"Дело Лозинского": версии сторон и почти финал
Вчера, 21 апреля, Днепровский районный суд Киева зачитал приговор по одному из самых громких уголовных дел независимой Украины. Виктор Лозинский приговорен к 15 годам лишения свободы. В 2009 году тогда еще народный депутат Украины от БЮТ убил человека. Как установило следствие и подтвердил суд, убил очень жестоко. Полгода после ЧП скрывался, после явки с повинной - давал неправдивые показания, пытаясь избежать уголовного наказания.
Когда в июне 2009-го появилась первая информация о VIP-уголовщине, произошедшей в Голованивском лесничестве - близ села Грушки Голованивского района на Кировоградщине, что политик предстанет перед Фемидой: так уж повелось, что в Украине "посадка" депутата - явление из разряда сверхъестественного.
Сам Лозинский, вотчиной которого было Голованивское лесничество, рассказывал о том, как героически обезвредил преступника - местного жителя Валерия Олийныка. В БЮТ депутата называли героем. По иронии судьбы подельниками "героя" оказались те, кто призван защищать, - начальник районного управления милиции Михаил Ковальский и прокурор района Евгений Горбенко. Протоколы с места события подтверждали слова Лозинского.
Но собранные в ходе дальнейшего следствия факты слишком уж не стыковались с объяснениями Лозинского. Фотографии изувеченного тела Олийныка попали в Интернет, сомнений не оставалось - он был зверски убит.
Ковальского и Горбенко арестовали. Уже в июле 2009-го Лозинского лишили депутатского мандата и, соответственно, неприкосновенности. После чего он исчез, и был объявлен в розыск. Тогда многие были уверены, что больше Лозинский не появится.
Но он добровольно (а по неофициальной версии - с подачи обнаруживших его в Крыму правоохранителей) явился в прокуратуру. Это случилось 1 марта 2010-го: вскоре после того, как четвертый фигурант дела, егерь Голованивского лесничества Василий Перепелица, на допросе заявил, что это он, а не Лозинский стрелял в Олийныка из ружья. Таким образом, у Лозинского появился шанс избежать наказания. Но в ходе следствия слова егеря не подтвердились. Вот что все присутствующие, в том числе журналисты, услышали на последнем судебном заседании.
Как это было: результаты следствия
В ходе следствия было установлено, что 16 июня 2009 года примерно в 19:40 Лозинский вместе с Горбенко и Ковальским и знакомой Лозинского Кузьменко (она проходила по делу свидетелем, - ред.) на автомобиле "Шевроле Нива" ехали по территории лесничества.
Ковальского Лозинский высадил из машины по дороге, из-за произошедшей ссоры с Горбенко.
Выехав к полю, Лозинский увидел незнакомого мужчину - это был Олийнык, который шел в сторону леса. Тогда же у пьяного нардепа "родился преступный умысел по отношению к Олийныку". Следствие склонилось к мнению, что Лозинский "руководствовался неуважением к обществу и желанием самоутвердится за счет унижения других".
Лозинский высадил из машины Кузьменко, а с Горбенко поехал по полю в направлении Олийныка. Настигнув мужчину, начал бить его руками и ногами куда попало. Продолжал наносить удары, повалив жертву на землю.
Защищаясь, Олийнык достал револьвер без патронов, не являвшийся огнестрельным оружием, и кухонный нож. Лозинский выбил револьвер из рук, после чего Олийнык бросился к лесу. Депутат сел в автомобиль, приказал сесть в салон Горбенко, поехал наперерез жертве.
Подъехав ближе, Лозинский достал охотничье гладкоствольное ружье 12 калибра, заряженное картечью, и "действуя умышленно, из хулиганских побуждений, осознавая, что от выстрелов такими патронами потерпевший погибнет, сознательно желая таких последствий", ранил Олийныка в ногу. Спасая жизнь, прыгая на левой ноге, человек все еще пытался добраться до леса.
Лозинский, у которого закончились патроны, сел за руль и продолжил преследование. Догнав мужчину возле леса, ударил его передней частью "Нивы".
От полученных повреждений и огнестрельных ранений Олийнык примерно в 21:15 скончался в машине скорой помощи.
Как это было: версия Лозинского
Из результатов допросов Лозинского следует, что в тот день никто из фигурантов дела не пил спиртого.
Когда Лозинский, Горбенко, Ковальский и Кузьменко выехали к полю, нардеп решил установить личность встреченного незнакомца. Он остановил автомобиль и спросил: "Ты кто?". В ответ Олийнык выстрелил в него из револьвера. На повторный вопрос прозвучал еще один выстрел.
