Пасхальный седер. Справка
Пасхальный седер объединяет в себе религиозный, национальный, исторический и философский аспекты еврейства. Седер включает в себя гораздо большее количество ритуалов, чем любая другая церемониальная трапеза в еврейской традиции. В этот вечер иудеи читают Агаду, книгу об исходе евреев из Египта. Участники седера должны возлежать на подушках в креслах - как свободные и праздные люди, что символизирует освобождение евреев от египетского рабства.
На пасхальном седере существуют четко установленные правила поведения. На стол подается маца - плоский, пресный хлеб, который печется в память об отважных последователях Моисея, выведшего евреев из Египта. На пасхальный седер на столе должны присутствовать три вида мацы. Многие ортодоксальные евреи едят в Песах особую мацу, особенно первые два дня. Особая маца называется "маца шмура" ("охраняемая маца"): сразу после сбора пшеницы для этой мацы ее предохраняют от того, чтобы вода не заквасила хлеб.
Следующий ритуал седера - вкушение марора - горьких трав, символизирующих горечь египетского рабства. Тора предполагает, что каждый еврей должен "ощутить вкус горечи, а если не проглотил его, то он не исполнил свой долг". Кроме того, марор символизирует горечь еврейского разочарования, которое должно обязательно уйти из души в Песах.
Еще одно блюдо - харосет - делается из измельченных и смешанных орехов и яблок. Оно символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи для строительства египетских городов. Горечь изгнания, безвкусие и вязкость глины - сложные символы иудейского рабства с последующим освобождением. Согласно философской идее Песаха, евреи должны грустить и вспоминать, как рабами они были в Египте, однако особая духовная радость должна наполняет их в эти дни.
Несмотря на горечь марора и харосета - седер - радостная трапеза. Его праздничность представлена четырьмя чашами вина, которые выпиваются при чтении определенных мест Агады. Все евреи должны пить вино во время праздничного седера. Еврейское право считает, что четырех бокалов выпить достаточно, но из уважения к мнению меньшинства пятая чаша - "чаша Элиягу" - наполняется и ставится на стол. По еврейской легенде, Элиягу посещает каждый седер и выпивает несколько капель из своей чаши. Еврейские дети внимательно смотрят во время молитвы "Шфох хаматха" - "Пролей свой гнев", не уменьшилось ли содержимое чаши Элиягу. По еврейской традиции Элиягу - пророк, провозвестник прихода Машиаха.
Одна из целей седера - объяснить детям, что евреи были рабами в Египте, но Бог вывел их "рукою крепкой и мышцей простертой". В начале седера три листа мацы кладутся под салфетку, половина средней мацы (которая называется "афикоман") отламывается и прячется. В конце седера афикоман раздается всем - этим актом трапеза завершается.
Главная, центральная идея Песаха, заключается в том, что иудеи способны помнить свое рабство в прошлом, победить его и стать свободными людьми - сегодня и сейчас.