Олег Скрипка: Народ объединило разочарование, это хорошо
Олег Скрипка в интервью ЛІГАБізнесІнформ с аргументами объясняет, почему он считает: если немного переждать, то в стране все будет хорошо.
- Вы человек, который сознательно стал украинцем - в паспорте захотели указать именно эту национальность. Не самое типичное решение для молодого человека советских времен…
- Я думаю, из-за песен. Меня привозили в село на Полтавщине. Мне понравилась атмосфера. Потом понравился Киев. Поэтому я решил себя идентифицировать как украинец, когда в 16 лет надо было заполнить в паспорте графу "национальность".
- И как вам, самоидентифицировавшемуся украинцу, все то, что происходит сегодня в политической жизни страны?
- Нужно держать дистанцию от всего того, что происходит сегодня. Если заглянуть в сегодняшний день из следующего столетия, получится, что ничего экстраординарного, такого, чего не происходило никогда и нигде, нет. Идет формирование страны. Она переживает не самые яркие свои часы, но и далеко не самые плохие. Если проследить из Советского Союза, через Кравчука, Кучму и Ющенко - идет прогресс, хотя и не такой стремительный, как хотелось бы.
- Разочарование у меня было где-то в декабре 2004 года. Мы тогда поверили в чудо, но для меня чудо очень быстро закончилось. Когда Майдан начал затягиваться конъюнктурой, стало понятно, что ничего не бывает слишком просто. Но потом начались природные, натуральные процессы, которые продолжаются до сих пор. Эти процессы не так уж и негативны для Украины.
Конечно, есть такие вещи, как, например, судилище над Тимошенко. Это, с одной стороны, по форме - опереточная трагедия, а с другой - шекспировская. На самом деле, это очень печальная история, причем и для всех участвующих сторон, и для тех, кто за ней наблюдал. Но, по крайне мере, суд над Тимошенко объединил Украину. Народ объединило общее разочарование. Это хорошо, пусть даже на почве негатива. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы все объединялись на позитиве, но украинцы привыкли к негативу, нас очень тяжело переучить на позитив. Но он все равно есть. Даже при нынешней власти, которая традиционно не имеет никакого авторитета в обществе, но очень старается ему понравиться.
- И в чем же позитив?
- Для Украины первая беда - с культурой, вторая - с дорогами. Что касается второй, то поскольку власть истерически и иногда даже успешно готовится к Евро-2012, у нас строятся мосты, дороги и аэропорты.
Власть, чтобы нам понравится, устроила Новый год, и это показало, что можно исправить и культурную ситуацию. Заметьте: впервые за все годы украинской независимости у нас был почти украинский Новый год на Майдане, на который пустили столько украинских артистов. Это же позитив. Просто мы его не осознаем. Народ должен такие шаги научиться замечать и оценивать.
- Если дома не убирать, там заведутся мусор, плесень и какие-то не домашние животные. Это то, что сейчас происходит в украинском культурном пространстве. В нем нужно убрать и за ним нужно ухаживать. Нужно вести какую-то адекватную информационную политику. Это должны быть системные шаги на государственном уровне.
Мистики говорят, что люди, в первую очередь, состоят из ауры. Есть некое энергетическое тело, а потом уже материальное. Так же - со страной. Сначала должна быть аура - информационное тело. Оно у нас очень больное, и это корень всех проблем. Нужно создавать информационную структуру государства. За это отвечают СМИ. А они, в большинстве своем, работают абсолютно не в пользу Украины.
- Вот, собственно, о СМИ. Когда-то вы сказали, что Украине нужен канал украинской музыки. Для успешного запуска есть все: артисты, менеджмент, инвесторы и потребность аудитории. Так чего же не хватает?
- Желания.
- У кого?
- У всех. Кроме меня.
- Готовы взять на себя инициативу?
- Нет. У меня другая функция, я умею делать другие вещи. Я просто знаю, что это нужно. Я готов присоединиться к процессу, но один я этого не сделаю. Возможно, такая мысль возникла еще у кого-то, но для того, чтобы из мысли получилось действие, должны сойтись много факторов. Первый из них - украинцам нужно начать верить в себя. У нас болезнь - хроническое неверие в себя. Это проявляется в том, что украинцы не слушают украинские песни, не читают украинские книги, не покупают украинские товары. Они не доверяют своей культуре и не знают ее. Должно появиться желание иметь свое, украинское культурное пространство. После этого появится и свое радио, и свое телевидение.
- Вы как-то почувствовали, что на ТВ были урезаны квоты на украинскую музыку?
