Реджеп Тайип Эрдоган (фото: ЕРА)

Большая чистка в сталинском стиле - так назвали мировые СМИ действия турецкого президента Реджепа Эрдогана после подавления попытки военного переворота 15-16 июля. Воспользовавшись демонстрациями против путчистов, на которые многие турки пришли по призыву имамов, турецкие власти провели массовые задержания и увольнения военных и государственных служащих.

Количество репрессированных
За неделю в стране задержаны или арестованы 9,3 тыс человек, в том числе 6 тысяч солдат и 103 генерала и адмирала - чуть меньше трети высших офицерских чинов, задержаны 1481 судей и прокуроров и 650 гражданских лиц, уволены 8 тысяч полицейских и 100 разведчиков. Министерство образования Турции приняло решение об отстранении 15,2 тысяч учителей школ и частных учебных заведений, в отношении них начато расследование. Совет по высшему образованию призвал отправить в отставку 577 университетских деканов, из них 176 деканов государственных вузов, 401 - частных. Профессорам и преподавателям вузов также запрещен выезд из страны. Кроме того, на фоне попыток Эрдогана изменить Конституцию и ввести президентскую республику, задержаны двое судей Конституционного суда.

21 июля в стране введено при поддержке партий Эрдогана и националистов чрезвычайное положение, приостановлено действие Европейской конвенции по правам человека. Турецкие власти утверждают, что действуют по примеру Франции, которая ввела ЧП после терактов в ноябре 2015 года и серьезных ограничений прав и свобод человека ждать не стоит. Также рассматривается возможность восстановления смертной казни, отмененной в 2004 году. 

Подозреваемые в организации путча после допроса, в первом ряду в центре Акын Озтюрк (Фото - aa.com.tr)

Подозреваемые в организации путча после допроса, в первом ряду в центре Акын Озтюрк (Фото - aa.com.tr)

Турецкое правительство стремится увековечить день разгрома путчистов - отныне 15 июля будет отмечаться День памяти шехидов, то есть погибших мучеников, к которым власти отнесли 60 полицейских, 3 солдат и 145 гражданских лиц, защищавших правительство в дни путча. К шехидам относятся также силовики, погибшие от нападений курдских формирований и террористов ИГ. Участники попытки переворота клеймятся как предатели, они испытывают моральное и физическое давление, о чем свидетельствует видео с подозреваемыми по делу переворота. На их лицах видны следы от побоев, а ухо генерала Акына Озтюрка, которого подозревают в руководстве переворотом, перебинтовано так, что зародились сомнения в его отсутствии. В то же время мэр Стамбула Кадир Топбаш выделил землю под кладбище для погибших путчистов - по официальным данным, убиты 104 участника переворота - и поручил назвать его кладбищем предателей. 

Назначенный виновник

Фетхуллах Гюлен (фото - ЕРА)

Вину за попытку переворота власти возлагают на якобы существующую террористическую организацию проповедника и оппозиционера Фетхуллаха Гюлена (FETO или "параллельное государство", как ее называют власти Турции), проживающего в США. Яростная вражда Эрдогана и Гюлена началась в 2013 году. Проповедник осудил подавление протестов на площади Таксим в Стамбуле в июне 2013 года. В декабре 2013 года полиция задержала по делу об отмывании денег и коррупции троих министров правительства, их сыновей, а также сына Эрдогана - Билала. Правительство Эрдогана добилось увольнения занимавшихся делом полицейских и обвинило организацию Гюлена в организации так называемого "юридического переворота", чтобы очернить правительство. С 2014 года организация Гюлена считается террористической, выдан ордер на его арест, отклоненный Интерполом.

Идеи Гюлена близки к течению суфизма в исламе - на Западе его расценивают как одну из альтернатив агрессивному течению салафизма. Оппозиционер проповедует диалог цивилизаций - христианской, иудейской и мусульманской, приоритет образования, служение обществу и неприятие экстремизма. "Для мусульман важно помнить, что их первая обязанность состоит в том, чтобы олицетворять ислам наилучшим образом, а достичь этого можно лишь за счет долгосрочных инвестиций в образование. Если бы, вместо того, чтобы ненавидеть и мстить всем тем, кто вредит исламским ценностям, был выбран этот курс, то мусульманский мир бы процветал", - отмечает Гюлен. 

