Война за Рождество
05.01.2006 10:50
Война за Рождество
В США традиционная фраза "Счастливого Рождества!"\Merry Christmas часто заменяется на "Счастливых Праздников!"\Happy Holidays или "Праздничные Поздравления"\Season’s Greetings. Рождественские каникулы часто переименовывают в "декабрьские" или "зимние". Праздник Рождества стал поводом для очередного столкновения между американскими либералами и консерваторами. Фактически, это очередной эпизод "культурных войн" во имя политкорректности, которые давно идут в США.
Согласно доктрине политкорректности, все идеи, ценности и стили жизни равны. Абсолютных истин не существует, а то, что называют истиной, является лишь предрассудком, доминирующим в определенной социальной группе или культуре. Поэтому главное - не обидеть ближнего или дальнего, используя идеологические формулы, привычные для определенной общественной (этнической, расовой, религиозной и пр.) группы, но оскорбительные для другой.
Рождество - христианский праздник - стало очередной жертвой идеологии политической корректности. Проявлений этого процесса множество. К примеру, в штате Иллинойс государственным служащим в рабочее время запрещено произносить фразы "С Рождеством!" или "Счастливого Рождества!". В одной из школ штата Нью-Джерси запретили исполнение даже инструментальных версий традиционных рождественских гимнов и хоралов. Даже поздравительные открытки, которые рассылаются от имени президента Джорджа Буша\George Bush, известного своей религиозностью, содержат поздравления с праздниками, а не с Рождеством.
Естественно, что консерваторы выступают в защиту Рождества, считая его одним из столпов западной цивилизации и американского государства. В 2005 году Джон Гибсон\John Gibson, популярный журналист, работающий на консервативном телеканале Fox, опубликовал книгу "Война Против Рождества"\The War on Christmas, How the Liberal Plot to Ban the Sacred Christian Holiday Is Worse Than You Thought. Гибсон утверждает что либералы, политики, адвокаты, педагоги и средства массовой информации ведут войну против христианского праздника. Гибсон утверждает, что фактически идет процесс секуляризации Рождества, превращения его в нехристианский праздник, что является осквернением свободы вероисповедания, гарантированным Конституцией США. Гибсон не одинок. Известный журналист Джефф Джейкоби\Jeff Jacoby, работающий в газете Boston Globe, отмечает, что "подавление языка, символов и обычаев христианства в преимущественно христианской стране оскорбляет и является формой дискриминации". Впрочем, столкновения вокруг Рождества, начались достаточно давно. В 1959 году в защиту Рождества выступила незадолго до этого образованная ультраконсервативная организация "Общество Джона Берча"\John Birch Society. Один из отцов-основателей Общества опубликовал памфлет, в котором утверждал, что коммунисты стремятся уничтожить религию и, в том числе, религиозное значение Рождества.
В свою очередь, американские либералы считают, что заявления о "Войне с Рождеством" являются не более, чем преувеличением. Либералы выступают против "выпячивания" Рождества, утверждая, что таким образом нарушается фундаментальный принцип отделения церкви от государства. По их мнению, некоторые бизнесмены и чиновники перестраховываются, что и приводит к столь абсурдным запретам и ограничениям. Либералы используют ряд любопытных аргументов. К примеру, они напоминают, что протестанты, создавшие США, весьма прохладно относились к празднованию Рождества. В 1659 году в колонии, позднее ставшей штатом Массачусетс, даже был принят особый закон, который запрещал празднование Рождества Христова. Тогдашние консерваторы считали этот праздник слишком тесно связанным с языческими ритуалами (эту точку зрения отстаивает, например, историк Стивен Ниссенбаум\Stephen Nissenbaum в книге "Битва за Рождество"\The Battle for Christmas). Том Флинн\ Tom Flynn, автор исследования "Проблемы с Рождеством"\The Trouble With Christmas доказывает, что современные рождественские традиции появились сравнительно недавно - лишь в конце 19 века, и считать их основой основ христианской цивилизации, по меньшей мере, неразумно.
Суть идеологии либералов заключается в следующем: США сильны именно по причине отсутствия единых для всех культурных и религиозных ценностей. Американцы не нуждаются в единой культурной идентичности и могут существовать внутри плюралистичной "нации наций". Благодаря этому действует американская система ценностей, где индивидуальное равноправие диктует невозможность вмешательства в жизнь другого человека, имеющего право на свою собственную судьбу. Подобные качества делают американское общество способным достаточно легко интегрировать различные культурные группы и многочисленных иммигрантов.
