Быть счастливым - не только приятно, но и полезно. У изначально довольных жизнью людей быстрее растут доходы, лучше налаживаются взаимоотношения и крепче здоровье, показали профессор Калифорнийского университета в Риверсайде Соня Любомирски и другие исследователи. На счастливое и несчастное расположение духа сильно влияет наследственность: одни люди счастливы, другие несчастливы просто от природы. Исследования на близнецах показали, что гены объясняют 50% различий в уровне счастья между людьми. Иные ученые задирают эту планку и до 80%, но большинство все-таки сходится на 50%. Об этом пишет издание "Smart Money".

Смотрите нас на YouTube: объясняем сложные вещи простыми словами

В статье говорится, что обстоятельства могут сделать человека счастливым или несчастным, но ненадолго и не очень намного. Разница в здоровье, уровне образования, семейном положении, а также присутствие в жизни больших побед и поражений объясняют только 10% различий в уровне счастья. И к плохому, и к хорошему человек привыкает. К хорошему, увы, намного быстрее. Это возвращение к базовому уровню счастья психологи называют гедонистической адаптацией.

Ковать собственное счастье человек может в пределах оставшихся 40%, считает С.Любомирски. И это, по ее мнению, дает колоссальную свободу для маневра. В пределах этих 40% счастье человека зависит от его восприятия и реакции на внешние события. С.Любомирски выясняла у своих респондентов, как сказались на них внешние события, материальные приобретения и активные действия. Переезд в новую квартиру отчетливо сказывался на субъективном благополучии и спустя полтора месяца. Но этот эффект длился недолго: через 3 месяца после события проследить его было уже невозможно. А отпечаток счастья от активных действий, например занятий фитнесом по новой программе, оставался в жизни людей и через полтора, и через 3 месяца.

"Лучше, чем кто-нибудь из коллег, С.Любомирски показала, что счастье - не столько результат внешних воздействий и условий, сколько способ воспринимать события и структурировать жизнь", - с уважением отзывается профессор факультета психологии МГУ Дмитрий Леонтьев. Измеряя субъективные оценки счастья и благополучия в России, Д.Леонтьев получал сходные результаты. Вот только до экспериментов с направленным воздействием на счастье, говорит Д.Леонтьев, дело пока не дошло.

В опытах С.Любомирски и ее коллег "хронически счастливые" люди достоверно отличались от "хронически несчастных". В одинаковых жизненных ситуациях первые находили скорее хорошее, вторые - скорее плохое. Счастливые люди менее склонны комплексовать из-за критики, на несчастных негативные отзывы действуют угнетающе. Несчастные люди гораздо больше, чем счастливые, склонны сравнивать себя с окружающими, особенно тогда, когда это сравнение не в их пользу.

Лисица, которая в басне не допрыгнула до ягод, наверное, была счастливым существом. "Ах, зелен виноград" - типичная адаптивная стратегия. С.Любомирски и ее коллеги предлагали студентам набрать себе на шведском столе несколько пирожных и, не пробуя, выставить этим пирожным баллы за привлекательность. Часть пирожных экспериментаторы после этого отнимали и еще раз просили поставить оценки сладостям. Счастливчики повышали баллы тем пирожным, которые остались у них на подносе. Несчастливцы - тем, что у них отняли.

Газета отмечает, что участникам другого эксперимента устраивали специальный провал одного из заданий. Несчастные гораздо сильнее, нежели счастливые, углублялись после этого в самокопание. Поиск причины в себе так увлекал их, что следующее, "честное", задание они выполняли гораздо хуже, чем "незаморачивающиеся". С.Любомирски поразило, что, если заставить счастливых копаться в себе и отвлечь несчастных от этого занятия, можно изменить и их самооценку, и результаты тестов. Счастливые начинают вести себя как несчастные, и наоборот.

С.Любомирски попыталась сдвинуть у людей "термостат счастья" с устоявшихся значений путем многонедельных экспериментов. Средства для счастья взяла проверенные - добрые дела, размышления над положительной стороной событий, приятные воспоминания, надежду на лучшее. Оказалось, что многое зависит от того, как употреблять эти средства. При неправильном приеме могут и не подействовать. Добрые дела непременно нужно разнообразить. В длительном эксперименте одни участники постоянно выполняли один и тот же набор мелких добрых поступков, например мыли посуду за соседа по комнате в общежитии. Другие были обязаны каждый раз придумывать что-то новое. Студенты из контрольной группы просто фиксировали происходящие с ними события. Спустя 10 недель счастливей прежнего себя чувствовали только те, кто мог менять свой список добрых дел. У остальных уровень счастья не изменился. Также было выяснено, что еженедельный список подвигов альтруизма лучше составлять в один день, а не размазывать его по неделе. То же и с дневниками "благодарности судьбе", которые вели испытуемые в других группах. Те, кто заполнял их раз в неделю, чувствовали себя заметно счастливее тех, кто записывал все хорошее трижды в неделю. Самые приятные события в жизни, как выяснилось, лучше вообще не доверять бумаге и не наговаривать на диктофон, а переживать внутри себя, будто пересматриваешь старую видеокассету. Это связано с тем, предполагает С.Любомирски, что в речи и письме человек невольно структурирует и анализирует информацию, а это мешает эмоциям.

На Западе люди стремятся к счастью лично для себя, а на Востоке человек гораздо сильнее зависит от того, счастливы ли его семья или другое сообщество, к которому он принадлежит. Может быть, поэтому по шкале счастья восточные коллективистские нации стоят ниже западных, индивидуалистских, подытожило издание.