- Нет.
- Потому что ВВ и Олег Скрипка - это раскрученный бренд, который любят каналы?
- Потому что квоты никогда не соблюдались и все цифры абсолютно эфемерны. Это может быть и 100%, и 2%, но если законы не выполняются и информационные источники не контролируются властью, то цифры, прописанные в законах, никак не влияют на то, что выходит в эфир. В эфирах как не было украинской музыки, так ее и не будет.
- То есть брать или не брать украинского исполнителя в эфир, каналы решают, исходя исключительно из своих соображений?
- Нет. Каналы уже решили украинскую музыку не брать. У них нет такого желания. А если его нет изнутри, оно должно исходить извне. Но там его тем более нет. Поэтому украинская музыка остается в андеграунде.
- Мы рок-команды. Мы не платим деньги за то, чтобы нас крутили. Рок - это такая идеология, где все должно быть честно. Поэтому в эфирах очень тяжело конкурировать с представителями олигархического шоу-бизнеса, которые на канал приносят прямые деньги. Каналу невыгодно ставить в эфир музыку, которая не приносит доход.
- Вот скажите как один из основных экспортеров украинской музыки: насколько реально украинским исполнителям завоевать мировой рынок?
- Есть потенциальная возможность. Но это непросто. Рынки закрыты. Мы живем в мире перепроизводства, в том числе и музыкального. Музыкального продукта в мире много, все потребить мир не может. Все сводится к дистрибуции и маркетингу.
- А российский рынок?
- Он для нас полностью открыт. Возвращаясь к вопросу собственного информационного пространства, скажу, что наше информационное пространство является частью российского. Это дает украинским исполнителям шанс попасть на российский рынок. И они на него попадают. А это очень большой рынок, минимум в пять раз больше украинского.
- Вам лично на том рынке комфортно?
- За счет того, что мы существуем в российском пространстве, мы отражаемся и в Украине. Мы не поп-продукт. Мы делаем достаточно сложный материал, и у нас было бы намного меньше шансов быть популярными в Украине, если бы мы локализировали свою деятельность. Получается сложная схема: за счет того, что мы популярны в России, мы популярны в Украине.
- Специфическая логика: украинская группа приходит к украинской аудитории через Россию…
- Она не специфическая. Она отражает реалии нашей страны. Очевидно, что нет пророка в своем отечестве. Но если пророка признали в другом отечестве, его признают и дома.
- Что принципиально нового будет в этом году на "Різдвяній Країні Мрій"?
- До сих пор мы делали такие культурологические экспедиции по всем зимним праздникам. Это оказалось не очень легко. Поэтому в этот раз мы сосредоточились на Рождестве. В этом году мы сделаем такую штуку - "Звездный вертеп". Я обзвонил своих друзей, артистов, известных людей, которые хотели бы с нами поколядовать. Взяли одну из версий канонического вертепа, без современных политических, бытовых и социальных шуток, раскидали ее по ролям. Каких-то мизансцен сильно не расписывали. Моя задача - объединить людей и красиво спеть. Это должен быть очень интересный эксперимент. Теперь еще снега ждем.
- Роли уже распределили?
- Не все. Выяснили, что Бенюк будет играть Пастушка, Тарас Компаниченко сыграет одного из царей. Я буду в двух ипостасях. Сначала конферансье: в традиции вертепа это называется почему-то Береза (тот который берет за что-то - "бере за", вроде ведущего). А потом переквалифицируюсь в Пастушка. Ну и петь буду, конечно. Выучу колядки специально. Признаюсь, что я столько лет живу в Украине, а колядовать так и не научился. Я представитель альтернативной культуры, но теперь пришлось классическую культуру выучить.
Цель все-таки больше культурологическая. У нас часто импровизируют на темы, которые не знают. Но для того, чтобы хорошо импровизировать, нужно знать первоисточники. Это не потому, что я ушел в какие-то высокие материи. Чтобы считать себя культурными людьми, нужно знать про вертеп, нужно знать хотя бы две колядки, нужно знать хоть немного нашу историю, знать, что такое украинское барокко и украинский джаз, знать хоть несколько произведений украинской классической музыки. А потом уже вступать в серьезные полемики - нужно это или не нужно, кто прав, а кто неправ. Но если нет культурного базиса - это опереточный балаган.
