Жданов: После Олимпиады наших медалистов ждет большая лотерея
5 августа в Рио-де-Жанейро пройдет церемония открытия XXXI Летних Олимпийских игр, в которых Украину представят 206 спортсменов. В интервью ЛІГА.net министр молодежи и спорта Игорь Жданов поделился деталями подготовки, ожиданиями и планами по стимулированию лучших спортсменов. Также министр, пришедший в Кабмин по квоте Батькивщины, но отказавшийся уходить из правительства после выхода партии Тимошенко из коалиции, рассказал о том, что ждет детско-юношеские спортивные школы нашей страны и почему без активного участия частных спонсоров не обойтись.
- Есть информация о том, что в планах Кабмина - и, якобы это часть выполнения обязательств перед Евросоюзом - трансформация привычных детско-юношеских спортивных школ в профессиональные частные клубы. Прокомментируйте.
- Впервые об этом слышу. В наших планах нет такой целенаправленной политики. Учредителями спортивных школ не будут органы государственной власти, например, министерство, областная или районная государственная администрация - это правда.
При этом ДЮСШ могут быть в коммунальной собственности территориальной общины, частной, в ведении физкультурно-спортивных обществ. В стране сейчас 1369 ДЮСШ. В 2015-м году 76 были либо реорганизованы, когда произошло слияние нескольких школ в одну, либо ликвидированы - там, где дети только числились на бумаге, но реально не занимались.
Да, у нас есть отдельные проблемные области. Например, Херсонская, но и там уже частично решен вопрос финансирования. Есть проблемы в Хмельницком, но в большинстве областей системных проблем нет.
Вообще, какие сегодня трудности у ДЮСШ? Общий бюджет таких школ - это бюджетное финансирование всех уровней, 3 миллиарда гривень. Госбюджет уже не финансирует их - это забота местных органов власти, либо спонсоров. Эти деньги позволяют только содержать школы, платить зарплаты тренерам и покрывать услуги ЖКХ. За эти деньги невозможно закупить новый инвентарь, отправить детей на соревнования, или хотя бы сделать ремонт помещения. Все остальное - спонсорские деньги, или деньги родителей. Эту проблему нужно решать, в том числе с помощью субвенции, как это было в 2015 году.
Что касается перевода ДЮСШ в статус платных, коммерческих профессиональных клубов, я к этому очень осторожно отношусь. Считаю, что нужно сохранить систему доступного массового спорта в стране. Детские спортивные школы - это важное звено, которое занимается не только подготовкой спортивного резерва, но и выполняет большую социальную функцию. Я сомневаюсь, что большинство рядовых украинских семей смогут себе позволить отправить своих детей на занятия в спортклуб, который будет переживать в первую очередь за получение прибыли для своих собственников.
- Во время премьериады и правительственного кризиса начала года циркулировали слухи о том, что Министерство молодежи и спорта будет упразднено. После того, как его сохранили, наши источники в АП поясняли это тем, что необходимо было сохранить дополнительный голос при голосованиях на Кабмине, и не более того. Что вам об этом известно?
- Я в подобных разговорах не участвовал, только поднял этот вопрос на заседании Кабмина - еще при Яценюке: ходят слухи, что хотят ликвидировать министерство. Премьер ответил, что в планах Кабмина такой вопрос не стоит.
Думаю, что главным аргументом в пользу его сохранения было то, что упразднение министерства накануне Олимпиады только навредит и спорту в целом, и подготовке к играм.
Кстати, такие же слухи ходили о минкульте. И многие деятели культуры публично поддерживали ликвидацию профильного ведомства. В нашей сфере - все совсем наоборот. Спортсмены-олимпийцы, неолимпийцы, паралимпийцы и их тренеры массово выступили за сохранение министерства молодежи и спорта.
- Вообще министерства спорта - советское наследие или в Европе они тоже есть?
- Испания, Франция, Румыния, Италия, Польша, Грузия, Чехия, Румыния, Австрия, Болгария, Швейцария - те страны, где есть министерства спорта, которые я могу назвать сходу. В Германии такого министерства нет, но это федеративное государство, и там аналоги этого ведомства есть на уровне земель.
