Историки: заявление Сената Польши полно мифов и неправды
Об этом говорится в статье ЛІГАБізнесІнформ под названием Эхо Волынской трагедии: почему поляки снова говорят о геноциде.
Украинские историки говорят, что перечисленные в заявлении польского Сената факты не соответствуют действительности, а польская политическая элита возвращается к старым мифологическим штампам. Один из них - использование термина "геноцид" в контексте волынских событий. "Никаких исторических и юридических обоснований использованию такой формулировки нет. Гибли представители обеих сторон", - сказал ЛІГАБізнесІнформ историк Владимир Вятрович. По его словам, в истории XX столетия в принципе не было случая, когда геноцид осуществляло не государство. Историк Иван Патриляк добавляет, что термин "геноцид" в контексте волынских событий мог возникнуть не только как идеологическая платформа для польских националистов, но и как подоплека для территориальных претензий. "Утверждая, что на Волыни был геноцид, поляки могут позже заявить, что эта территория принадлежит им, а украинцы просто уничтожили поляков и самовольно там поселились", - говорит историк.
Второй миф касается количества жертв. Историки говорят, что информация о 100 тысячах убитых поляков не подкреплена данными. "Нет методологии. Ева Семашко, которая в Польше считается экспертом по этой тематике, утверждает, что в результате исследовательской работы установлена смерть 36 тысяч поляков. Но достоверно удалось установить фамилии лишь 19 тысяч. При этом Семашко утверждает, не приводя объяснений по методологии, что жертв гораздо больше - 50-60 тысяч", - сказал Вятрович. И добавил, что украинские исследователи, проводившие работу в тех же регионах, часто отмечали существенное преувеличение числа жертв. "100 тысяч - число политическое", - считает историк. С ним согласен и Патриляк: "Речь о цифрах, взятых с потолка. Достоверно известно о 19 тысяч. Зачем выдумывать еще? Это ненаучно", - говорит он.
Еще один миф, говорят украинские историки, касается событий 9 февраля 1943 года. В заявлении Сената говорится, что в этот день отряды УПА вторглись в село Паросля, где устроили "грубую акцию физического уничтожения поляков". Якобы именно это событие стало началом войны. "Село действительно было уничтожено, но нет никаких доказательств, указывающих на украинцев. Это гипотеза. И очень жаль, что такие мифы попадают в заявления на таком высоком уровне", - сказал Вятрович. Он также добавил, что в истории волынских противостояний нет конкретной даты, которую можно считать отправной точкой конфликта - каждая из сторон может считать то или иное событие началом войны. "Я считаю, что конфликт перешел в военную фазу во второй половине 1942 года на территории Холмщины, о чем не хотят говорить польские историки, несмотря на десятки документов, подтверждающих убийства поляками украинцев", - отметил историк.
Читайте подробнее: Эхо Волынской трагедии: почему поляки снова говорят о геноциде