В интервью, опубликованном после путча изданием Хизмет Сегодня, оппозиционер обвинил президента Турции в инсценировке переворота, чтобы провести чистки неугодных в армии, в поставке оружия и финансировании террористов Исламского государства, расколе страны из-за политики по отношению к курдам и желании стать "повелителем" всех мусульман. "Об этом косвенно свидетельствуют его собственные слова, в частности о том, что он совершит намаз в мечети Омейядов (в Дамаске), т.е. станет лидером для всех мусульман. После Сирии планировалось распространить свое влияние на Йемен, Египет, страны Магриба", - подчеркнул Гюлен.

Турецкие власти не только стремятся задержать сторонников Гюлена в Турции, но и по дипломатическим каналам добиться запрета школ движения Хизмет зарубежом. От США власти Турции безуспешно требуют выдать Гюлена как "худшего турецкого террориста", намекая на ухудшение отношений, что уже проявилось в отключении на два дня от электричества военной базы Инджирлик, используемой США для бомбардировки позиций ИГ в Сирии. К слову, на авиабазе находятся 1,5 тыс военнослужащих США и 50 американских ядерных бомб.

Госсекретарь США Джон Керри в ответ на турецкие требования заявил, что необходимые доказательства для экстрадиции Гюлена не переданы. Он также отметил, что инсинуации или заявления по поводу роли США в провалившейся попытке переворота являются ложными и наносящими ущерб двусторонним отношениям, а для участия в НАТО Турции нужно придерживаться ценностей правового государства.

Желание турецких властей восстановить смертную казнь, отмененную в 2004 году, вызвало критику в ЕС.  Канцлер ФРГ Ангела Меркель намекнула, что это не совместимо с курсом на евроинтеграцию Турции. Еврокомиссар Йоханнес Хан заявил, что списки для арестов причастных к попытке военного переворота в стране были заготовлены у турецких властей заранее - еще до путча. Иначе сложно пояснить появление списков тысяч репрессированных военных, судей, прокуроров буквально за ночь. 

На этом фоне намечается восстановление отношений с Кремлем. Ожидается, что в августе Эрдоган посетит Россию с визитом. В Турции арестованы два пилота ВВС, которые сбили в ноябре российский Су-24. Еще в ноябре они были героями, а теперь - подозреваемыми в поддержке Гюлена. "Наши с Россией отношения испортили эти негодяи", - прокомментировал CNN Turk задержание пилотов мэр Анкары Мелих Гьочкек.

Комментарий эксперта 

 

В интервью ЛІГА.net лектор Университета Яна Коменского в Братиславе Марина Воротнюк рассказала, какой политический режим создает Эрдоган, куда эволюционируют турецкая армия, отношения Турции с Западом и Россией.

- По вашему мнению, почему этот переворот провалился?

В отличие от предыдущих переворотов, а их было четыре в истории республики, этот не совершался командованием, армией как институтом. Движущей силой были офицеры среднего ранга. Наряду с плохой организацией, это стало причиной провала.

- Какое будущее ожидает турецкую армию после провала переворота?

- В Турции армия всегда была опорой секуляризма, но политические процессы ее не обошли стороной, с начала 2000-ых годов она трансформируется. Раньше турецкие военные не могли открыто практиковать ислам, подвергались административным наказаниям за намаз. Сейчас говорят, что эти ограничения сняты, появились происламские элементы, но трудно выяснить, кого они поддерживают - Гюлена или Эрдогана.