- Вы человек, который сознательно стал украинцем - в паспорте захотели указать именно эту национальность. Не самое типичное решение для молодого человека советских времен…
- Я думаю, из-за песен. Меня привозили в село на Полтавщине. Мне понравилась атмосфера. Потом понравился Киев. Поэтому я решил себя идентифицировать как украинец, когда в 16 лет надо было заполнить в паспорте графу "национальность".
- И как вам, самоидентифицировавшемуся украинцу, все то, что происходит сегодня в политической жизни страны?
- Нужно держать дистанцию от всего того, что происходит сегодня. Если заглянуть в сегодняшний день из следующего столетия, получится, что ничего экстраординарного, такого, чего не происходило никогда и нигде, нет. Идет формирование страны. Она переживает не самые яркие свои часы, но и далеко не самые плохие. Если проследить из Советского Союза, через Кравчука, Кучму и Ющенко - идет прогресс, хотя и не такой стремительный, как хотелось бы.
Когда Майдан начал затягиваться конъюнктурой, стало понятно, что ничего не бывает слишком просто
- Я так понимаю, что в отличие от большинства, у вас нет даже малейших ноток разочарования. - Разочарование у меня было где-то в декабре 2004 года. Мы тогда поверили в чудо, но для меня чудо очень быстро закончилось. Когда Майдан начал затягиваться конъюнктурой, стало понятно, что ничего не бывает слишком просто. Но потом начались природные, натуральные процессы, которые продолжаются до сих пор. Эти процессы не так уж и негативны для Украины.
Конечно, есть такие вещи, как, например, судилище над Тимошенко. Это, с одной стороны, по форме - опереточная трагедия, а с другой - шекспировская. На самом деле, это очень печальная история, причем и для всех участвующих сторон, и для тех, кто за ней наблюдал. Но, по крайне мере, суд над Тимошенко объединил Украину. Народ объединило общее разочарование. Это хорошо, пусть даже на почве негатива. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы все объединялись на позитиве, но украинцы привыкли к негативу, нас очень тяжело переучить на позитив. Но он все равно есть. Даже при нынешней власти, которая традиционно не имеет никакого авторитета в обществе, но очень старается ему понравиться.
- И в чем же позитив?
- Для Украины первая беда - с культурой, вторая - с дорогами. Что касается второй, то поскольку власть истерически и иногда даже успешно готовится к Евро-2012, у нас строятся мосты, дороги и аэропорты.
Власть, чтобы нам понравится, устроила Новый год, и это показало, что можно исправить и культурную ситуацию. Заметьте: впервые за все годы украинской независимости у нас был почти украинский Новый год на Майдане, на который пустили столько украинских артистов. Это же позитив. Просто мы его не осознаем. Народ должен такие шаги научиться замечать и оценивать.
Если дома не убирать, там заведутся плесень и какие-то не домашние животные
- Вот вы говорите, первая беда - культура. Неужели все так плохо? - Если дома не убирать, там заведутся мусор, плесень и какие-то не домашние животные. Это то, что сейчас происходит в украинском культурном пространстве. В нем нужно убрать и за ним нужно ухаживать. Нужно вести какую-то адекватную информационную политику. Это должны быть системные шаги на государственном уровне.
Мистики говорят, что люди, в первую очередь, состоят из ауры. Есть некое энергетическое тело, а потом уже материальное. Так же - со страной. Сначала должна быть аура - информационное тело. Оно у нас очень больное, и это корень всех проблем. Нужно создавать информационную структуру государства. За это отвечают СМИ. А они, в большинстве своем, работают абсолютно не в пользу Украины.
- Вот, собственно, о СМИ. Когда-то вы сказали, что Украине нужен канал украинской музыки. Для успешного запуска есть все: артисты, менеджмент, инвесторы и потребность аудитории. Так чего же не хватает?
- Желания.
- У кого?
- У всех. Кроме меня.
- Готовы взять на себя инициативу?
- Нет. У меня другая функция, я умею делать другие вещи. Я просто знаю, что это нужно. Я готов присоединиться к процессу, но один я этого не сделаю. Возможно, такая мысль возникла еще у кого-то, но для того, чтобы из мысли получилось действие, должны сойтись много факторов. Первый из них - украинцам нужно начать верить в себя. У нас болезнь - хроническое неверие в себя. Это проявляется в том, что украинцы не слушают украинские песни, не читают украинские книги, не покупают украинские товары. Они не доверяют своей культуре и не знают ее. Должно появиться желание иметь свое, украинское культурное пространство. После этого появится и свое радио, и свое телевидение.
- Вы как-то почувствовали, что на ТВ были урезаны квоты на украинскую музыку?
- Нет.
