Генпрокуратура России обязана до 25 сентября решить вопрос о признании императора Николая II и его близких, расстрелянных в Екатеринбурге в ночь на 16 июля 1918 года, жертвами политических репрессий.

Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях

Как передает Би-би-си, адвокат Герман Лукьянов, представляющий интересы двоюродной внучки Николая II Марии Владимировны Романовой, сообщил, что такое решение принял в пятницу Тверской суд Москвы. Теперь Генпрокуратура должна будет либо выдать потомкам Романовых справки о реабилитации их близких, либо передать дело для дальнейшего рассмотрения в суд.

1 декабря 2005 года Мария Владимировна Романова обратилась в российскую Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации царской семьи в порядке, установленном статьей 8 федерального закона "О жертвах политических репрессий". 13 февраля 2006 года прокуратура отказала заявительнице на том основании, что "нет никакого дела, судебных и внесудебных решений, на основании которых император Николай II и члены его семьи были расстреляны".

По мнению прокуроров, случившееся в подвале Ипатьевского дома с правовой точки зрения должно квалифицироваться как умышленное убийство, а жертвы обычных уголовных преступлений в реабилитации не нуждаются. Потомки Романовых, их адвокаты и российские правозащитники настаивают на том, что расстрел являлся "политической репрессией по социальным и классовым мотивам", и объясняют решение Генпрокуратуры нежеланием юридически и политически осудить советский режим. В ноябре 2006 года Тверской суд по жалобе адвокатов Марии Владимировны Романовой признал отказ незаконным. Судебные приставы вручили соответствующее постановление представителю генпрокуратуры 25 июня 2007 года.

Согласно последнему решению суда, Генпрокуратура обязана исполнить его в течение трех месяцев, то есть до 25 сентября. Сторонники реабилитации указывают, что меры принуждения к Романовым в виде лишения свободы, а затем и жизни применяло советское государство в лице президиума ВЦИК, Совета Народных Комиссаров и президиума Уральского облсовета. Заявление, поданное от имени Марии Владимировны Романовой в генпрокуратуру, содержало ссылки на 54 документа.

В их числе заявление главы советского государства Якова Свердлова о том, что "Николай Романов являлся арестантом советской власти", решение Президиума ВЦИК о переводе царской семьи из Тобольска в Екатеринбург как арестантов, которых следует "содержать самым строгим образом", и телеграмма Уралсовета Якову Свердлову: "Президиум областного Совета, исполняя волю революции, постановил: расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного в бесчисленных кровавых насилиях русского народа. В ночь на 16 июля 1918 года приговор этот приведен в исполнение".