Результаты первого тура президентских выборов во Франции показали, что большинство граждан этой страны не равнодушны к тому, каким путем будет идти государство в ближайшие 5 лет. Как сообщает Би-би-си, на избирательные участки в минувшие субботу и воскресенье пришли 85% французов, имеющих право голоса. Это самая высокая явка на президентских выборах с 1965 года.

Одержанная лидером ультраправого "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пеном победа в первом круге выборов 2002 года заставила французов вернуться к традиционному разделению на левых и правых, отказавшись от поддержки крайних политических сил. Это позволило правоцентристу Николя Саркози завоевать симпатии 31% избирателей, что вызвало ликование собравшейся у штаб-квартиры "Союза за народное движение" (СНД) молодежи. Между тем, Сеголен Руаяль, за которой стоит Социалистическая партия, также выступила неплохо. Имея в активе 25% голосов, ее сторонники вздохнули с облегчением, вспоминая довольно бесцветную избирательную кампанию. Ле Пен же остался на четвертой позиции, получив 11%, хотя его взгляды на патриотизм, иммиграцию и самоуважение французов в той или иной форме были взяты на вооружение как Соцпартией, так и СНД в попытке переманить на свою сторону его электорат.

В статье говорится, что Н.Саркози и С.Руаяль уже вступили в борьбу за дополнительные голоса, которые потребуются им во втором туре 6 мая. Оба надеются привлечь те 18% голосовавших, которые поддержали лидера "Демократической силы" Франсуа Байру. Его призывы придерживаться центристского курса и повести Францию по "третьему пути" не смогли изменить политическое лицо страны. Ожидается, что в среду Ф.Байру объявит, кого из двух оставшихся кандидатов он поддержит во втором раунде.

Задачей Н.Саркози было смягчить сложившееся представление о нем как об агрессивном и импульсивном политике, не заслуживающем доверия. Поскольку его противники акцентировали внимание на его высказываниях в ходе беспорядков 2005 г., когда он пообещал вымести "отребье" из парижских окраин. Поэтому он построил свою кампанию на призыве к гармонии. По его словам, "он хочет лишь одного: привести народ Франции к новой французской мечте, мечте о республике братьев, в которой каждый найдет себе место, где один не будет бояться другого и где разнообразие будет не угрозой, а богатством".

Левые же, напротив, утверждают, что он разрушит полюбившуюся французам общественную модель, сделав богатых богаче, а бедных - беднее. Н.Саркози также сфокусировал свою кампанию на ослабленной экономике Франции и на безработице, которая упорно охватывает 9% трудоспособного населения.

С.Руаяль, со своей стороны рассчитывает на голоса недовольных позицией Н.Саркози, намерена играть на опасениях по поводу его характера и его желании заставить французов работать дольше и больше. "Через 2 недели Франция выберет свой путь и свое лицо", - заявила С.Руаяль. По ее словам, "6 мая будет сделан выбор между двумя разными направлениями". "Я обращаюсь к тем мужчинам и женщинам, которые хотят, чтобы во Франции восторжествовала республика взаимоуважения, ведь мы знаем, что не бывает свободы без справедливости, а экономического роста - без социального прогресса", - сказала С.Руаяль.

Французы действительно поставлены перед выбором, отмечает Би-би-си. Н.Саркози идет ко второму туру выборов явным фаворитом: согласно опросам общественного мнения, на его стороне 54% респондентов при 46% поддержке у С.Руаяль. И все же социалисты не теряют надежды. В штаб-квартире партии молодая активистка выразила уверенность, что С.Руаяль станет первой женщиной-президентом Франции.

Оптимистично настроена и депутат Европарламента Перванш Берес. "Многие говорили, что дело не дойдет до второго тура, но теперь мы видим, что французы хотят серьезных дебатов между носителями двух взглядов на общество", - сказала она Би-би-си.

П.Берес утверждает, что "стране нужны реальные перемены, и они произойдут, невзирая на исход голосования, потому что речь идет о новом поколении политиков".

Бывший Министр торговли и промышленности от СНД Кристин Лагард высказывается в защиту личности Н.Саркози, отвергая обвинения в его агрессивности. "Эта репутация не имеет никаких оснований, - настаивает она. - Легко приписать человеку агрессивность, когда он просто со страстью относится к порученному делу. Он желает добра французам, хочет, чтобы они засучили рукава и создали новую Францию".

Французы смогут сравнить взгляды кандидатов на президентский пост в ходе их первых теледебатов 2 мая. Однако битва двух совершенно разных концепций уже идет полным ходом.