В целом европейская матрица государственного управления предполагает, что министерство спорта существует в каждом государстве, либо отдельно, либо совмещенное с другим направлением. У нас это министерство молодежи и спорта, во Франции, например - министерство спорта, молодежи и по муниципальным вопросам. В Польше - министерство спорта и туризма.
- Министерство финансов рапортует о сокращении штатов в министерствах и ведомствах. Как это коснулось вас?
- Знаете, сколько работает человек, например, в системе Минэкономики? 1200 до сокращения и сейчас, кажется, 800. В министерстве молодежи и спорта за последние два года прошло две волны сокращения. Сначала мы ужались на 10%. После последнего сокращения штата еще на 10% - у нас сейчас работает 192 человека. Раньше было 211. В областных администрациях работают больше людей - от 600 до 1200. Это чтобы было понятно, где можно сокращать, а где уже достигнут предел.
- При таком небольшом штате у вас пять заместителей. Это не много?
- Так положено по штатному расписанию, согласно постановлению Кабмина. Первый зам, руководитель аппарата, зам по евроинтеграции, по молодежи, по неолимпийским видам спорта.
- Когда спортивные федерации перейдут на самоокупаемость, обходясь без бюджетных средств?
- Они должны обязательно стремиться к этому. Так происходит в развитых странах по всему миру, где ключевую роль в финансировании и развитии своих видов спорта играют именно федерации, а не государство.
- Еще совсем недавно спортивные федерации возглавляли бизнесмены - это было модно. Кризис как-то повлиял?
- Кризис, конечно, ударил, бизнесмены не так охотно идут на спонсирование видов спорта и отдельных федераций. Помогают международные корпорации - например, Самсунг, Кока-Кола поддерживает олимпийское движение в целом.
Я разговаривал с премьером о возможности финансирования национальных сборных команд из средств крупных государственных предприятий, типа "Энергоатома", "Укрзалізници" и так далее. Надо подумать, как это сделать правильно, чтобы исключить возможность коррупции. Ну и, конечно, надо продолжать искать сильных частных спонсоров. Такие сегодня есть в федерации легкой атлетики, по прыжкам в воду, тяжелой атлетики. Федерации, как общественные организации, должны проявлять больше инициативы, а не сидеть и ждать, что их прокормит государство и налогоплательщики. Со стороны министерства мы им помогали - проводили курсы по маркетингу, знакомим бизнесменов с президентами федераций, но это все не так просто и быстро делается.
- Сколько реально зарабатывает в месяц член сборной - говорят о каких-то паре тысяч гривень всего?
- Там многоступенчатая система выплат. Вопрос в статусе. Базовая ставка члена национальной сборной по олимпийским и неолимпийским видам спорта, а таких у нас около 2 тысяч человек, - около 4 тысяч гривень. Плюс небольшая премия - на руки получает примерно 5-6 тысяч гривень. Плюс, если он член какого-то общества, например, "Динамо", или "Спартак" - это еще полторы-две тысячи. Далее, как правило, каждый из них имеет областные стипендии решением облсовета того региона, который представляет. Это примерно 1,5-3 тысячи в месяц.
Если спортсмен не просто член сборной, а чемпион мира или Европы, то, как правило, он имеет стипендию президента - от 5 до 12 тысяч гривень в месяц, или Кабмина - это 9 тысяч гривень в месяц. Итого получается, что выдающийся член национальной сборной получает в месяц около не менее 20-30 тысяч гривень. Плюс за выигрыш чемпионата мира спортсмен получает премию в 100 тысяч гривень, Европы - 50, о призовых за участие в олимпиаде мы, наверное, еще поговорим.
Проблема в другом - у нас нет надлежащих гарантий обеспечения спортсменов социально-бытовыми условиями. Квартиры они не получают, а даже получая 30 тысяч гривень в месяц, квартиру в Киеве ты не скоро купишь. Это причина, по которой некоторые меняют гражданство и переходят в другие национальные сборные. В статусе чемпиона мира не иметь квартиры не очень правильно.
