Сегодня зарубежная пресса уделила особое внимание неожиданной смерти Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Так, американское издание "The Washington Post" пишет, что С.Ниязов умер в 66 лет, и будущее его страны находится в руках его ближайшего окружения. Но кто бы ни стал преемником Туркменбаши, его ждут непростые времена.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Газета отмечает, что борьба представляется неизбежной, так как режим С.Ниязова был построен на том, что он будет возглавлять страну вечно, а любые планы передачи власти были просто немыслимы. Некоторые туркменские политики, которые ранее бежали за границу, теперь намерены вернуться в страну, тем самым усугубляя будущую борьбу. Есть также вероятность того, предполагает "The Washington Post", что эта борьба не ограничится элитами, а выплеснется за их пределы и обернется массовыми беспорядками, поскольку природные ресурсы Туркмении являются очевидным источником власти, и в борьбе за контроль над ними туркменская элита рано или поздно попытается обратиться за поддержкой к загранице.

"Ставки в этой игре весьма высоки. Для России наличие надежного и покладистого партнера в лице Туркменистана будет означать значительную консолидацию ее энергетической мощи и усиление ее позиций по отношению к бывшим советским республикам. Остается только надеяться на то, что грядущие перемены хоть немного улучшат жизнь туркменского народа. Однако, учитывая то, что на кону находится баланс сил в Центральной Азии, вряд ли нарушения прав человека будут главной заботой.

Еще одна американская газета "The Wall Street Journal" пишет о том, что смерть С.Ниязова может спровоцировать жесткую схватку между Россией и Западом за влияние в стране, обладающей пятым по величине мировым запасом природного газа.

За период правления С.Ниязова Туркменистан был во многом политическим и экономическим изгоем, с которым имела дело только Россия и в последнее время Китай. Однако его смерть может возродить интерес Запада к огромным природным недрам, особенно сейчас, когда растет обеспокоенность в связи с энергетической безопасностью.

Россия, вероятно, получит преимущество в любой гонке за влияние в Туркменистане. У Президента РФ Владимира Путина имеются давние тесные связи с руководством Туркменистана, а в сентябре российская газовая монополия "Газпром" заключила сделку с С.Ниязовым, узурпируя экспорт туркменской нефти в ближайшие 3 года.

Однако некоторые аналитики говорят, что новый лидер может попытаться пересмотреть договор о ценах на экспорт газа или найти альтернативу "Газпрому". Импорт туркменского газа помогает "Газпрому" удовлетворять внутренний спрос и выполнять свои обязательства перед иностранными клиентами, такими как Украина. Любые изменения могут вызвать проблемы с поставками в России и сказаться на европейских покупателях.

В статье говорится, что смерть С.Ниязова может также возродить попытки, поддерживаемые Западом, проложить для газа из Центральной Азии новые маршруты. США проталкивают проект строительства трубопровода под Каспийским морем, который шел бы из Туркмении, минуя Россию. Однако западные компании говорят, что они не смогли прийти к соглашению с эксцентричным С.Ниязовым в отношении этого проекта. "Проблемы Туркменистана были напрямую связаны с С.Ниязовым, и теперь, когда он ушел, открывается масса возможностей", - говорит директор Центра евразийской политики Института Хадсона в Вашингтоне Зейно Баран. "Вопрос в том, кто воспользуется этими возможностями? Россия или Европа и Америка?"