Армия открестилась от тех военных, которые совершали переворот. На руку армии как официальному институту играет то, что козлом отпущения было выбрано движение гюленистов. Армия заинтересована показать, что не совершает военные перевороты, что это все осталось в прошлом и она союзник демократической Турции, а та часть военных, которые попытались совершить переворот, ничего общего с позицией армии уже не имеет. Понятно, что психологическая атмосфера напряженная, во многих случаях военные чувствовали себя ущемленными неоднократно, когда их широкие полномочия постепенно сужались. Именно при Эрдогане над армией был установлен полный гражданский контроль, которого раньше не существовало. Это необходимый элемент, но президент Турции пользуется этим, чтобы уничтожать всю инакомыслящую оппозицию, в том числе в вооруженных силах.

- Чем идейно отличается движение Гюлена от партии Эрдогана?

И Гюлен, и Эрдоган характеризуют себя как умеренные исламисты. Эрдоган говорит, что его партия - аналог христианских демократов в ЕС, политическая сила, ратующая за консервативные ценности. Идеология Гюлена - идея диалога цивилизаций, ориентированная на мир, она имеет миллионы сторонников во всем мире, свыше тысячи школ и миллионы выпускников. В Турции школ уже нет - они официально запрещены. Даже в соседнем Азербайджане после попытки переворота закрылся Кавказский университет в Баку, связанный с Гюленом, закрыта азербайджанская версия газеты Zaman. Сколько в Турции гюленистов - никто не знает. Сам Гюлен осудил попытку переворота и похвалил сторонников за то, что они не сопротивлялись арестам и остались верны официальной идеологии ненасилия движения Хизмет.

- Какими будут действия Эрдогана в ближайшее время?

- Эрдоган, воспользовавшись этим, как он сам сказал "подарком от Аллаха", будет пытаться монополизировать власть и избавиться от сдерживающих элементов во всех институтах власти. Под маховик репрессий попали все элементы общества, которые являются интеллектуальной оппозицией. Страна движется в сторону все более авторитарного режима. И Эрдогана не пугает реакция США или стран ЕС.

"Для турецких либералов плохая демократия - это лучше, чем хороший военный переворот, который был бы символом краха демократической Турции"

- Почему оппозиция не поддержала переворот?

-  Это был редкий случай, когда партии с несовместимой идеологией выступили единым фронтом против попытки переворота. Атака на парламент была символическим жестом, который убедил , что атака была совершена не только лично на Эрдогана и его партию, но и на парламент, а значит, демократию, в целом. И оппозиция поддерживает версию, что за попыткой переворота стояли гюленисты. Этот протест объединил как симпатиков Эрдогана, которые поддерживают его по экономическим или религиозным причинам, так и либералов. Для турецких либералов плохая демократия - это лучше, чем хороший военный переворот, который был бы символом краха демократической Турции. Эрдоган - действительно демократически избранный президент. Даже те, кто не любит его, хотят изменений конституционным путем.

- При каких условиях может произойти успешный переворот?

- Я полагаю, эра военных переворотов в Турции позади. В армии будут оставаться люди, которые не согласны с политикой Эрдогана и не голосуют за его партию, но в целом, армия изменилась. В 1980 году, когда был совершен классический военный переворот, были совершенно другие геополитические условия. В 1997 году был так называемый "постмодерный" переворот, он был бескровным, премьер-исламист Эрбакан был устранен под нажимом военных, но мирно. В 2007 году, когда сторонник Эрдогана Абдулла Гюль избирался на пост президента в парламенте, армия вывесила на сайт предупреждение о том, что не допустит избрания человека, жена которого носит платок. Тем не менее, Гюль стал президентом, армия не отреагировала насильственным методом. Постепенно турецкая армия переходит к образцу европейских армий, которые не принимают решения вместо гражданских властей, подчиняются гражданскому контролю.

- Можно ли сказать, что система, выстроенная Ататюрком, провалилась?

