Египетские либералы проигрывают борьбу за власть конкурентам-исламистам (фото - ЕРА)

Политический строй в Египте меняется на глазах. Спустя год после начала в стране революционных событий власть переходит от авторитарной, но светской власти свергнутого президента Хосни Мубарака к силам исламистского толка. Умеренная Партия свободы и справедливости, за которой стоит исламская организация Братья-мусульмане, получила в Народной ассамблее (нижней палате парламента) около 40% депутатских мест, радикальная салафитская партия Ан-Нур - около 25%. За ними следуют либеральная партия Новый Вафд и светский Египетский блок.

Стоит напомнить, что в 1954 году после неудачного покушения исламистов на президента Гамаля Абдель Насера деятельность Братьев-мусульман в Египте была запрещена, некоторые активисты были арестованы. Участие в парламентских выборах Братья-мусульмане принимают с 1984-го. Отсутствие легального статуса (закон 1954 года о запрете организации до сих пор не отменен) заставляет их выступать либо по спискам зарегистрированных партий, либо в качестве "независимых" кандидатов.

Что дальше?

Согласно графику политических реформ, определенному переходной властью военных, выборы в верхнюю палату парламента, Совет шуры, пройдут с 29 января по 11 марта, а выборы президента - в июне. Успех религиозных партий еще не означает их автоматического прихода к власти, поскольку, по конституции Египта, ключевая роль в назначении правительства принадлежит президенту, чью роль в настоящее время исполняет Временный военный совет.

Однако уже сейчас с немалой долей вероятности можно говорить о том, что и в 2012 году ситуация на берегах Нила будет далека от спокойствия. Будущая политическая система находится лишь на стадии формирования. Братья-мусульмане теперь окажутся под пристальным вниманием - со стороны либеральных и революционных сил, обеспокоенной интеллигенции и женской части населения, которая опасается ущемления своих прав. В этой связи проигравшим на выборах либералам как раз и может быть отведена функция контролирующей стороны.

Парламентский шариат

Исламисты проявили себя с первого дня пребывания в новом парламенте. 23 января на церемонии присяги депутатов в зале разгорелась перепалка. В момент произнесения клятвы депутат от салафитской партии Мамдух Исмаил к традиционному, отработанному годами, тексту самовольно добавил фразу: "... и что не противоречит шариату (совокупности правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающим значительную часть жизни мусульманина, - ред.)". Председательствующий на сессии возразил против самодеятельности, потребовав от депутата четко соблюдать текст присяги. Несмотря на замечание, депутат вновь произнес присягу, завершив ее словами о шариате. Его примеру последовали и некоторые другие депутаты парламента.

Тем временем, по словам заместителя председателя Партии свободы и справедливости Исама аль-Арьяна, Братья-мусульмане не стремятся навязать исламские ценности египтянам. "Мы представляем умеренную и справедливую партию и стремимся к применению законодательства на справедливой основе, которое уважало бы права человека и личные свободы граждан", - подчеркнул он. Аль-Арьян отметил, что "братья" не разделяют стремлений салафитской партии Ан-Нур пропустить личную жизнь египтян через призму строгих норм исламской морали. "Мы уважаем образ жизни и религию других людей", - заявил он.

Сила протестов

Вполне вероятно, что новые депутаты не продержатся до конца парламентского срока - год назад египтяне на площади Тахрир уже ощутили, чего могут добиться при помощи демонстраций. Всего месяц назад Каир охватила новая волна недовольства. Тысячи демонстрантов, требующих прекращения правления военных в Египте, вступили в столкновения с органами правопорядка, а также сожгли десятки автомобилей и зданий. В результате более десяти человек погибли и еще около 500 - получили травмы. 24 января глава Высшего совета вооруженных сил Египта фельдмаршал Хусейн Тантауи заявил в письме к Народному собранию о передаче ему законодательных полномочий. Но не факт, что политика не вызовет новые вспышки народного гнева.

Однако в последнее время египтяне стали решать с помощью протеста не только политические вопросы. Так, в декабре протестующие в городе Кена остановили целую колонну туристических автобусов, которые везли туристов в Луксор на экскурсию. Участники акции перегородили дорогу транспорту бревнами. Как объяснили гиды, местные жители проводили акцию протеста против отключений газа. 38 автобусов после более трех часов ожидания были вынуждены отъезжать в обратном направлении задним ходом, поскольку развернуться не было возможности. Экскурсия оказалась сорвана. Благо, более 200 протестующих не проявили агрессии в отношении туристов.

Впрочем, не все акции могут оказаться безобидными. В конце прошлой недели вооруженные бедуины захватили курортный комплекс Aqua Sun на Синайском полуострове. Нападавшие взяли в заложники служащих отеля, потребовали $660 тысяч в качестве выкупа и пригрозили разгромить курорт и забрать оборудование. Бедуины заявили, что владеют этой землей, хотя местные власти утверждают, что давно ее выкупили.

Женщины и выпивка на курортах не исчезнут

В декабре прошло года туристов, привыкших к безмятежному отдыху на берегах Красного моря, встревожили сообщения о том, что исламисты после прихода к власти не обойдут вниманием и туристическую тему. Кандидат от Братьев-мусульман Азза аль-Жарф, выступая перед сторонниками, заявил, что туристы не должны употреблять алкоголь, когда приезжают в Египет. Его единомышленники были еще радикальней: стали призывать к "безгрешному пляжному отдыху" - без алкоголя, без бикини и с раздельными пляжами для женщин и мужчин.

Несмотря на это, вскоре после выборов заместитель председателя Братьев-мусульман Иссам Эр-Риан заявил, что слухи о том, что в сфере туризма будут введены законы шариата, распускаются сторонниками Хосни Мубарака. "Тем, кто зарабатывает на жизнь обслуживанием туристов, не о чем беспокоиться. Наша цель - довести число посещающих Египет иностранцев до 20 миллионов в год", - сказал он. В свою очередь глава комитета по туризму Партии свободы и справедливости Ахмед Сулейман заверил, что туристы будут сами решать, что им носить, есть и пить.

Туризм наряду с эксплуатацией Суэцкого канала - важнейший источник иностранной валюты для египетской казны. До свержения Мубарака в сфере туризма было занято около 13% трудоспособного населения. Поступления от туризма составляли 10% ВВП. "Арабская весна" изменила эту ситуацию. Страх перед анархией заставил праздных иностранцев, желающих потратить деньги и не желающих рисковать жизнью и здоровьем, искать другие места для отдыха. В результате только на Синае на грани банкротства оказались 40% гостиниц.