1f7fd53668dd6583374ef30c1b2d0078.jpg

Одной из главных причин поэтапного развертывания российской агрессии стала принципиальная разница стратегических воззрений России и Запада. Такое мнение выразил сотрудник Британского Королевского института международных отношений Джеймс Шерр на проходящей в Киеве конференции "Милитаризация оккупированного Крыма как угроза международной безопасности", передает корреспондент ЛІГА.net.

Российский политический и военный истеблишмент, считает эксперт, по подходам решительно отличается от европейского и американского из-за особенностей истории и мировоззрения. Они оперируют понятиями захвата "сфер влияния", считая людей лишь субъектами государственной политики, и считают само собой разумеющимся, что Запад придерживается той же политической парадигмы, хотя это не так. В рамках такого видения ситуации конфликт не просто неизбежен - он никогда не прекращается. К сожалению, ожидать того, что руководство России может сменить эту парадигму на более рациональную, пока не приходится, и Западу придется к этому приспособиться.

Глен Грант из Центра гражданско-военных отношений в Монтерее, США, объяснил запаздывание реакции Запада на агрессию России тем, что европейские и американские политики давно не рассматривали даже теоретическую возможность конфликта с Россией и теперь тратят много времени на создание и оценку адекватных для новой ситуации стратегий. Эксперт считает, что возможный провал минских переговоров является одной из наиболее реальных угроз, которые могут дестабилизировать ситуацию, но он считает, что Европа и США уже выработали варианты реакции на этот случай.

Еще одним крупнейшим фактором, который может оказать мощное воздействие на ситуацию, говорит Грант, является исход суда над Надеждой Савченко. Очень важно, что благодаря ей европейский и американский избиратели получили чисто человеческое представление об Украине, противостоящей Российской агрессии, и внимание к её судьбе не ослабевает.

Глен Грант также описал региональные риски, которые Россия может использовать для раскачивания и обострения ситуации в Причерноморье. Грузия, считает эксперт, по-прежнему остается уязвимой, и Путин с большой вероятностью будет использовать её слабость. Много неопределенностей связано с Турцией. Противоречивый режим, светское государство с исламской культурой, форма демократии, которую Запад просто не понимает, Эрдоган, который действует как неевропейский политик. Для Запада Турция остаётся "норовистой лошадью", и Россия может на этом сыграть.

Слабым местом остается Болгария, которая интегрирована в Евросоюз, но сохраняет традиционные связи с Россией. При этом ее амбиции регулярно превышают средства, которыми она располагает, и это тоже повышает ее уязвимость.

Румыния также остается во многом непредсказуемой для Запада страной. Она расположена близко к зоне конфликта, у нее есть устаревшие армия и флот и она чувствует ответственность за родственную Молдову, ситуация в которой тоже нестабильна. Если Россия вмешается в события в Молдове, Румыния может предпринять резкие ответные действия без согласования с союзниками.

Эксперты считают, что Украине не удалось пока решить проблему укрепления государственных институтов, с которыми западные правительства могли бы эффективно взаимодействовать, но у нее есть быстро прогрессирующее гражданское общество. Они предполагают, что в такой ситуации для достижения прогресса Запад вполне может переориентироваться и начать укреплять контакты именно с неправительственными общественными организациями - до тех пор, пока Украина на выйдет из полосы политических кризисов с более-менее дееспособным и ответственным правительством.

"При этом мы ни на секунду не забываем, что вы ведете войну, - сказал в заключение Глен Грант, - и отлично понимаем, насколько сложные задачи сейчас решает Украина".

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.