- В Турции никогда не существовало либеральной демократии в ее европейском понимании, она всегда была гибридная, нелиберальная. Доминировали военные, которым, если они не одобряли действия власти - устраняли ее. Такой режим трудно назвать демократическим, тем не менее, это не мешало Турции быть членом НАТО. Все спекуляции об исключении Турции из НАТО - это всего лишь спекуляции. Когда Турцию принимали в НАТО в 1952 году, она была не более демократической, чем сейчас. Политический режим Турции сейчас лавирует от нелиберальной демократии к какой-то новой форме правления. Можно ее назвать captured state - захваченное государство, в котором государственные институты монополизированы определенной группой, чаще всего олигархической. Кстати, этот термин употребляют также по отношению к России. Политические портреты Эрдогана и Путина очень похожи, равно как и стиль руководства государством.


Сторонники Эрдогана (фото - ЕРА)

- Есть ли угроза гражданской войны в Турции?

Нет, это апокалиптические прогнозы. Конечно, будет продолжаться деятельность Рабочей партии Курдистана, дестабилизация на границе с Сирией и в юго-восточных районах. Эрдоган этим пользуется для демонстрации того, что именно он и его режим сильной руки способен удержать Турцию от полного краха и распада. Для многих турок это серьезный аргумент в его поддержку. Нынешняя политическая ситуация в Турции, когда авторитарный лидер призывает народ сплотиться под флагом борьбы против внешних и внутренних врагов, естественна для всех стран, находящихся в сложных геополитических условиях. Но предпосылок для распада государства нет, есть сильная армия и переворот показал, что она настроена на поддержание конституционного строя, каким бы он ни был.

Читайте также: Борьба курдов. Как выглядит большая политика на Ближнем Востоке

- Если не выдадут Гюлена, будут ли испорчены отношения с США?

- За историю американско-турецких отношений были десятки подобных недружелюбных заявлений, конфликтная дипломатическая риторика, но все равно это партнерство имеет стратегический характер. Вспомните, как Турция реагирует на вопрос признания армянского геноцида, по-моему, это всегда наносило более серьезный удар, чем сейчас вопрос о Гюлене. Это не первый раз, когда отношения США и Турции омрачаются из-за Гюлена.

- Почему улучшаются отношения Турции и России?

Когда в ноябре отношения ухудшились из-за сбитого самолета, можно было предсказать, что отношения нормализуются. Я не исключаю, что та игра мускулами была рассчитана лишь на публику и Москвой, и Анкарой, а возвращение к "бизнесу как обычно" было неизбежным.

Читайте также: Россия против Турции. Ресурсы сторон в новой гибридной войне

- Может ли Россия для Турции заменить Запад как основного партнера?

- Россия и США очень важны Турции в разных измерениях внешней политики. НАТО будет оставаться главным элементом архитектуры безопасности Турции. Для Турции символическая поддержка НАТО и США очень важна. Россия также очень важна для Турции - больше половины природного газа страна импортирует из России, турецкие строительные фирмы и сфера туризма потеряли миллионы после приостановки сотрудничества. Для России Турция важна, так как она не присоединилась к санкциям Запада против РФ в связи с агрессией против Украины и не вводила ограничения на торговлю с Россией после уничтожения российского самолета. России было важно показать, что есть член НАТО, который не является "американской марионеткой". Но Россия не может заменить ЕС, США и НАТО - это разные измерения сотрудничества, российский рынок не заменит рынок ЕС, с которым турецкая экономика интегрирована в рамках таможенного союза.

Читайте также: Черноморский альянс: как агрессия РФ сближает Украину и Турцию

- Какой урок нужно вынести Украине из этой ситуации?

- Урок для украинских политиков и экспертов состоит в том, что чрезмерный оптимизм по поводу ухудшения российско-турецких отношений, который автоматически приведет к усилению отношений украинско-турецких - не обоснован. Российско-турецкие отношения выйдут на рабочий уровень, стороны будут говорить об АЭС в Турции, которую строит Росатом, Турецком потоке. Эти проекты заставят Россию и Турцию работать в режиме "бизнес как обычно". 

Читайте также: Десять фактов о попытке переворота в Турции 

Военный переворот в Турции: хроника

Военные, взрывы и танки: ключевые фото переворота в Турции

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.