Именно этот подход используется при оформлении общественных зданий. В 1984 году Верховный Суд США\ Supreme Court вынес вердикт, который ныне определяет правила украшения общественных зданий. К примеру, допустимы картины и композиции, изображающие сцены Рождества Христова, елки, изображения Санта-Клауса и пр. Однако они должны быть дополнены либо светскими символами зимних праздников, либо упоминаниями других религий.
В 2005 году рождественские дебаты приобрели особую остроту. В США активизировались христианские организации, считающие необходимым защиту Рождества. Основан даже общенациональный Комитет за Спасение Счастливого Рождества\Committee to Save Merry Christmas. Ряд влиятельных ассоциаций протестантов объявили, что нанимают 1.5 тыс. юристов, которые будут в судах отстаивать право верующих на Рождество. Консерваторы организуют бойкот магазинов, которые проводят "антирождественскую" политику, избегая использовать традиционный лозунг "Счастливого Рождества" и рождественскую символику. К примеру, "антирождественскую" политику проводит крупная торговая сеть Sears (слово "Рождество" не используется в рекламе и при оформлении магазинов) и пр. В прошлый предрождественский сезон жертвой подобного бойкота стала сеть Target, которая запретила христианской благотворительной организации "Армия Спасения"\Salvation Army собирать пожертвования в своих магазинах. Тогда к бойкоту призвали Американская Семейная Ассоциация\American Family Association и Комитет за Спасение Счастливого Рождества - ныне они утверждают, что потребительский остракизм уменьшил прибыль Target на 7% (учитывались результаты работы компании в период бойкота). Католическая Лига за Религиозные и Гражданские Права\Catholic League for Religious and Civil Rights организовала наступление за крупнейшую в мире сеть розничной торговли Wal-Mart за то, что в рекламе Wal-Mart не упоминается Рождество, однако признаются иудейская Ханука и африканская Кванза, которые отмечаются в одно время с Рождеством.
Защитники Рождества одержали ряд побед. В декабре 2005 года сеть магазинов Macy’s вернула рождественские символы в торговые залы и рекламу. В 2005 году елку, стоящую перед Капитолием, перестали называть "Праздничной Ёлкой" - она вновь стала "Рождественской" (в "Праздничную" она превратилась в 1998 году).
Опросы общественного мнения, проводимые в США, дают весьма противореч?вые результаты. К примеру, исследование, проведенное по заказу телекомпании FOX News фирмой Opinion Dynamics Poll, показало, что 42% американцев считают, что ведется война против Рождества - 48% с этим не согласны. 45% жителей США испытывают чувство возмущения когда магазины стараются не использовать рождественскую символику - 49% находят эту практику вполне оправданной. По данным службы Gallup, 32% американцев раздражает, когда в магазине их поздравляют с "Праздником", а не с "Рождеством". В свою очередь, лишь 3% жителей США возмущаются, когда их поздравляют с Рождеством. 62% американцев считают "антирождественскую политкорректность" негативным явлением, 24% - позитивным. Любопытно, лишь 8% людей, исповедующих иные религии (то есть, не являющихся христианами) обижает, когда их поздравляют с Рождеством. Опрос компании Zogby International показал, что 68% американцев считают вполне допустимым установку новогодних елок в зданиях и на мероприятиях, финансируемых за счет государственных органов. 59% одобряют "государственных" Санта-Клаусов, 54% - сцену Рождества, 51% установку ханукальной меноры, а 34% - символику Кванзы.
По материалам Washington ProFile
Согласно статье 73 Кодекса законов о труде Украины праздничными и/или нерабочими днями в Украине признаются только дни христианских религиозных праздников по исчислению, принятому Православной Церковью - Рождество Христово (7 января), Пасха (первое воскресенье после первого весеннего полнолуния - в 2006 году Пасха приходится на 23 апреля) и Троица (воскресенье, 50-й день после Пасхи). При этом КЗоТ оговаривает, что "за поданням релігійних громад інших (неправославних) конфесій, зареєстрованих в Україні, керівництво підприємств, установ, організацій надає особам, які сповідують відповідні релігії, до трьох днів відпочинку протягом року для святкування їх великих свят з відпрацюванням за ці дні". |