Леонида Кучмы в Верховной Раде, член-корреспондент Академии правовых наук Украины Александр Задорожний рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ о крымском кризисе, переменах во власти и российском влиянии на Украину.

- Чем можно объяснить военную агрессию России, зачем это нужно Путину?

- Трудно объяснить с точки зрения логики решение президента России пойти на обострение конфликта. Ни с экономической, ни с политической, ни с геостратегической точки зрения военный конфликт России не сулит никаких выгод.

Есть мнение, что на Владимира Путина плохо влияют советники, но это смешно, так как тогда мы должны признать, что пропагандистские телепередачи Соловьева и Киселева на российском ТВ если на кого-то и повлияли, то, в первую очередь, на российского президента.

Выдвигаются даже версии относительно душевного здоровья российского лидера. Не хочу их комментировать, но адекватного объяснения агрессивной политике Путина действительно нет.

- Численность, подготовленность и оснащенность украинской армии значительно уступает вооруженным силам РФ. Ввиду опасности вторжения путинских войск звучат призывы как можно скорее возобновить процесс вступления Украины в НАТО. Вы поддерживаете такую точку зрения?

- Категорически нет. Несмотря на агрессию со стороны РФ, крымский конфликт - внутренняя украинская проблема, одной из сторон которой выступают граждане Украины, искренне желающие присоединения к России. Таких много. Можно говорить о том, что они обмануты, дезориентированы, о том, что люди ошибаются, но они граждане Украины, и с ними нужно находить консенсус.

Считаю опасными призывы немедленно начать процесс вступления Украины в НАТО, потому что если мы вспомним социологические данные, пусть даже и устаревшие, то процент категорических противников вступления в Североатлантический Альянс значителен. Поднимать вопрос НАТО сейчас - это значит усилить раскол общества.

Мне кажется, на данный момент достаточно безапелляционного заявления Совета безопасности ООН, в котором осуждаются действия России. Путин не может с ним не считаться, иначе это уже явная потеря реальности.

- Насколько адекватен ответ новой украинской власти внешним угрозам? Даже в Раде многие депутаты говорят о том, что все решения опаздывают как минимум на пару дней.

- Проще всего было бы сейчас их всех обругать. Но я считаю, что не стоит этого делать, так как новой команде после четырех лет правления одной клептократической семьи досталось тяжелое наследство. В том числе и тяжелое крымское наследство - за последние годы Крым превратился в один из наиболее сложных коррумпированных регионов с высоким уровнем преступности и низким уровнем жизни людей. Не удивительно, что местные жители не особо жалуют украинскую власть, после того, кому "на откуп" центральная власть отдавала полуостров. За неделю нельзя исправить ситуацию, трудно ее будет исправить и за год. Путин воспользовался слабостью переходного периода украинской власти.

Считаю опасными призывы немедленно начать процесс вступления Украины в НАТО... На данный момент достаточно безапелляционного заявления Совета безопасности ООН, в котором осуждаются действия России. Путин не может с ним не считаться, иначе это уже явная потеря реальности
- Кем вы воспринимаете Сергея Аксенова (самопровозглашенный премьер-министр АРК, - ред.)?

- А кто такой Аксенов? Насколько мне известно, он был избран депутатом Верховного Совета АРК. Только в таком качестве я его и готов воспринимать.

- А новую украинскую власть вы принимаете безусловно?

- Да, это законная власть, пришедшая в результате революции. Майдан я считаю революцией, так как его следствием стало неконституционное лишение полномочий предыдущего президента. И поделом, надо сказать. Тут я солидарен с подавляющим большинством цивилизованного международного сообщества - Турчинов, Яценюк и другие представляют сегодня легитимную власть в Украине.

- Но эту власть не признает Россия. Возможно ли Украине в таком состоянии проводить какие-либо реформы?

- Я бы не стал преувеличивать влияние нашего северного соседа на развитие Украины. Точнее, так: я бы не стал преувеличивать позитивное влияние России. Все совместные украинско-российские проекты при ближайшем рассмотрении оказываются выгодны только одной стороне. И не потому, что представители украинской власти во все времена были настолько глупы, что позволяли себя обмануть. Просто в Украине, да простят меня некоторые знакомые, все 22 года не было патриотической власти. Может это прозвучит несколько пафосно, но никто по-настоящему не думал о стране, рассматривая каждый отдельный контракт или договор с точки зрения личной выгоды.

Что касается непризнания руководством РФ новой украинской власти, то отвечу грубо. Если весь мир, включая международные организации, признал власть, пришедшую с Майдана, а одна Россия - нет, то пусть Путин пойдет и купит себе медаль по этому поводу.

- Вы можете спрогнозировать дальнейшие события в Крыму и в целом в проблемных регионах востока страны?

- Тут я предпочел бы сохранять осторожность. Мы пережили очень тяжелую ночь (ночь на 4 марта, - ред.), когда ситуация могла получить абсолютно непредсказуемое продолжение, включая самые трагические варианты. Слава Богу, война не началась. Сегодняшний день вселяет осторожный оптимизм. Но, во-первых, прошло меньше суток для того, чтобы позволять себе хоть на сколько-нибудь расслабиться, во-вторых - крымский конфликт окончательно должен был убедить всех, что никаким заявлениям и обещаниям России верить нельзя.

Угроза раскола страны со стороны граждан Украины, поддерживающих федерализацию или даже присоединение отдельных областей к РФ, моментально исчезнет, как только прекратится агрессивное давление России. Это чистая технология.

Давайте сфокусируемся на позитиве - Януковича в стране больше нет, мы уже победили. А дальше все наши внутренние проблемы будем решать на выборах. Верю, что после пережитого люди перестанут брать по 200 гривень за голос и выбирать во власть откровенных балбесов. А избранная власть, в свою очередь, будет помнить (а кто-то и бояться) Майдан, и не забудет, за что погибли ребята из Небесной сотни.