Эта проблема актуальна сегодня, когда многие спортсмены из Донецка и Луганска по понятным причинам были вынуждены переехать в Киев. Пока живут на спортивных базах в Конча-Заспе. Некоторые федерации помогают в съеме жилья. У нашего министерства, к сожалению, нет квартирного фонда, а частные спонсоры и местные власти не спешат приходить на помощь. Хотя есть и исключения. В Луганске была очень сильная школа по прыжкам в воду. Сегодня этим спортсменам помогает президент федерации Игорь Лысов - обеспечивает их жильем в столице. Он застройщик, может себе позволить.
Так же общими усилиями с президентом НОК Сергеем Бубкой и мэром Киева Виталием Кличко удалось выделить жилье в столице для гимнастов Олега Верняева, Игоря Радивилова и нашего борца Жана Беленюка. Еще в некоторых областных центрах в этом году выделили несколько квартир для олимпийцев, за что им большое спасибо.
- Почему вообще наши спортсмены меняют гражданство и выступают за другие страны? В частности, за РФ.
- Много факторов. Один из них финансовый. Будем откровенны, век спортсмена недолог - до 35, а в некоторых видах и до 30 лет. Понятно желание обеспечить свое будущее. Второй фактор - социально-бытовой.
Есть также фактор конкуренции. Например, в боксе или борьбе в одной весовой категории может быть два равносильных спортсмена, и один из них меняет гражданство, рассчитывая, что пробиться на мировые первенства и Олимпиады ему будет проще.
У нас есть еще такой специфический фактор смены гражданства спортсменами, как оккупация Крыма. Там в 2014 году 18 спортсменов поменяли украинский паспорт на российский. Им там рассказали, как они будут завоевывать медали, поедут на Олимпиаду. А так как часть из них были легкоатлетами, то, сами знаете, что произошло перед Олимпиадой - уже никто никуда не едет.
- Получила ли Украина какую-то компенсацию за этих спортсменов?
- В случае с легкоатлетами переговоры вели профильные федерации Украины, России и международные спортивные структуры. Министерство туда не вмешивалось - можно получить обвинение в государственном давлении, для спортсменов и страны в целом это все плохо закончится. Насколько мне известно, полученная ФЛАУ компенсация - была направлена на подготовку украинских легкоатлетов к Олимпийским играм в Рио.
- Как быть с теми спортсменами, у которых хватило ума быть заигранными за несуществующие сборные террористов ДНР и ЛНР? Если одумаются, смогут снова выступать за Украину?
- У них свой широкий путь. Я думаю, мы им пожелаем удачи в выступлениях на уровне районов Донецкой области.
- 5 августа стартуют Олимпийские Игры в Рио-де-Жанейро. Какие у нас ожидания по медальному зачету? Всегда ведь есть определенный план на Олимпиаду? Не уменьшился ли он в связи с войной и кризисом, ударившими, в том числе, и по подготовке спортсменов?
- По медалям ничего говорить не буду - болеть надо за всех наших спортсменов, в целом наша цель - пойти в ТОР-20 медального зачета на Олимпиаде в Рио. Конечно, в этот раз нам тяжелее готовить спортсменов, в фактически военное время, когда вследствие аннексии мы лишились 20% экономики страны, а львиная доля средств направляется в сектор безопасности и обороны.
Мы потеряли важные спортивные базы и тренировочные объекты в Крыму, Донецкой и Луганской области, в том числе и новую паралимпийскую базу в Евпатории, современный легкоатлетический стадион в Донецке. Определенный спортивный потенциал утерян из-за войны. На прошлой Олимпиаде у Украины было 228 лицензий, сейчас - 206.
- На какие виды спорта делаем ставку в этом году?
- Я призываю граждан поддерживать всех наших спортсменов во всех 27 видах спорта, где будет представлена Украина. Особое внимание хотел бы обратить на прыжки в воду, стрельбу из лука, пулевую стрельбу, греко-римскую и вольную борьбу. Также на художественную и спортивную гимнастику, фехтование, синхронное плаванье.
- Конный спорт, наверняка, понес потерю в нашей стране, правда?
- Ну, это такой специфический, элитный вид спорта. На него ставку никогда и не делали.
