3b4279ed368dc1f76d225322356991f3.jpg

Перспективы применения процедуры медиации в судебном процессе и исполнительном производстве обсудили сегодня во время круглого стола адвокаты, судьи, эксперты в области права. Мероприятие состоялось в Пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ (Киев, ул. Шамрыло, 23) .

Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram

Адвокат, председатель Комитета по вопросам медиации Национальной ассоциации адвокатов Украины Владислав Ситюк отметил, что медиация, как процедура альтернативного решения споров, является одним из составляющих элементов правового государства. По его словам, она распространена во многих странах мира, в том числе и некоторых стран постсоветского пространства.

"Эффективность медиационной процедуры признана европейским сообществом, которое рекомендует ее внедрение в качестве основного метода альтернативного решения споров, как на досудебном этапе, так и во время судебного производства. Это находит свое отражение в подписанном Украиной соглашении об ассоциации Украины с Европейским Союзом, где указано, что обеспечение верховенства права и лучшего доступа к правосудию должно включать доступ как судебным, так и внесудебным методов решения споров", - подчеркнул он.

По словам Владислава Ситюка, медиация начинает развиваться и в Украине, однако темпы внедрения этой процедуры не слишком быстрые. "На мой взгляд, эффективное развитие этой процедуры в Украине возможно при непосредственном участии государства, которое должно обеспечить принятие соответствующей законодательной базы, как необходимой, для развития медиации. Это значительно приблизит наше государство к евроинтеграционным процессам", - уверен адвокат.

Адвокат, медиатор, член правления Ассоциации адвокатов Украины Марина Саенко напомнила, что в ноябре прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла закон "О медиации". По ее словам, закон подготовлен ко второму чтению и включен в повестку дня нынешней сессии парламента.

Также она напомнила, что в законопроекте медиация определена, как структурированные переговоры, в которых стороны пытаются сами, на добровольной основе, достичь согласия с помощью третьей независимой стороны - медиатора.

Также Марина Саенко выделила самые распространенные опасения относительно внедрения медиации в процессе.

Во-первых, отсутствие законодательного урегулирования. "Не могу согласиться с этим тезисом. Потому что мы, анализируя опыт других стран, где медиация работает уже много лет, или в которых она запускалась, но не работает эффективно, показывает нам то, что наличие закона иногда не только не помогает развитию медиации, но и наоборот, тормозит ее развитие. Причины - если государство пытается медиацию зарегулировать очень сильно, это, безусловно, препятствует ее развитию. Отсутствие закона на сегодняшний день в Украине не означает, что медиации в Украине нет", - подчеркнула она.

Во-вторых, низкая осведомленность о процедуре. По ее словам, с этим тезисом можно согласиться. При этом, подчеркнула адвокат, низкий уровень знаний относительно данной процедуры существует не только среди обыкновенных граждан, но и в бизнес среде, а также среди юристов. "В бизнес среде такая же ситуация, несмотря на то, что сейчас торгово-промышленные палаты Украины и региональные палаты активно приобщаются к тому, чтобы развивать медиацию именно среди бизнеса", - констатировала она.

В-третьих, недоверие к самой процедуре. Марина Саенко отметила, что этот пункт является производным от предыдущего. "Поскольку это что-то новое, неизвестное, неурегулированное законом. Понятно, что с учетом предыдущего опыта, дискредитации альтернативных способов урегулирования споров, таких, как третейские суды, например. Поэтому ясно, что нет полного доверия к этому новому институту", - подчеркнула она.

В-четвертых, сопротивление со стороны юридического сообщества. Она подчеркнула, что в результате низкой осведомленности юристы, адвокаты воспринимают медиацию как конкурирующую какую-то услугу, которая может лишить их работы. "Медиация не конкурирует - это дополнительный инструмент для клиентов, который никоим образом не лишает адвоката его профессиональной деятельности", - заверила она.

Кроме того, к препятствиям относительно внедрения этой процедуры Марина Саенко отнесла низкую договорную способность, как ментальную особенность украинцев.

"Если с некоторыми из названных препятствий можно работать, мы можем обсуждать шаги по их преодолению, то некоторые из них нужно воспринимать как данность, например, низкую договорную способность украинцев. И просто нужно понимать, как с этой данностью работать дальше", - подытожила Марина Саенко.

Адвокат, медитатор, Член Исполнительного совета Ассоциации адвокатов Грузии Иракли Кандашвили рассказал о медиации в Грузии.

По его словам, судебная медиация в Грузии существует с 2013 года, которая регулируется процессуальным законодательством и применяется только судебном производстве, внесудебная медиация проводится, но на законодательном уровне ничем не урегулирована.

На данный момент приготовлен профильный законопроект "О медиации", который был разработан Министерством юстиции Грузии вместе с аккредитованными медиаторами и адвокатами. Законопроект был уже принят и вступит в силу 1 января 2018 года. Законопроект должен урегулировать применение внесудебной медиации в Грузии. Сейчас медиация у нас находится в режиме пилотного проекта на базе Тбилисского Городского суда.

Иракли Кандашвили отметил, что медиация осуществляется за предложением судьи и согласия сторон в течении 45 дней с помощью аккредитованных медиаторов. По результатам процедуры медиации между сторонами заключается медиативное соглашение, которое передается для утверждения в суд.

Исполнение соглашения происходит добровольно, в случае не исполнения - судом выдается исполнительный лист для принудительного исполнения. Процедура медиации гарантирует конфиденциальность информации, которой стороны обмениваются и потом не смогут использовать в случае продолжения спора в суде. При этом обязательным условием выбора медиатора является его ранее или последующее неучастие в решении спора в качестве адвоката, свидетеля или судьи. Медиатором может быть любой желающий, который прошел обучение в Британской организации "Сenter for effective dispute resolution" (Центр эффективного разрешения споров).

"Действующих медиаторов на территории Грузии всего 15, из них 9 адвокатов, 2 судей и люди других профессий, обучение которых было проведено и оплачено Министерством юстиции Грузии", - подытожил Иракли Кандашвили.

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.