Игорь Семиволос: Ситуация в Турции напоминает Украину
Еще несколько дней назад никто не мог предположить, что экономически успешная и стабильно растущая в течение многих лет Турция может окунуться в масштабные уличные протесты и столкновения. Но уже сегодня МИД Украины рекомендовал украинцам воздержаться от поездок в Турцию, а тем, кто уже там, посоветовал держаться подальше от акций протеста.Что произошло и чем это может закончиться, в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
- Конфликт в Турции вокруг реконструкции парка в Стамбуле превратился в крупномасштабные антиправительственные акции. Очевидно, что строительный вопрос стал последней каплей для всплеска эмоций. В чем причина жестких столкновений?
- В турецком обществе всегда существовали определенные противоречия, которые заключаются в том, как разные политические силы видят дальнейшее развитие государства. Проблемы между условными исламистами и условными националистами в Турции существуют очень давно, практически, с момента основания Турецкой Республики. В свое время турецкие исламисты вели себя очень жестоко по отношению к националистам. Иными словами, традиция жестокого отношения к своим оппонентам в Турции существовала всегда, вне зависимости от того, кто находится при власти.
Тайип Эрдоган пришел к власти под лозунгом реформ (в 2002 году его умеренно-исламистская Партия справедливости и развития победила на парламентских выборах, а в 2003-м он стал премьер-министром, - ред.). Прежде всего, эти реформы были направлены на качественное госуправление и трансформацию внутренней и внешней политики Турции в сторону Европы, европеизацию страны в целом. При этом в рамках европейской идеи турецкое общество приняло концепцию, что ислам является частью турецкой культуры и люди, которые придерживаются исламских ценностей, не должны быть дискредитированы. Но Эрдоган с самого начала своего правления подчеркивал, что Турция - это светское государство.
После 11 лет правления Эрдогана можно констатировать: он и его политическая сила достигли существенных успехов. Они реально создали новый средний класс, они достигли серьезных успехов в экономике, в государственном управлении и обеспечили военную безопасность страны. Но в то же время в какой-то момент Эрдоган начал внедрять в светскую жизнь определенные идеи ислама. В рамках дискуссии с немногочисленными политическими оппонентами, которые в целом не имеют возможности для составления конкуренции правящей силе, начали возникать предложения расширять религиозные правила в публичном пространстве.
Сегодня некоторые говорят, что людей к митингам подтолкнул запрет продавать алкоголь лицам, не достигшим определенного возраста. Это не совсем правильно. Это была одна из последних капель в чаше недовольства среди части общества, однако основная причина происходящего - предчувствие того, что в светское пространство государства все больше приходит религия. И если раньше одна из сторон только выступала за права религии, то теперь этот процесс перешел в форму навязывания своих правил. То есть налицо конфликт между светским и религиозным видением будущего государства.
- Нельзя сказать, что все, кто поддерживает Эрдогана - исламисты. Это абсолютно не так. Эрдогана в борьбе за власть поддержал средний класс. Однако если сейчас ситуация с религией не изменится, этот же средний класс может пересмотреть свое отношение к премьеру. Сейчас партия Эрдогана имеет около 60% электоральной поддержки в обществе. Но как поведут себя ее сторонники в момент политического кризиса - большой вопрос. Ведь вирус тревоги распространяется очень быстро, и еще пару дней назад никто даже и не мог предположить, что в Турции может произойти нечто подобное.
- Нынешнее протестное движение возникло спонтанно, и конкретного плана у людей нет?- Это спонтанный процесс. И очевидно, что у протестующих не слишком много шансов достигнуть максимальных результатов. Сейчас люди пытаются получить пространство для того, чтобы их услышали, и пока что им это удается. Если Эрдоган пойдет на переговоры и некоторые требования протестующих будут удовлетворены, конфликт может постепенно затихнуть. Однако если Эрдоган продолжит действовать так, как он поступает сейчас, будет угрожать вывести на улицы своих сторонников, конфликт лишь сильнее разгорится. Развитие событий окажется неприятным.
- Требование смены власти - это реальная цель протестующих?
- Требование отставки - это только требование. На самом деле, люди предлагают начать дискуссию. При этом стоит помнить, что Эрдоган очень упрямый и самоуверенный человек. Есть опасность, что в условиях давления он пойдет иным путем. Нынешний конфликт не имеет отношения к экономике, он не столь политический. В этом конфликте - глубинные противоречия в видении будущего Турции.
- Такое поведение полицейских в подобных ситуациях - обычное явление для турецкой общественно-политической культуры. Это связано с историей развития государства. Раньше за подобные вещи и вовсе вешали и расстреливали.
- Как могут отреагировать на происходящее в Турции ее партнеры по НАТО и Евросоюз?
- Возрастающий уровень насилия в Турции вызывает в странах Альянса как минимум обеспокоенность. В данный момент ситуация более-менее властью контролируется. Но в условиях, когда полиция сверх меры применяет насилие, Турция может попросту скатиться к гражданской войне. Очень важную роль может сыграть сам Эрдоган. Если он пойдет на переговоры или согласится на участие посредников, в том числе от Евросоюза, ситуация может стабилизироваться.
- Некоторые уже проводят аналогию с "арабской весной"...
- Нет, это совсем другой случай.Прежде всего, в Турции есть демократия, есть демократический процесс. Эрдоган пришел к власти после демократических выборов. Более того, его поддерживает большинство населения. Проблема заключается в том, что Эрдоган с какого момента перестал прислушиваться к меньшинству, он начал его игнорировать.
- С чем это связано?
- Есть такое советское выражение - "головокружение от успехов". Команда Эрдогана после прихода к власти действительно очень много сделала. Однако в какой-то момент они почувствовали себя в том положении, когда им уже никто не угрожает, и можно делать все что угодно. Ситуация во многом похожа на то, что сейчас происходит в Украине. Разница только в том, что украинская власть не имеет не то что 60% поддержки граждан, но, думаю, даже 20%.
Подробнее: Протесты в Турции: оппозиционеры выкладывают фото жертв полиции