Лозинский понял, что перед ним преступник, поэтому, чтобы обезопасить женщину, он высадил ее из автомобиля, а вместе с Горбенко предпринял попытку задержать преступника. Они догнали Олийныка посреди поля и остановились в 6-10 метрах от него. Когда Лозинский вышел из машины, увидел, что мужчина в одной руке держит пистолет, а в другой - нож.
Лозинский понял, что если вызвать милицию, то вооруженный Олийнык успеет убежать в лес. Нардеп решил самостоятельно задержать преступника. Подошел, попытался отобрать револьвер. В ходе схватки Олийнык отбивался ножом. Но револьвер Лозинский и Горбеноко таки отобрали. В ходе схватки потерпевший якобы нанес Лозинскому 19 ножевых ранений в ногу, удар в ребро, а также ранил руки Горбенко.
Затем Лозинский увидел в руках Олийныка другой пистолет. Понял, что вдвоем они не смогут задержать преступника, поэтому позвонил в дежурную часть районной милиции, объяснил, что на него, прокурора района и начальника милиции напал вооруженный мужчина. Лозинский просил направить к ним следственно-оперативную группу.
Он поднял с земли отобранный револьвер "Альфа 440" и положил его в салон автомобиля, чтобы сохранить вещественное доказательство. В это время Олийнык бежал по полю в направлении леса, периодически поворачиваясь к ним и целясь из второго пистолета.
Когда Лозинский и Горбенко приехали на автомобиле к лесу, Олийнык уже успел спрятаться. Горбенко зашел в лес, а Лозинский стал звонить в дежурную часть.
В это время к нему подошел Ковальский, Лозинский попросил его помочь с приездом следственно-оперативной группы. Он быстро объяснил Ковальскому, что произошло, достал из автомобиля револьвер "Альфа 440", положил его на землю.
К ним подошел Горбенко и сказал, что поедет встречать следственно-оперативную группу, чтобы те не заблудились. Он сел за руль автомобиля, подъехал к Кузьменко, посадил ее в автомобиль и отвез в дом егеря (Перепелицы, - ред.). Возвращаясь, встретил автомобиль с сотрудниками милиции и показал им дорогу к месту происшествия.
Лозинский показал следственно-оперативной группе место в лесу, где возле дерева сидел Олийнык, держа в одной руке пистолет ТТ, а в другой нож.
На требование милиции бросить оружие и сдаться Олийнык ответил выстрелом. Сотрудники милиции разбежались и спрятались. Потом преступник снова стрелял. Лозинский и Ковальский приняли меры для задержания Олийныка - Лозинский отвлек внимание, а Ковальский набросился на него. Вслед за этим подоспели милиционеры.
В ходе задержания Олийнык нанес Ковальскому ножевое ранение в живот. Когда Олийныка вытащили из леса, он был спокойным, не жаловался на состояние здоровья, сообщил свои данные и не объяснял, что с ним случилось.
Кто-то увидел, что у Олийныка неестественно согнута нога и брюки испачканы кровью. Ковальский позвонил главврачу городской больницы Стоянову и, объяснив ситуацию, сообщил, что необходим автомобиль скорой помощи.
Пока ждали "скорую", Лозинский детально рассказал сотрудникам милиции о событиях, показал телесные повреждения.
Лозинский считает, что Олийнык находился в состоянии наркотического опьянения, поскольку "у него были стеклянные глаза и он не чувствовал боли".
Когда приехала "скорая", медики осмотрели Олийныка, оказали ему первую помощь и повезли в больницу. А через некоторое время Лозинскому позвонил главврач Стоянов и сказал, что мужчина умер в больнице.
По дороге назад, с места событий, Лозинский попросил Ковальского и Горбенко не говорить, что Ковальского высадили из машины ранее, и его не было на месте событий, а также о том, что с ними была женщина, чтобы сохранить ее репутацию и не создавать проблем.
Приговор
Приговор судья зачитывал более четырех часов. Лозинский не произнес ни слова. Лишь после того, как судья покинула зал, обменялся несколькими словами с адвокатом. Слушал без особых эмоций и без уверенности и оптимизма, которые он излучал на первых судебных заседаниях.
В итоге - 15 лет заключения. Это лучше, чем пожизненное (такой меры просила прокуратура), заявил адвокат. И заверил, что решение будет обжаловано в апелляционном суде.
Прокурора Горбенко приговорили к девяти годам лишения свободы, начальника райотдела милици Ковальского - к пяти (с отсрочкой на три года), егеря Перепелицу - к четырем. Приговор, вынесенный участникам резонансного дела, может быть обжалован в течение 15 дней.
Виктор Лозинский: биография и подборка новостей>>>
Дело Лозинского: подборка новостей>>>