоры и встраиваться в эту общую систему, то это уже вопрос скорее к самой партии, а не к Администрации Президента.
- Но в принципе процесс создания "карманной оппозиции" имеет место?
- Я думаю, это возможный процесс, особенно учитывая возвращение к Конституции 1996 года и усиление политической роли Президента. Ведь Администрация, которая обеспечивает реализацию полномочий Президента, тоже объективно усиливается.
- Вы несколько раз назвали ПР партией власти. А нардеп Тарас Чорновил недавно высказал мнение, что сейчас происходит процесс отделения Януковича от Партии регионов и создания образа, аналогичного Кучме, который напрямую ни с одной партией себя не связывал. Как говорится, мухи отдельно - котлеты отдельно...
- Отчасти, так и есть. Президент избирается общенационально, а теперь, по сути, отвечает еще и за деятельность исполнительной власти, а только не партии, фракции или коалиции. Он несет персональную ответственность, которая в некоторой мере и предполагает, что Президент находится над партиями. Такова особенность президентской модели.
Однако полного размежевания все-таки не произойдет. Потому что Президент все равно должен опираться на политическую силу, представленную в парламенте. Ему нужно парламентское большинство, а также большинство в максимальном количестве органов местного самоуправления. Все это элементы реализации его политики. Как он может отказаться от этого инструмента или хотеть его ослабления? В свое время и под Кучму пытались создать партию власти, ту же НДП и другие партийные проекты, они даже конкурировали за то, чтобы быть той самой партией власти, которая поддержит Президента. Кроме того, в отличие от Кучмы, Янукович долгое время был лидером Партии регионов, и полного разрыва с партией его сторонники просто не поймут.
- Как на Партию регионов может повлиять дистанциирование от нее Президента?
- Если мы предположим, что такая тенденция есть, то фракции Партии регионов достаточно дважды не проголосовать в парламенте за какие-нибудь президентские законопроекты. И все станет на свои места. Кто контролирует парламент - тот, по сути, и влияет реально на политику.
- Юрий Виленович, у нас с первого дня после назначения Кабмина Азарова прогнозируют его скорую отставку. Пока этого не произошло. Стоит ли ждать от Януковича таких резких решений после выборов, когда "держать лицо" уже не надо?
- Что-то резко менять был бы смысл, если бы местные выборы были провальными для Партии регионов. Поскольку пока все идет к тому, что выборы для регионалов такими не будут, я думаю, что не стоит ждать и тотальной отставки всего Кабмина.
Хотя могут быть ротации, внутриэлитные перестановки, перегруппировки.
- Не попытается ли Янукович очистить Кабмин от коалиционных министров, которых ему фактически навязали, и заменить "своими"?
- Это тоже пока достаточно рискованно - быстро от них отказаться и ничего не дать партиям большинства взамен. В этом направлении что-то может произойти только на условиях торгов. Пока у фракции Партии регионов нет собственного устойчивого большинства, голосов в 250-270, "играть" с партнерами по коалиции для Януковича - то же самое, что играть со своей фракцией. Большинство, пусть даже в нынешней форме, все равно необходимо.
- Как насчет Вице-премьера Тигипко?
- Его присутствие в правительстве, в принципе, удобно партии власти. Он вроде бы не из Партии регионов, и вызывает симпатии к Кабмину определенного количества людей, которые за Партию регионов не голосовали бы. Тигипко - приемлемая альтернатива для жителей из Восточной и Южной Украины. Поэтому и здесь ничего кардинального Янукович и Азаров предпринимать не будут. Да Тигипко и сам этого не хочет.
- Итак, Тигипко в правительстве "удобен". А есть однозначно "неудобные"?
- Все зависит от того, с какой точки зрения на это посмотреть. Если с точки зрения управляемости, влияния власти и правительства, то Кабмин работает нормально, без публичных демаршей. Но я не исключаю, что с точки зрения международного имиджа и общения Президента за рубежом, в Европе, в США, могут возникать вопросы по Службе безопасности и, естественно, по руководителю СБУ (Валерию Хорошковскому, - ред.). Эти вопросы уже обозначены: медиа, гражданское общество, демократия, конфликт интересов.
- То есть Хорошковским могут пожертвовать?
- Здесь, опять же, будет учитываться то, насколько эффективно, с точки зрения власти, работает служба под руководством Хорошковского.
- Когда, на Ваш взгляд, состоятся выборы в Верховную Раду?
- Мое мнение: скорее, в 2011 году. Это более юридически чистый вариант. Такая дата не требует внесения изменений в Конституцию, в отличие от даты 2012 или тем более 2015 года - не надо прилагать усилия к тому, чтобы мобилизовать триста голосов в парламенте, стимулировать депутатов к тому, чтобы набрать конституционное большинство. К тому же, никто опять не скажет, что это манипуляция или подтасовка.
- Ну, это Вы идеальный вариант расписываете... У нас же юридическая чистота не всегда на первом месте...
- Ко всему прочему, это может быть удобно партии власти. Если для нее местные выборы пройдут достаточно хорошо, то такая инерционная кампания может перейти и в парламентскую. Для этого ведь все готово: штабы работают, развернуты, избиратель мобилизован, кандидаты на мажоритарные округа сейчас проверяются, апробируются. Остается только изменить закон о выборах, - запретить участие блокам и половину депутатов избирать по мажоритарным округам. И Партия регионов может получить большинство в парламенте, не имея большинства по пропорциональной части. Тогда даже при 26-30% по пропорциональной части они будут реально контролировать парламент.
Юрий Якименко: биография и подборка новостей>>>
Валерия КОНДРАТОВА
Фото - Александр ПЕРЕВОЗНИК