- Потому что ВВ и Олег Скрипка - это раскрученный бренд, который любят каналы?
- Потому что квоты никогда не соблюдались и все цифры абсолютно эфемерны. Это может быть и 100%, и 2%, но если законы не выполняются и информационные источники не контролируются властью, то цифры, прописанные в законах, никак не влияют на то, что выходит в эфир. В эфирах как не было украинской музыки, так ее и не будет.
- То есть брать или не брать украинского исполнителя в эфир, каналы решают, исходя исключительно из своих соображений?
- Нет. Каналы уже решили украинскую музыку не брать. У них нет такого желания. А если его нет изнутри, оно должно исходить извне. Но там его тем более нет. Поэтому украинская музыка остается в андеграунде.
В эфирах очень тяжело конкурировать с представителями олигархического шоу-бизнеса
- Творчество таких групп, как ваша, или "Океан Ельзи", казалось бы, наоборот, должно пользоваться спросом на каналах. Это не так? - Мы рок-команды. Мы не платим деньги за то, чтобы нас крутили. Рок - это такая идеология, где все должно быть честно. Поэтому в эфирах очень тяжело конкурировать с представителями олигархического шоу-бизнеса, которые на канал приносят прямые деньги. Каналу невыгодно ставить в эфир музыку, которая не приносит доход.
- Вот скажите как один из основных экспортеров украинской музыки: насколько реально украинским исполнителям завоевать мировой рынок?
- Есть потенциальная возможность. Но это непросто. Рынки закрыты. Мы живем в мире перепроизводства, в том числе и музыкального. Музыкального продукта в мире много, все потребить мир не может. Все сводится к дистрибуции и маркетингу.
- А российский рынок?
- Он для нас полностью открыт. Возвращаясь к вопросу собственного информационного пространства, скажу, что наше информационное пространство является частью российского. Это дает украинским исполнителям шанс попасть на российский рынок. И они на него попадают. А это очень большой рынок, минимум в пять раз больше украинского.
- Вам лично на том рынке комфортно?
- За счет того, что мы существуем в российском пространстве, мы отражаемся и в Украине. Мы не поп-продукт. Мы делаем достаточно сложный материал, и у нас было бы намного меньше шансов быть популярными в Украине, если бы мы локализировали свою деятельность. Получается сложная схема: за счет того, что мы популярны в России, мы популярны в Украине.
- Специфическая логика: украинская группа приходит к украинской аудитории через Россию…
- Она не специфическая. Она отражает реалии нашей страны. Очевидно, что нет пророка в своем отечестве. Но если пророка признали в другом отечестве, его признают и дома.
- Что принципиально нового будет в этом году на "Різдвяній Країні Мрій"?
- До сих пор мы делали такие культурологические экспедиции по всем зимним праздникам. Это оказалось не очень легко. Поэтому в этот раз мы сосредоточились на Рождестве. В этом году мы сделаем такую штуку - "Звездный вертеп". Я обзвонил своих друзей, артистов, известных людей, которые хотели бы с нами поколядовать. Взяли одну из версий канонического вертепа, без современных политических, бытовых и социальных шуток, раскидали ее по ролям. Каких-то мизансцен сильно не расписывали. Моя задача - объединить людей и красиво спеть. Это должен быть очень интересный эксперимент. Теперь еще снега ждем.
- Роли уже распределили?
- Не все. Выяснили, что Бенюк будет играть Пастушка, Тарас Компаниченко сыграет одного из царей. Я буду в двух ипостасях. Сначала конферансье: в традиции вертепа это называется почему-то Береза (тот который берет за что-то - "бере за", вроде ведущего). А потом переквалифицируюсь в Пастушка. Ну и петь буду, конечно. Выучу колядки специально. Признаюсь, что я столько лет живу в Украине, а колядовать так и не научился. Я представитель альтернативной культуры, но теперь пришлось классическую культуру выучить.
Цель все-таки больше культурологическая. У нас часто импровизируют на темы, которые не знают. Но для того, чтобы хорошо импровизировать, нужно знать первоисточники. Это не потому, что я ушел в какие-то высокие материи. Чтобы считать себя культурными людьми, нужно знать про вертеп, нужно знать хотя бы две колядки, нужно знать хоть немного нашу историю, знать, что такое украинское барокко и украинский джаз, знать хоть несколько произведений украинской классической музыки. А потом уже вступать в серьезные полемики - нужно это или не нужно, кто прав, а кто неправ. Но если нет культурного базиса - это опереточный балаган.