Тема дня. Почему ГПУ и НАБУ спорят из-за "денег Януковича"
Фото: iStock/Global Images Ukraine

В начале месяца у Генеральной прокуратуры и НАБУ появился еще один спорный вопрос - спецконфискация. Стороны уже обменялись обвинениями, конфликт уже прокомментировали в президентском блоке. В чем тут дело - в материале LIGA.net.

С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ.
Государственная служба финансового мониторинга еще в начале 2015 года заблокировала $1,42 млрд на счетах нерезидентских компаний, связанных с беглым экс-диктатором Виктором Януковичем и его командой (Курченко, Клименко, Арбузов и др.). По другим данным, деньги были заблокированы на счетах Ощадбанка, ПриватБанка, Укрэксимбанка с 2014 года.

В конце апреля уже этого года СНБО сообщил, что $1,5 млрд преступной организации Януковича конфискованы и будут зачислены в бюджет. Соответствующее решение принял Краматорский суд 28 марта. Тогда же сообщалось, что средства уже поступают на счета Ощадбанка.

3 мая президент Петр Порошенко сообщил, что конфискованные у окружения Януковича средства в размере $1,1 млрд зачислены на счета Госказначейства.  Еще $200 млн в ценных бумагах будут переданы Минфину и на эту сумму будет уменьшен внутренний долг государства. 

Примерно в то же время Госказначейство отчиталось о поступлении 28 апреля 30 млрд грн от спецконфискации.

Минфин разъяснил: $1,1 млрд (около 30 млрд грн) перечислены на счет Госказначейства, однако поступления свыше плана могут быть использованы только после внесения изменений в закон о государственном бюджете. План по спецконфискации в госбюджете-2017 составлял только 11,5 млрд грн. Арестованные облигации, которые были погашены до конца 2016 года, включены в $1,1 млрд. Непогашенным оставался один выпуск на размером $200 млн.

А сумма в $1,5 млрд включала облигации и средства на счетах в Ощаде и в Укргазбанке.

КАК РАЗВИВАЛОСЬ. В середине июня вдруг выяснилось, что информация о приговоре Краматорского суда о спецконфискации отсутствует в Едином госреестре судебных решений по просьбе Военной прокуратуры.



yanukovych3.jpg

 
22 сентября Луценко сообщил о вступлении в законную силу решения суда о спецконфискации банковских активов окружения Януковича на общую сумму $200 млн (со счетов в государственном Укрэксиме). Перечисление денег в Госказначейство, как сказала в НПУ, началось в тот же день.

Практически одновременно с этим Печерский райсуд Киева обязал Ощадбанк обнародовать сумму денег на счетах Януковича, а также о стоимости ценных бумаг, которые хранились по его поручению в этом банке на 10 ноября 2016 года.

Решение было принято на заседании по рассмотрению иска Януковича к главе Ощадбанка Андрею Пышному о якобы распространении им неправдивой информации о наличии на счетах беглого экс-президента в финучреждении $1,15 млрд. Как заявлял адвокат Януковича Виктор Сердюк, у его клиента в Ощадбаке было только 31 млн грн и $84 тыс.наличных средств.

В Ощаде на это ответили, что информация о средствах экс-президента содержит банковскую тайну.

В конце концов суд взял в данном вопросе перерыв до 16 декабря.

К истории вернулись в октябре, когда Луценко напомнил о конфискации $1,5 млрд ранее и $200 млн - на днях."Эти средства возвращаются согласно закону, согласно решениям суда и они вызывают вопросы только у тех, кто раньше работал в ведомствах Курченко и Клименко", - сказал тогда генпрокурор.

А через месяц генпрокурор вдруг заявил, что детективы НАБУ хотят получить то самое засекреченное решение суда по спецконфискации. По мнению Луценко, решение может быть использовано для того, чтобы вернуть средства Януковичу. На вопрос LIGA.net, означает ли это, что, по его версии детективы, НАБУ работают на адвокатов Януковича, Луценко ответил отрицательно.

Генпрокурор также сообщил, что у ГПУ есть справки от Ощада о том, что средства перечислены, а также справки от Госказначейства о том, что средства зачислены в бюджет. "Тем не менее, НАБУ заявляет, что средства из Ощадбанка куда-то пропали. Это не соответствует действительности", - добавил он.

Ранее в НАБУ заявили, что пытаются установить местонахождение около $156,8 млн и 218,1 тыс. грн, которые принадлежали связанной с депутатом Александром Онищенко компании Quickpace, и были арестованы по решению Соломенского суда от 24 мая 2016 года на счетах в Ощадбанке в рамках расследования  "газового дела".Генпрокуратура не предоставила оснований для снятия со счетов в Ощадбанке этих арестованных $156 млн.

Возникает резонный вопрос, как связаны Онищенко и Янукович? В НАБУ говорят, что основателем и владельцем Quickpace была компания Prontoservus, подконтрольная Сергею Арбузову.

В своем комментарии НАБУ упоминает некоего Аркадия К., "по которому Краматорским судом был вынесен приговор, который, собственно, и стал основанием для спецконфискации". И из комментария следует, что гражданин К. имеет отношение к "деньгам Януковича", а вот к "деньгам Онищенко" - нет, т.е., напрямую "деньги Онищенко" и "деньги Януковича" не связаны. А значит,обвинения ГПУ в подыгрывании Януковичу и ссылки на секретность решения Краматорского суда бессмысленны и вообще выглядят подозрительно, сказали в НАБУ. 

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ. Через несколько дней история с разными деньгами дошла до БПП. В президентской партии тут же потребовали назначить в НАБУ аудитора от Верховной Рады. Причем глава фракции БПП в Раде Артур Герасимов заявил, что НАБУ "требует вернуть полтора миллиарда долларов тем, кто их украл".

Что будет дальше, сказать сложно. Во-первых, связь между Онищенко и Януковичем именно по этому вопросу кажется действительно слабой, даже учитывая Арбузова. И вообще, их объединяет разве что то, что оба беглые. Во-вторых, НАБУ и ГПУ интересуются совершенно разными суммами. Нигде в выкладках по Януковичу $156 млн не фигурировали. В-третьих, есть кипрские офшоры, которые оспаривают спецконфискацию денег Януковича. Возможно, их имел в виду Луценко, когда говорил: "Желание определенных лиц, которые хотят в Лондоне начать процедуру возврата этих средств, получить решение Краматорского суда, не проходит. В четвертых, у НАБУ действительно нет аудитора. В БПП говорят, что депутаты до сих пор не определились с кандидатами. В антикоррупционном комитете Рады говорят, что кандидаты у них есть. В-пятых, только через месяц суд - возможно - решит, подлежат ли данные Ощада о средствах Януковича обнародованию.

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.