- В Рио перелет неблизкий и недешевый, есть ли гарантия, что в официальную делегацию не проберутся случайные пассажиры за государственный счет из числа депутатов, чиновников и членов их семей? И сколько вообще обойдется это для бюджета?
- У нас есть бюджет подготовки к Олимпиаде - это 250 миллионов гривень. Из них 63, 5 миллиона - это проведения учебно-тренировочных сборов и 44 миллиона - на выплату вознаграждений. Все поездки входят в этот бюджет.
Что касается случайных людей, то состав официальной делегации страны утверждается сначала НОК, затем утверждается подписью министра. В этом году в делегации будет 206 спортсменов, 134 специалиста (тренеры, врачи, массажисты), 19 судей. Также поедут чиновники из министерства, которые будут обеспечивать работу штаба на месте. В качестве администраторов - максимум, 10 человек.
Если кто-то из политиков или чиновников хочет поддержать нашу сборную в Рио за свой счет, мы будем только приветствовать.
- Сколько спортсменам выплатят за медали?
- Согласно постановлению Кабмина, за золотую медаль - $125 тысяч, $85 тысяч за "серебро" и $55 тысяч - за "бронзу".
- Президент приедет?
- Я не знаю точно ответ на этот вопрос, вам лучше спрашивать в Администрации президента. (По данным источников, ни президент, ни премьер-министр, ни глава парламента в Рио не поедут - ред.)
- Есть ли дополнительные стимулы от частных спонсоров?
- Есть решение НОК, который дополнительно выплатит 300 тысяч гривень за "золото", 200 тысяч - за "серебро" и 100 тысяч - за "бронзу".
Физкультурно-спортивное общество "Динамо", главой которого является министр внутренних дел Арсен Аваков, отправило на Олимпиаду 101 спортсмена из 206 членов олимпийской сборной. Они будут мотивировать своих делегатов, которые станут победителями Олимпиады от Украины - квартирами. Я так понимаю, что не останется в стороне и Министерство обороны. Уверен, что Степан Полторак, который очень любит спорт, тоже найдет резервы, чтобы мотивировать спортсменов-"армейцев", которых в нашей сборной 57.
Есть еще призы, которые выделили меценаты и представители социально-ответственного бизнеса в рамках инициированной Министерством и общественностью кампании "Совместная олимпийская победа". Мы их вручим и разыграем между призерами Олимпиады по завершению соревнований. Призы самые разные - от квартиры в ЖК "Олімпійське містечко" и автомобиля от "ЛІКО-Холдинг" до наборов бытовой техники от Electrolux и крупных денежных премий от "Пари-Матч" в размере 20 тыс. долларов США. Есть банковские платиновые карты, путевки от турфирм. Общими усилиями получается неплохой прецедент создания дополнительных внебюджетных стимулов для успешного выступления наших олимпийцев на играх в Рио.
- Чем обусловлен выбор - PEAK в качестве спонсора нашей формы. Nike или Аdidas отказались?
- Это зона исключительной ответственности НОК. Министерство не выбирает производителя формы для национальной олимпийской сборной страны. Украина не потратила на форму для Игр в Рио, ни копейки бюджетных денег. Насколько мне известно, упомянутый производитель бесплатно изготовил и передал форму для сборной. Более того, они перечисляют спонсорские деньги на олимпийский комитет. Насколько я знаю, условия Adidas и Nike были не такими выгодными.
- Вопрос проведения Евровидения-2017 в Украине, обеспечение площадкой для выступления - это вопрос вашего министерства?
- Я был очень рад победе Джамалы и тому, что конкурс в следующем году примет наша страна. Провести его на достойном уровне - дело чести для нас. Принимающий город еще не определен. Но как профильного министра меня больше интересует вопрос хоккея и его развития. Украина выиграла чемпионат мира в дивизионе 1В, перешли в 1А, а дальше цель - высший дивизион.
Мы также выиграли право на проведение чемпионата мира в дивизионе 1А. Это весьма престижный и важный для имиджа страны международный турнир. Провести его можно только во Дворце спорта в Киеве, и мы как спортивное ведомство будем делать для этого все от нас зависящее.