Уолл-стрит: захваченный, но непобежденный
Цель участников акции - длительный захват финансового центра Нью-Йорка (а фактически - финансового центра мира) для привлечения общественного внимания к "преступлениям финансовой элиты" и призыв к структурным изменениям в экономике. Причем, в экономике не только США: начавшаяся 17 сентября с участия нескольких сотен протестующих кампания давно вышла за пределы Штатов.
Левые радикалы дали демократам Барака Обамы надежду новой мобилизации перед президентскими выборами 2012 года, а республиканцам - лишний повод поговорить о разложении американских ценностей.
У акции нет ярко выраженного лидера, но мысль о протесте родилась в группе Adbusters - канадской некоммерческой антипотребительской организации.
В США, помимо Нью-Йорка, демонстрации "Захвати Уолл-стрит" проходят и в других городах. Как утверждают активисты, они поддерживают связи и координируют свои акции с единомышленниками в крупных городах Североамериканских Штатов и за рубежом - в Испании, Канаде, Израиле, Португалии, Греции, Австралии, Великобритании и других странах.
Происходящее на Уолл-стрит Барак Обама назвал "свидетельством растерянности американского народа в период, когда наблюдается крупнейший финансовый кризис со времен Великой депрессии". Президент косвенно возложил ответственность за народный гнев на своих оппонентов: "А вы по-прежнему видите все те же знакомые лица, которые безответственно пытаются воспрепятствовать усилиям по изменению практики финансовых злоупотреблений, которые, в первую очередь, и привели нас к этим проблемам".
Демонстранты используют короткий, но емкий слоган "Нас 99%". В нем отражается экономический тренд, начавшийся в 1970-х, когда большая часть богатства Соединенных Штатов сконцентрировалась у 1% населения страны.
Согласно проведенному опросу, 54% американцев положительно относятся к протестам. Противников более чем вдвое меньше - 23%. О своей поддержке акции заявили несколько знаменитостей. Среди них - музыканты Том Морелло и Anti-Flag, актеры Алек Болдуин, Розанна Барр и Марк Руффало, писатели Салман Рушди, Маргарет Этвуд и Наоми Кляйн.
Тем не менее, нью-йоркские полицейские в ночь на минувший вторник начали операцию по сносу палаточного городка, разбитого участниками протестного движения в парке на Манхэттене. Мэрия города сообщила через Twitter, что протестующим необходимо "временно покинуть территорию и убрать палатки и тенты", добавив, что они смогут вернуться после очистки парка.
Однако не все обитатели палаточного городка на Манхэттене согласились покинуть его по первому требованию полиции. После столкновений со стражами порядка несколько человек получили травмы, а десятки участников акции были арестованы. Вскоре после разгона палаточного городка суд разрешил участникам движения вернуться в парк. Активисты движения уже заявили о подготовке новых акций.
Разгон демонстрации в Нью-Йорке последовал за аналогичной полицейской операцией, проведенной в Калифорнии. Ранним утром в понедельник силы правопорядка снесли палаточный лагерь в Окленде, задержав более 30 активистов на площади Франка Огавы. Репутация этого лагеря была подмочена частыми вспышками насилия, как в нем самом, так и в его окрестностях. Один из инцидентов последних недель там закончился убийством человека. Это дало полиции основания объявить территорию площади местом преступления, несмотря на уверения жителей палаточного городка в том, что стрельба не была связана с их протестом.
По мнению некоторых аналитиков, движение "Захвати Уолл-стрит" - историческая веха для переоценки капитализма. Есть мнение, что вступить в борьбу за реорганизацию мировой экономики необходимо "сейчас, пока демографическая ситуация не стала еще хуже для молодых и продуктивных".
Отставной профессор Университета Южного Иллинойса и основатель Global Media Research Center Джон Даунинг считает, что сегодняшние протестные движения по всему миру продолжают идеологическую линию "движений за социальную справедливость". "Для меня нет никаких сомнений в том, что мужество и решимость греков, иранцев, тунисцев, египтян, сирийцев, йеменцев, бахрейнцев и испанцев вызвали чувство неловкости у народов, пассивно мирящихся со своей участью, тогда как другие готовы на смерть, пытки, увечья и тюрьму", - говорит ученый. И обращает внимание, что революционный цикл очень продолжителен, а движение за переоценку капитализма находится в самой начальной стадии, хотя появление социальных сетей может ускорить этот процесс.
Тем временем говорить о каких-либо положительных результатах для участников акции по истечении двух месяцев не приходится. На данный момент, помимо разогнанных палаточных городков и сотен арестованных из числа митингующих, конкретных шагов по удовлетворению требований возмущенных граждан со стороны властей не последовало. Впрочем, учитывая глобальность, а иногда и абстрактность требований, на скорый результат рассчитывать вряд ли стоит.
Александр ИЦЕНКО